Композитор Андрей Петров: ленинградский «король киномузыки», написавший песню «Я шагаю по Москве»
Со дня рождения композитора Андрея Петрова исполнилось 95 лет
Биография композитора Андрея Петрова
Андрей Павлович Петров родился 2 сентября 1930 года в Ленинграде в семье военного хирурга Павла Петрова и художницы Ольги Ваулиной. Детство композитора прошло в большой коммунальной квартире на 4-й линии Васильевского острова, некогда полностью принадлежавшей его деду Петру Ваулину, — известному художнику-керамисту, который работал с Васнецовым над мозаичными панно Третьяковской галереи.
Во время войны семью эвакуировали в сибирский город Ленинск-Кузнецкий. Там юный Андрей увлекся литературой, перечитал всю местную библиотеку и даже начал сочинять собственные рассказы, которые сам же и иллюстрировал.
Первые уроки игры на скрипке Петров получил во Дворце пионеров еще до войны, однако всерьез увлекся музыкой лишь в пятнадцать лет. А после возвращения в Ленинград в 1944 году он посмотрел фильм «Большой вальс» (1938) о жизни и творчестве «короля вальсов» Иоганна Штрауса, и эта картина произвела на юношу такое сильное впечатление, что он решил посвятить себя композиции.
«Я восхитился, поразился абсолютной красотой гармонии музыки и кадра», — вспоминал позже Петров. Кстати, тот же фильм определил и судьбу будущего режиссера Эльдара Рязанова, с которым композитора впоследствии свяжет долгая творческая дружба. А писатель Виктор Астафьев раскрыл секрет этого феномена для целого поколения: «Когда меня спрашивают, был ли я когда-нибудь счастлив, твердо отвечаю: «Да! Был!» — и рассказываю про тот день, точнее, про зимнюю заполярную ночь, когда брел, гонимый пургой, и прибрел к кинотеатру, как увидел рекламу фильма, как дрогнуло во мне что-то, как я решил найти рубль и нашёл его, как смотрел «Большой вальс» и почти весь фильм уливался слезами от умиления и еще от чего-то, мной тогда, да и по сию пору до конца не отгаданного. Фильм этот был еще и тем хорош, что познакомил нас, уставших от маршей и барабанного боя, с нежной музыкой, и она стала часто звучать по радио и в залах».
Выбрав путь композитора, Петров окончил музыкальное училище имени Римского-Корсакова, а затем Ленинградскую консерваторию под руководством профессора Ореста Евлахова.
Начало карьеры в кино
Дебют Андрея Петрова как кинокомпозитора состоялся в 1961 году с фильмом «Человек-амфибия». Музыка к этой картине сразу покорила сердца миллионов зрителей. Песня о морском дьяволе на слова Соломона Фогельсона звучала из каждого окна, а морякам полюбилась печальная «Песня рыбака» на стихи Юлии Друниной.
На конкурсе фильмов журнала «Советский экран» 1962 года картина вошла в первую пятерку, а Андрей Петров был признан одним из ведущих кинокомпозиторов. Фильм стал одним из символов эпохи оттепели. И, несмотря на критику официальных идеологов, за три года его посмотрели более 100 миллионов зрителей.
Лучшая киномузыка Андрея Петрова
После триумфа «Человека-амфибии» на Петрова буквально обрушился вал предложений от режиссеров. Особенно плодотворным оказалось сотрудничество с Георгием Данелией («Путь к причалу», «Я шагаю по Москве», «Осенний марафон») и Эльдаром Рязановым.
С Рязановым композитор работал над 13 фильмами, среди которых «Берегись автомобиля», «Служебный роман», «Вокзал для двоих», «О бедном гусаре замолвите слово», «Жестокий романс», «Забытая мелодия для флейты», «Небеса обетованные». Последней совместной работой стала картина «Старые клячи».
Однажды Георгий Данелия прислал Петрову телеграмму: «Пожалуйста, пиши для Рязанова музыку немножечко хуже, чем для меня». В шутке была доля правды — мелодии и особенно песни Андрей Павловича часто становились самостоятельными хитами. А в фильмах Данелии песен было гораздо меньше.
