Между троном и гильотиной: исторический фильм-реквием «Падение короны»
Французская революция под микроскопом
Итальянский режиссер Джанлука Йодиче предлагает зрителю непривычный взгляд на Французскую революцию — не через призму народных восстаний или стройные ряды санкюлотов с пиками, а посредством камерной истории последних дней королевской семьи Франции. «Падение короны» (в оригинале названный куда более символично — «Потоп») — это фильм-реконструкция, основанный на дневниках верного слуги короля, остававшегося с монаршей семьей до последнего часа.
Вместо традиционного для исторических фильмов о Франции XVIII века изображения роскоши Версаля, бесконечных балов и пышных платьев (вспомним хотя бы фильм Софии Копполы «Мария-Антуанетта»), Йодиче сразу погружает нас в 1792 год. Французская монархия уже пала, королевская семья под конвоем прибывает в средневековую крепость Тампль, где Людовику XVI и Марии-Антуанетте предстоит провести последние совместные дни перед неизбежной развязкой.
Фильм разделен на три символичные главы: «Боги», «Люди» и «Мертвецы» — этот путь отражает постепенное фатальное превращение венценосных особ из обладателей «божественного права на власть» в обычных заключенных и, наконец, в приговоренных к смерти.
Визуальный ряд и операторская работа заслуживают отдельного упоминания. Художник по костюмам Массимо Кантини-Паррини (работавший над фильмами «Мария» и «Феррари») создал удивительно достоверную картину трансформации внешнего облика королевской семьи. В начале мы видим еще припудренные лица, изысканные шелковые ткани и идеальные прически. Но с каждой сценой и внешность, и наряды становятся всё более блеклыми, грязными, обветшалыми.
А в глазах Людовика XVI (до неузнаваемости преображенный французский актер Гийом Кане) постепенно появляется растерянность человека, который всю жизнь считал себя наместником Бога на земле, но внезапно обнаружил, что он простой смертный. А Мелани Лоран в роли Марии-Антуанетты создает образ, который разительно отличается от всех предыдущих киноверсий этой исторической фигуры — перед нами не легкомысленная любительница роскоши, а женщина, сразу осознавшая безнадежность положения, в котором оказалась ее семья.
История без черно-белой оптики
Режиссер избегает однозначных трактовок. Фильм не выступает апологетом монархии, не представляет Людовика XVI и Марию-Антуанетту как невинных жертв. Но и революционеры — не бескомпромиссные герои. Каждый персонаж, от самого короля до начальника тюремной стражи, показан со своими сомнениями, страхами и убеждениями.
Сцены, в которых бывшая венценосная чета пытается сохранить достоинство в унизительных условиях заключения, предлагают зрителю задуматься о цене революционных преобразований и о том, что скрывается за громкими лозунгами о свободе, равенстве и братстве.
Особенно показательна линия молодого прокурора Мануэля (Том Хадсон), который поначалу верит в идеалы революции, но постепенно приходит к выводу, что становится участником процесса, превращающего освободительное движение в машину террора. Эта линия отсылает к известной максиме о революции, которая пожирает своих детей.
Супружеская близость на пороге смерти
Самый тонкий и пронзительный аспект фильма — изображение отношений между Людовиком XVI и Марией-Антуанеттой. Только оказавшись в заключении, лишившись привилегий и неминуемо приближаясь к казни, эти двое впервые за много лет брака становятся по-настоящему близки друг другу.
В традиционной историографии их брак рассматривался как династический союз, лишенный искренних чувств. Мария-Антуанетта представлялась легкомысленной и равнодушной к мужу женщиной, в то время как Людовик считался неуверенным в себе, слабым правителем. Йодиче же показывает, как в экстремальных обстоятельствах между ними зарождается настоящая человеческая связь.
Диалоги супругов в камере Тампля полны горечи осознания прошлых ошибок и раскаяния. Особенно трогательна сцена, когда Мария-Антуанетта яростно реагирует на оптимизм мужа, его христианское всепрощение и веру в справедливость суда. Ее гнев — это не только презрение к его слабости, но и отчаянная попытка разрушить иллюзии и защитить последние крупицы человеческого достоинства.
Библейские мотивы финала
Финальная часть картины — «Мертвецы» — снята с особой деликатностью. Здесь нет кровавых сцен, которых можно было бы ожидать от фильма о Французской революции. Последние часы Людовика XVI показаны через призму его внутреннего состояния, через смирение с судьбой и стремление сохранить королевское достоинство.
Кульминационный момент — сцена прощания короля с семьей — снята через запотевшее стекло двери, что создает ощущение интимности, невольного подглядывания за моментом абсолютной человеческой трагедии. Троекратный крик Марии-Антуанетты, осознавшей, что видит мужа в последний раз, — это крик не страха за собственную жизнь, а боли от утраты.
Образ дождя в день казни короля перекликается с оригинальным названием фильма — «Потоп». Как в библейском повествовании потоп смывает прежний мир, так и Французская революция необратимо изменила ход мировой истории, положив конец системе абсолютной монархии.
Кому стоит смотреть «Падение короны»
«Падение короны» — фильм не для любителей экшена и динамичного повествования. Это медитативная, камерная драма, которая требует вдумчивого просмотра и готовности сопереживать даже тем историческим персонажам, которых привыкли считать отрицательными.
Картина однозначно заинтересует любителей исторических драм с вниманием к деталям эпохи, ценителей психологического кино и тех, кто интересуется темой Французской революции. Фильм заставляет задуматься о природе власти, о человеческом достоинстве и о том, какую цену платит общество за радикальные перемены.
Даже зная неизбежный финал этой истории, зритель до последнего момента надеется на невозможное чудо — настолько пронзительно показаны человеческие переживания героев, оказавшихся заложниками исторического процесса. И в этом главное достижение режиссера — он превращает отдаленные исторические события в глубоко человеческую историю, актуальную вне зависимости от времени и места.
Ранее на российские экраны вышла музыкальная драма «Дольче!». В основе сюжета фильма — античный миф об Орфее и Эвридике.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».