Какими самолетами Россия заменит Boeing и Airbus: Superjet 100, МС-21, Ту-214
Временные меры
Российская авиация оказалась в непростом положении. Санкции Запада потенциально приведут к сокращению количества гражданских судов в два раза, а объема перевозок — на 60-70%.
Заслуженный военный летчик РФ Владимир Попов в разговоре с «Ямал-Медиа» выразил мнение, что авиация понесет убытки, но они будут не критичны. Есть ряд мер, которыми можно поддержать отрасль на начальном этапе.
Внутри страны мы все-таки будем достаточно интенсивно использовать тот воздушный парк, который у нас есть. На складах еще остались запасные части, ремонтные комплекты, которые можно ставить по режиму эксплуатации. Этого хватит на два-три месяца
Владимир Попов
заслуженный военный летчик РФ
Еще один вариант — донорство. То есть использование деталей разобранного самолета для обслуживания нескольких других.
Поставлять необходимые запчасти можно через третьи страны, которые не ввели санкции против России. Наконец, в стране есть мощности для собственного производства комплектующих на оставшиеся самолеты.
Нас не запрут в наших аэропортах, принудительно на землю не посадят. Целые заводы простаивают — а мы их заполним. Мы увеличиваем свою транспортную независимость, поднимаем производство и открываем новые рабочие места, а значит это плюс и к социальному развитию государства. Для народа это плюс очень большой
Владимир Попов
заслуженный военный летчик РФ
Superjet 100
России нужно будет развивать свою авиапромышленность, которая будет поставлять воздушные суда для пассажирских и грузовых перевозок. Сейчас есть ряд отечественных самолетов, которые нужно будет активно включать в работу.
«У нас есть Superjet 100. Это ближнемагистральный самолет, который можно использовать достаточно широко. Он под санкции не попадает, хотя его производство было налажено за счет кооперации с Западом. Но сегодня мы можем переориентировать производство только с учетом импортозамещения, обойтись своими силами и средствами», — сказал Попов.
Сейчас есть уже около 200 самолетов Superjet 100. В 2023 году состоится выкатка Superjet New, в котором будет до 97% отечественных комплектующих.
МС-21
Лайнер МС-21 — это первый среднемагистральный самолет, который разработали в современной России с нуля.
«МС-21 уже прошел основные испытания, сейчас заканчиваем сертификацию. Производство надо было начать с конца прошлого года, но такой задачи остро не стояло, а теперь это политическое решение принято. Мощности для него есть», — рассказал Попов.
Серийное производство МС-21 начнется в 2024 году, сообщил ТАСС. Его отложили из-за того, что иностранные компании отказались поставлять детали даже по предоплаченным контрактам. Все комплектующие к началу серийного производства должны заменить российскими.
Незабытые Ту
«У нас много старых машин, которые нужно реанимировать. Это по времени займет намного меньше, чем строить новые. Это можно сделать в течение полугода-года. А есть восстанавливать авиапромышленность полностью и по-новому производить лайнеры, это потребует года два-три минимум при оптимистичном прогнозе», — отметил Попов.
Летчик напомнил, что в России есть самолет Ту-334. Это старый борт, но его можно доработать: поставить новые двигатели и авионику, обновить конструктив.
Это аналог Superjet-100, но даже лучше. Он был полностью отработан достаточно давно, но не пошел в серийное производство «благодаря» тому, что начали производить Superjet-100. Самолет уже был испытан, сертифицирован, вышел малой серией, летал, то есть был наработан эксплуатационный опыт. И вдруг мы его отставили в угоду западу
Владимир Попов
заслуженный военный летчик РФ
Перспективы есть и у Ту-214, его производство могут нарастить до десяти единиц в год, передал ТАСС. В случае острой необходимости могут понадобиться Ту-154.
«Их нужно немного доработать, но внутри страны они летали, а где-то еще продолжают летать. Их нужно массово использовать сейчас, чтобы не подвергнуть себя транспортному голоду в авиационной отрасли», — сказал Попов.
Ил-96-400
Хорошие перспективы у самолетов Ил-96-400 и Ил-96-300, которые производятся на заводе в Воронеже.
«Это широкофюзеляжные, дальномагистральные и среднемагистральные самолеты, которые хорошо вписываются в нашу авиационную транспортную систему. Есть опыт эксплуатации, наземное оборудование для них, понимание, как их сейчас восстановить и поставить на линии»,
Перспективы малой авиации
В труднодоступных районах страны в основном работает малая авиация. Частным компаниям тяжело развиваться в таких условиях, так что им может понадобиться дополнительная поддержка.
Попов предположил, что для малых линий на Крайнем Севере и Дальнем Востоке необходимо отремонтировать Ан-2. При этом вертолетная и грузовая авиация пострадать не должны, в основном для них используются отечественные машины.
Еще есть L-410. Хотя он чехословацкого производства и в советские время был передан нам, сейчас мы его делаем сами. Уральский завод самостоятельно производит его по лицензии, всю документацию нам отдали
Владимир Попов
заслуженный военный летчик РФ
Это самолеты малой авиации, их можно использовать и на Севере, сказал Попов. Недавно прошли успешные испытания этого самолета на поплавковом шасси, то есть он сможет садиться на воду, использоваться в трудных природных условиях.
Самые важные и оперативные новости — в нашем Telegram-канале «Ямал-Медиа».