Дисциплина, традиции, терпение: шесть методов воспитания детей от бабушек из СССР
Психолог Таранова оценила методы бабушек из СССР по воспитанию детей
Железная дисциплина и режим
Родители во многих семьях постоянно работали, а детей оставляли на попечение бабушек и дедушек, давая им полную свободу действий. Под контролем старшего поколения дети чувствовали себя спокойно и лучше проходили этапы взросления, сообщил Life.
Дисциплина — ключ к спеху, считали советские бабушки и дедушки. Поэтому от внуков они требовали четкого соблюдения режима: сон в десять вечера, подъем в шесть утра, питание, прогулки и уроки по расписанию. В интернете ходят байки, что некоторых не кормили, если они, например, опаздывали на трапезу или ленились — кто не работает и прогуливает, тот сидит голодным. Говорят, что хватало всего одного такого раза, чтобы приучить ребенка к дисциплине.
Здорово, когда у ребенка есть четкий распорядок, и он знает, чего ожидать в течение дня. Однако в современных реалиях режим должен быть гибким, чтобы спонтанные дела тоже в него вписывались, отметила в беседе с «Ямал-Медиа» детский подростковый клинический психолог Ирина Таранова.
«Чрезмерно строгий режим может провоцировать у ребенка рост тревожности. Помимо основных задач по освоению окружающего мира, учебы, у ребенка будет еще одна тревожная задача — успеть вовремя для того, чтобы поесть. Потребность в еде — базовая, поэтому наказывать лишением еды с точки зрения психологии не очень здорово», — выразила свое мнение специалист.
Американский педиатр Бенджамин Спок призывал родителей прививать детям жизнь по строгому режиму с самого рождения. Он говорил, что нужно кормить, гулять, играть, укладывать спать именно по времени, а не потребностям. Прошли годы, и оказалось, что у многих детей, росших по таким правилам, развился аутизм, пояснила Таранова. Иными словами, режим важен и нужен, но нельзя допускать перегибов.
Терпение и труд
Старшее поколение пережило нелегкие времена и знало: чтобы есть, нужно работать. Советские бабушки прививали внукам не любовь, а именно привычку к труду. Детей отправляли копать грядки, ухаживать за птицей и скотом, рыбачить, готовить, мыть полы и заниматься другими делами по хозяйству. Их учили не ныть и относиться ко всему этому с оптимизмом.
«Труд — это здорово. Развитие навыков, умения обеспечивать себя, убрать в комнате, мыть посуду и полы — это очень полезно для ребенка. В труде нет ничего плохого, когда это в разумных пределах», — согласилась Таранова.
Однако запрещать детям ныть и просить смотреть на все с оптимизмом — не очень хорошая идея. Человек должен переживать и выражать свои эмоции, даже если они негативные. Когда ребенку не дают этого делать или навязывают чувства, его психика страдает из-за противоречия внутреннего и внешнего, подчеркнула психолог.
Уроки чистописания
Часто именно бабушки с дедушками контролировали выполнение уроков по чистописанию. Сейчас эта дисциплина почти забыта, а в СССР многие дети учились каллиграфическому почерку. Старшее поколение считало, что твердая рука и развитая моторика пригодятся каждому — и швее-мотористке, и инженеру. Писать чернилами было непросто, когда в тетради появлялась клякса, она летела в мусорку и приходилось начинать все сначала.
«Если взрослый адекватно реагирует на неудачи ребенка и на его собственную реакцию, то все замечательно. Ничего плохого в домашних тренировках нет. Тренируется навык письма, усердия, усидчивости, идет развитие мозга. Но если взрослый начинает вырывать листы, комкать, орать, доводить ребенка до слез, то у этого будет куча негативных последствий», — предупредила специалист.
У ребенка может развиться тревожность, появятся новые страхи. Например, он будет бояться сделать ошибку или самого взрослого. А некоторые могут потерять мотивацию к учебе и расхотеть получать новые знания.
Уважение к старшим
В СССР ребенка с ранних лет встраивали в иерархию старшинства. Его учили помогать младшим, защищать слабых и уважать старших, особенно, родителей и учителей. Бабушки и дедушки учили внуков, что с преподавателями всегда нужно здороваться и нельзя позволять себе шалости в их присутствии.
«Хорошо, когда у ребенка есть уважение ко взрослым, он помогает младшим и так далее. Но с другой стороны, возникает вопрос: а все ли взрослые заслуживают уважения? К сожалению, мы часто сталкиваемся с тем, что взрослые относятся к детям без должного уважения и даже унижают их чувства и достоинство. <…> Я бы сказала, что любой человек должен относиться к другому уважительно, но если тот не относится к тебе также, то ты имеешь право менять свое отношение», — поделилась мнением собеседница «Ямал-Медиа».
Решай свои проблемы сам
Советские родители следили за всеми сферами жизни ребенка и старались решить все его проблемы, чего не скажешь о старшем поколении. Бабушки и дедушки были убеждены, что с трудностями каждый должен справляться самостоятельно. Например, дед мог поставить внуку удар, если его обижают в школе, чтобы тот разобрался с неприятелями.
«Учиться решать свои проблемы самостоятельно — это здорово. Но если ребенок не может это сделать, рядом должны быть взрослые, которые могут постоять за него. Это и родители, и учителя, если мы про школу говорим. Ребенок должен знать, что у него всегда есть защита».
Ирина Таранова
детский подростковый клинический психолог
Лучше, если ребенок скажет обидчику, что не хочет выяснять с ним отношения, драться и доказывать, что с ним так разговаривать нельзя. Ведь для этих целей есть учителя, родители, директор школы и, в крайнем случае, полиция, добавила психолог.
Народные мудрости и история семьи
Бабушки и дедушки рассказывали внукам о своей молодости, неосознанно погружая их в историю рода и помогая найти нравственную опору. Именно старшее поколение прививало детям семейные ценности, посвящало в традиции и обычаи. Некоторые показывали внукам старые фотографии и знакомили их с дальними родственниками, объясняя, как они жили.
«Истории семьи — это положительный момент, ребенку интересно узнать, как было раньше. Но только когда не включается вот это «а вот мы в наше время», «а вот в наше время такого не было», «а вот в наше время психологов не нужно было», но тогда ведь и было другое время, другие потребности», — объяснила психолог.
Советские бабушки многое умели, они даже лечили своих домашних едой. Диетолог Наталья Круглова оценила советские рецепты пирогов против авитаминоза, анемии и других недугов.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».