Князь Владимир Мономах: 900 лет истории и легенд
Власть, меч и перо: биография князя Владимира Мономаха
Владимир Всеволодович родился в 1053 году в семье князя Всеволода Ярославича и безымянной византийской принцессы, которую традиционно считают дочерью императора Константина IX Мономаха. Отсюда и прозвище, закрепившееся за князем — Мономах, буквально «единоборец» (о греческого μόνος — «один» и μαχία — «битва, сражение, война»). Впрочем, документального подтверждения этой родственной связи не существует. Византийское происхождение матери сделало Владимира наполовину греком, что, безусловно, повлияло на его мировоззрение и политические амбиции.
Княжить Владимир начал в 23 года отец посадил его в Смоленске, в 25 он уже правил в более значимом Смоленске. При этом молодой князь успел показать себя как талантливый военачальник и политик.
Его деятельность пришлась на непростой период русской истории — эпоху раздробленности и междоусобиц, когда Киевская Русь медленно, но неуклонно раскалывалась на отдельные княжества. Мономах, в отличие от многих современников, пытался противостоять этому процессу. В 1093 году, после смерти своего отца он мог занять киевский престол. Однако, не желая разжигать войну, не стал препятствовать своему двоюродному брату Святополку занять трон, объяснив это так: «Если сяду на столе отца своего, то буду воевать со Святополком, так как стол этот был его отца». Так Владимир остался княжить в Чернигове, но взял под контроль Ростов и Смоленск.
В 1097 году он выступил инициатором Любечского съезда князей, на котором был принят принцип «каждый держит отчину свою». Этот временный компромисс пытался примирить противоречивые тенденции: стремление князей к независимости и необходимость поддерживать единство перед лицом внешних угроз, прежде всего половецкой. Вместе с тем в 1102 году он успешно предотвратил замену своего сына Мстислава в Новгороде на сына Святополка, нарушив тем самым традицию, по которой в Новгороде правил старший сын киевского князя.
Киевский стол
В начале XII века Владимир Мономах заложил основу каменного зодчества в Смоленской и Северо-Восточной Руси, инициировав строительство Успенского собора в Смоленске и Богородице-Рождественского в Суздале. С 1103 года князь организовал серию успешных наступательных походов против половцев, разгромив их в ключевых битвах на Сутени (1103), Сальнице (1111), а также разбив половецких ханов Боняка и Шарукана на переяславских землях.
На киевский престол Владимир взошел лишь в 60 лет, в 1113 году, после того как умер великий князь Святополк Изяславич и в Киеве вспыхнуло восстание. Восстание было подавлено, однако Мономах вынужден был смягчить положение низших слоев общества с помощью законодательных мер. Так появился «Устав Владимира Мономаха» или «Устав о резах», который стал частью расширенной редакции «Русской Правды». Этот устав ограничил доходы ростовщиков, установил условия долговой зависимости и, не затрагивая основы феодальных отношений, улучшил положение холопов и закупов.
Мономах правил Киевом до самой смерти — двенадцать относительно спокойных лет. За это время ему удалось временно укрепить разваливающееся государство и провести ряд реформ. Стабильность в государстве сохранялась благодаря авторитету Владимира Мономаха, завоеванному в борьбе с половцами, а также концентрации значительных территорий Древнерусского государства в руках киевского князя.
Последняя война с Византией
В конце XI — начале XII века на Руси появился византийский самозванец, известный как лже-Диоген, который выдавал себя за давно погибшего сына императора Романа IV — Льва Диогена. Из политических соображений киевский князь «признал» этого претендента и даже выдал за него свою дочь Марию. Мало-помалу Мономах смог собрать значительные силы и в 1116 году, под предлогом возвращения трона «законному царевичу», выступил с войной против Византии — это было последнее сражение между двумя государствами.
Поддерживаемый Мономахом и половцами, лже-Диоген захватил многие дунайские города, однако в Доростоле (ныне Силистра в Болгарии) его настигли два наемных убийцы, посланные византийским императором Алексеем I. Но это не остановило Мономаха. Он продолжил действовать в интересах сына лже-Диогена — Василия, организовав новый поход для удержания дунайских городов.
В конечном итоге Византия, вероятно, смогла вернуть себе придунайские территории, так как вскоре Мономах снова отправил войско на Дунай под командованием своего сына Вячеслава, которое безуспешно осаждало Доростол и вернулось обратно.
Лишь в 1123 году, уже после смерти императора Алексея I, русско-византийские переговоры завершились заключением династического брака: внучка Мономаха стала супругой сына византийского императора Иоанна II — Алексея.
«Поучение Владимира Мономаха»: исповедь и политическое завещание
В 1116 году, по указанию Владимира Мономаха, игуменом Выдубицкого монастыря Сильвестром была создана вторая редакция «Повести временных лет». В 1118 году была подготовлена третья редакция. В 1119 году пресвитер Василий, приближенный к Владимиру Мономаху, в четвертый раз отредактировал текст «Повести временных лет». Именно эта версия летописи сохранилась в Лаврентьевской летописи 1377 года.
В составе этой летописи содержатся все дошедшие до нас произведения Владимира Мономаха — его «Поучение», обращенное к сыновьям, автобиографический рассказ «О путях и ловах», «Письмо к Олегу Святославичу».
«Поучение» представляет собой сложный жанровый сплав: это и духовное наставление, и политический трактат, и автобиография, и даже что-то вроде психологического портрета.