Удивительный дар Андрея Петрова
Петров обладал редким талантом — он умел заставить петь даже тех актеров, которые никогда раньше не решались это делать в кино или пели очень редко.
Так появились проникновенные песни в исполнении Андрея Мягкова и Алисы Фрейндлих в «Служебном романе» (кстати, у актрисы был абсолютный слух, но до того она почти не пела в кино), Никиты Михалкова в «Я шагаю по Москве», романсы в исполнении Валентина Гафта и Олега Басилашвили.
А романсы «А напоследок я скажу», «Любовь — волшебная страна» и «Под лаской плюшевого пледа» в исполнении Валентины Пономаревой (на экране «пела» Лариса Гузеева) уже стали настоящей классикой камерной музыки. Не менее известен и «Мохнатый шмель» от Никиты Михалкова и песни из фильма «О бедном гусаре замолвите слово».
Сам композитор шутил, что он не умеет ни петь, ни играть на фортепиано. Рассказывают, что на прослушивании заглавной мелодии к «Берегись автомобиля» автор не мог спеть и нескольких нот своей музыки. Удивленный Рязанов попросил композитора наиграть мелодию из фильма «Я шагаю по Москве». Когда Андрей Павлович так же плохо ее сыграл, режиссер успокоился, поняв, что в воображении Петрова сразу звучит целый оркестр, и его музыка «расцветает» только в инструментальном исполнении.
Симфонии, оперы и балеты Андрея Петрова
Андрей Петров не ограничивался только киномузыкой. Он был автором десятков серьезных академических произведений — балетов, симфоний, опер, концертов. Дмитрий Шостакович, высоко ценивший творчество своего младшего коллеги, писал: «Андрей Петров обладает яркой композиторской индивидуальностью. Меня восхищает его плодотворная работа в разнообразных жанрах!»
Впервые услышав балетную музыку Сергея Прокофьева, Мориса Равеля и Игоря Стравинского, молодой Андрей Петров увлекся музыкальным театром. Уже в 1959 году на сцене Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова (ныне Мариинский театр) был поставлен его балет «Берег надежды».
Вершиной творчества Андрея Павловича для театральной сцены стал балет «Сотворение мира» (1971), созданный по мотивам рисунков французского карикатуриста Жана Эффеля, с элементами джаза и рока. Его ставили в десятках театров мира, главные партии исполняли Михаил Барышников, Валерий Панов, Ирина Колпакова.
Для исполнения в музыкальных театрах Петров также создал трилогию, включающую три сценических произведения, отражающих важные этапы российской истории. Опера «Петр Первый» (1975) посвящена реформаторской деятельности Петра Великого. Вокально-хореографическая симфония «Пушкин» (1979) раскрывает образ великого поэта. Опера-феерия «Маяковский начинается» (1983) рассказывает о формировании личности поэта в эпоху революций 1917 года.
Среди других значимых произведений Петрова — Поэма для органа, струнных, четырех труб, двух фортепиано и ударных, посвященная памяти погибших во время блокады Ленинграда (1966), Концерт для скрипки с оркестром (1980), симфония-фантазия «Мастер и Маргарита» (1985) по мотивам романа Булгакова.
Личная жизнь композитора
Жена Андрея Павловича, Наталия Ефимовна (в девичестве — Фишкова), всю жизнь проработала музыкальным журналистом на телевидении. А познакомились они в консерватории, где она получила «комсомольское задание» — вовлечь замкнутого студента Петрова в общественную жизнь.
«Насчет общественной не знаю, а вот с личной все сложилось чудесно. Если бы не вмешательство комсомола, неизвестно, как сложилась бы моя судьба», — шутил композитор в интервью «Известиям» И вполне серьезно добавлял: «С Наташей мне как-то сразу стало хорошо и легко. Она была и осталась удивительно обаятельным человеком, в ней есть шарм, который не может оставить равнодушным. В ней есть прелесть искренности. И конечно, у нас общая среда и общие интересы, а это ох как немаловажно. Мы дружили с первого по пятый курс, вместе сдавали экзамены, вместе бегали на концерты, вместе гуляли по любимому Ленинграду. А поженились перед выпускными экзаменами в консерватории».
