Травле — нет: как будет работать новая антибуллинговая программа в школах
«Журавлик» и «Травли NET» запустили антибуллинговую программу для российских школ
Создание антибуллинговой программы для школ стало итогом шестилетней работы проекта «Травли NET». За эти годы организация собрала множество материалов и составила методические пособия, лекции и игры. Как объяснили в фонде «Журавлик», инициатива нацелена на создание гибких навыков у школьников и сплочение детских коллективов. Повышение квалификации педагогов — еще одна цель проекта, сообщили «Известия».
По данным «Травли NET», примерно 52% школьников страдают от буллинга. Из них 32% подвергаются психологическим нападкам, а еще 26,6% — физической травле. Около 15% детей никому не рассказывают о нападках одноклассников. А еще 56% школьников молчат, что страдают от издевательств в интернете, рассказала автор проекта «День борьбы с кибербуллингом» Александра Бабкина.
Сейчас растет первое поколение детей, родители которых освещали большую часть своей жизни в социальных сетях. В некоторых случаях этот цифровой след может стать причиной проблем ребенка, одной из которых является школьный буллинг.
Как работает программа
«Травли NET» и «Журавлик» разработали специальную инструкцию по профилактике травли, правила для школьников, листы проверки для педагогов и родителей, а также набор практических инструментов для противодействия буллингу. В программу включили нормативный документ, который поможет закрепить порядок действий в случае школьной травли.
Инициатива не предполагает каких-то отдельных мероприятий, которые будут отвлекать педагогов и администрацию от основных задач. Авторы программы предлагают обеспечить общую вовлеченность в предотвращение школьного буллинга.
Программа стартует 24 августа. Чтобы стать ее участником, необходимо зарегистрироваться на портале «Гнездо». Бесплатный доступ ко всем материалам откроется в 18:00 в рамках вебинара.
Как в школах противостоят травле
Программы по борьбе с разными конфликтами или травлей уже вводили в школах. Однако они не везде были эффективны. В подавляющем большинстве случаев службы медиации и конфликтные комиссии работают не очень хорошо, считает эксперт профсоюза «Учитель», школьный педагог Дмитрий Казаков.
Его мнение подтверждает статистика, которую привел эксперт направления «НФ. Аналитика» «Народного фронта» Константин Смирнов. В марте 2022 года 57% директоров школ заявляли, что у них работает комиссия по примирению. Однако, о наличии таких специалистов знали только 9% учеников этих учебных заведений.
Наиболее распространенным методом борьбы с травлей оказались обсуждения темы на собраниях. Помимо этого, 58% директоров сочли действенной мерой раздачу методичек по противодействию буллингу семьям школьников. При этом, только 19% родителей знали о таких материалах.
А в некоторых школах с травлей никак не борются. Администрации объяснили это отсутствием прецедентов, нехваткой средств и персонала. Также директора сочли, что для профилактики буллинга хватает работы классных руководителей. Такие ответы дали 23% директоров.
Результаты опроса, который показал разный уровень информированности о мерах против травли среди родителей и учителей, говорят сами за себя. Выходит, что предпринимаемые усилия часто оказываются неэффективными. Возможно, к созданию алгоритмов профилактики травли стоит привлекать специалистов с опытом в этой сфере, предложил Смирнов.
Готовы ли педагоги предупреждать травлю
Профсоюз «Учитель» тоже настаивает на привлечении экспертов, классные руководители должны выполнять непосредственные обязанности. Дмитрий Казаков объяснил, что сам ведет класс и на практике знает, что для решения проблем школьников часто просто нет времени.
«Педагоги, родители, дети живут в отрыве друг от друга, коммуницируют только в случаях острого конфликта. Работа на самом деле не профилактическая, а прецедентная».
Дмитрий Казаков
Эксперт профсоюза «Учитель», школьный педагог
Сейчас в учебных заведениях нет четкой схемы действий для разрешения ситуаций с травлей. Между учениками, учителями и родителями нет налаженных алгоритмов урегулирования, добавил Казаков.
Учитель должен сделать так, чтобы вверенные ему дети чувствовали себя в безопасности. Но чаще всего у педагогов нет соответствующей подготовки и знания, как реагировать на травлю, поделилась мнением Бабкина.
Тему буллинга и его профилактики не поднимают в педагогических вузах и колледжах. А иногда встречаются учителя и администрация, которые считаю травлю в школах обычным делом. Некоторые из них высказывают мнение, что это характерное возрасту учеников поведение, а эффект от травли даже положительный — «закаляет» характер, пояснила директор по развитию Национальной родительской ассоциации, кризисный психолог Марианна Шевченко. Она выступила за обязательное введение модулей по противодействию травле в высших учебных заведениях и колледжах.
Внедрение антибуллинговой программы
Во время внедрения программы в школах может возникнуть ряд трудностей. Например, учителя и директоры учреждений могут воспринять материалы как еще одни бумаги, которые нужно изучить, а потом отчитаться. Поэтому программа будет куда эффективней, если ее внедрением с самого начала займется специалист, предположил психолог и социальный педагог Артем Митряхин.
Специалист признался, что не раз встречал негативное отношение педагогов к обучению профилактике травли. Многие воспринимали это как еще один обязательный указ сверху. Но восприятие учителей менялось, когда они понимали, что на них не давят, а просто оказывают помощь. Даже внедрение рекомендаций по борьбе с буллингом уже станет хорошим шагом, выразил уверенность Митряхин.
Методички и гайды очень важны для успешной антибуллинговой кампании. Но огромное значение имеет и то, понимает ли педагог психологический момент возникновения травли. Эти два момента стали понятны по результатам исследований, проведенных в 2019-2020 годах, добавила сотрудник Центра толерантности Анна Макарчук.
Самые актуальные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».