«Сидя на санях» (метафора приближения к смерти), Владимир Мономах призывает князей избегать кровопролития. Он советует уважать старших правителей и не обижать младших, заботиться о семье, боярах и слугах. Основываясь на собственном опыте, Мономах рекомендует своим детям действовать самостоятельно: не полагаться в походах на одного воеводу, а в хозяйственных делах — на одного управляющего.
Владимир Мономах был одним из самых образованных людей своего времени: в «Получении» он цитирует Псалтирь, сочинения святителя Василия Великого, Ветхий и Новый Завет. С помощью отрывков из богословских книг и Библии он убеждает потомков быть христианами, вести себя смиренно, защищать вдов и крестьян. Мономах внушает мужчинам не бояться смерти ни в бою, ни на охоте и верно исполнять свой долг.
Князю также принадлежит письмо его политическому сопернику, князю Олегу Святославичу, в котором он призывает к примирению, несмотря на то, что в борьбе с ним погиб его родной сын. Мономах нашел в себе силы отказаться от мести и просил Олега Святославича забыть обиды и восстановить союзнические отношения.
Шапка Мономаха как символ власти
Пожалуй, самый известный артефакт, якобы связанный с именем князя Владимира, — знаменитая шапка Мономаха, которой, впрочем, у него никогда не было. Головной убор, хранящийся в Оружейной палате Московского Кремля, представляет собой золотой филигранный колпак восточной работы, украшенный соболиной опушкой, драгоценными камнями и крестом.
По официальной московской версии XVI века, шапка якобы была прислана Мономаху византийским императором Константином IX в знак признания его власти. Эта легенда окончательно оформилась в «Сказании о князьях Владимирских» — произведении эпохи Василия III, призванном обосновать преемственность власти московских государей от Киевской Руси и Византии. Согласно этому повествованию, Константин IX подарил своему внуку Владимиру не только шапку, но и другие регалии — бармы, и Животворящий Крест.
Однако император Константин IX умер в 1055 году, когда Владимиру Мономаху было всего два года. Впрочем, средневековых авторов такие несоответствия смущали мало. Важнее был символический смысл легенды — обоснование идеи Москвы как «Третьего Рима» и претензий московских князей на наследие Византии, которая пала в 1453 году.
По «золотоордынской» версии, шапка Мономаха была создана в XIII — XIV веках, вероятно, в одном из золотоордынских ремесленных центров. Это типичный восточный головной убор, схожий с теми, что носили ханы. В Москву она могла попасть как дар одного из ханов московскому князю или как военный трофей.
Однако по мнению современных историков, шапка Мономаха была изготовлена в Москве из золота великокняжеской казны при Василии II, возможно, из фрагментов более старых предметов. Анализ княжеских завещаний позволяет предположить, что золотые пластины происходили из шлемов-шишаков сыновей Ивана Красного — Дмитрия Донского и княжича Ивана.
Подтверждением служит разнонаправленность элементов орнамента — словно объединили части двух похожих головных уборов. На начальной стадии пластины, вероятно, соединялись встык без отверстий. Дополнительным аргументом стало сходство крепления навершия шлемов-шишаков и шапки Мономаха. Предположительно, шлемы братьев-князей попали к Ивану III в 1486 году, а от него перешли к Василию II. К тому времени некоторые детали были утрачены, поэтому мастера и использовали пластины с несовпадающим узором. Тогда же были добавлены меховая опушка и драгоценные камни.
К XVII веку шапка Мономаха «размножилась». Со слов очевидцев-иностранцев, на царство венчали несколькими шапками, пронося их над головой венценосца одну за другой по старшинству. После Смуты сохранилось только три шапки — Мономаха, Казанская и вскоре разобранный «Большой венец» Федора Ивановича. Но при Михаиле Романове была изготовлена сохранившаяся до наших дней шапка Астраханская.
При соправителях Иване и Петре появились еще четыре короны: шапка Мономаха второго наряда (для Петра), два алмазных венца для повседневного ношения и шапка алтабасная. После реформ Петра I эти регалии вышли из употребления, уступив место Коронам Российской империи..
Как князь стал символом власти: трансформация образа Мономаха
За девять веков Владимир Мономах превратился из реального исторического деятеля в символ, даже в архетип идеального правителя. Причем каждая эпоха видела в нем то, что хотела видеть.
Для московских книжников XV — XVI веков Мономах был прежде всего связующим звеном между Киевской Русью и Древнерусским государством, легитимизирующим власть московских государей. Неслучайно именно в этот период создаются тексты, подчеркивающие его византийское происхождение, а также, например, так называемый Мономахов трон.
В императорской России XVIII — XIX веков Мономах воспринимался как образец просвещенного монарха, сочетающего воинскую доблесть с мудростью государственного деятеля и литературным талантом. Карамзин превозносил «добродетели его, редкие во все времена».
Советская историография, при всей идеологической заданности, отдавала должное политическим талантам князя. В нем видели объединителя русских земель, борца с феодальной раздробленностью и защитника от внешних врагов. «Поучение» изучали в вузах как важный памятник древнерусской литературы, хотя его религиозный аспект, естественно, отходил на второй план.
В современной России интерес к фигуре Мономаха не угасает. Его имя носят улицы, корабли, премии. Выражение «Шапка Мономаха» по-прежнему служит метафорой бремени власти. А образ самого князя удивительно соответствует нынешним поискам России своего уникального пути между Востоком и Западом.
Ранее мы рассказали, как военный инженер Игнатий Брянчанинов стал святителем и богословом.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».