Дочь Ольга пошла по стопам отца и стала композитором. Вместе с ней Андрей Павлович написал музыку к телесериалу «Петербургские тайны» и мюзиклу «Капитанская дочка» для бродвейской труппы.
Внук Петр окончил консерваторию, стал контрабасистом и играет в Академическом симфоническом оркестре Санкт-Петербургской филармонии. Внучка Манана — известная актриса мюзиклов, дважды лауреат театральной премии «Золотая маска», участвовала в постановках «Чикаго», «Бал вампиров», «Русалочка», «Джекилл и Хайд», «Поющие под дождем».
Причина смерти Андрея Петрова
В ноябре 2005 года, за несколько месяцев до смерти, Андрей Петров представил новую симфонию-фантазию «Прощание с...» (название — аллюзия на известный вальс Штрауса). «Это не реквием, это воспоминание о том прекрасном, с чем, к сожалению, приходится прощаться», — пояснял композитор.
Андрей Павлович Петров скончался 15 февраля 2006 года после ишемического инсульта. Его похоронили на Волковском кладбище Санкт-Петербурга, на территории музея-некрополя «Литераторские мостки».
«Петербургский след» композитора
Андрей Петров часто шутил, что в его честь ничего в городе не придется переименовывать — он и так жил на Петровской набережной напротив домика Петра I, и даже кабинетный рояль марки Petroff был его «однофамильцем».
Тем не менее, память о композиторе бережно хранится в Санкт-Петербурге. На доме № 17 по 4-й линии Васильевского острова, где он жил с рождения до 1954 года, установлена мемориальная доска.
Именем Андрея Петрова названа малая планета, открытая в 1994 году. На Каменноостровском проспекте разбит сквер имени Андрея Петрова, где композитор когда-то посадил рябину. В 2008 году сквер был реконструирован, там появились фонтан и мемориальная композиция «Первая скрипка» — восемь скульптур, символизирующих миссию композитора.
Каждую осень проходит Всероссийский конкурс композиторов имени Андрея Петрова. Для студентов музыкальных учебных заведений учреждена стипендия его имени, которую присуждает правительство Санкт-Петербурга.
Как точно заметил, вспоминая коллегу, Родион Щедрин: «Петров всегда находил возможность поставить себя так, что его негромкий голос был слышен и уважаем в самых высоких инстанциях. И он никогда, ни при каких обстоятельствах не ронял себя в глазах тех, кто верил ему и кто его любил».
Мероприятия к юбилею композитора
В Петербурге 2 сентября в 19:00 в саду Андрея Петрова состоится бесплатный концерт-марафон с участием Олега Погудина, внчки композитора Мананы Гогитидзе и других звезд. Прозвучат хиты из фильмов «Служебный роман», «Жестокий романс», «Я шагаю по Москве».
Шоу «Поющие мосты» в Петербурге в ночь с 5 на 6 сентября посвятят композитору — Дворцовый мост разведут под его музыку.
26 сентября в БКЗ «Октябрьский» пройдет концерт «Ваш Андрей Петров» с участием звезд Большого и Мариинского театров, Театра балета Эйфмана.
11 октября в Капелле исполнят редкое произведение Петрова «Время Христа» (1995). Также в Петербурге запланированы ретроспектива фильмов в кинотеатре «Аврора» и симфонический концерт в рамках фестиваля «Петербургские дожди».
Не забывают об Андрее Петрове и в Москве. 5 сентября в Музее музыки откроется выставка, посвященная 95-летию со дня рождения композитора. Для посетителей она начнет работу с 6 сентября.
Ранее мы рассказали о правде и мифах в жизни и судьбе еще одного знаменитого ленинградца — Виктора Цоя.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».