http://Top.Mail.Ru
Денис Фонвизин: биография, лучшие книги и произведения писателя | Ямал-Медиа
13 апреля 2025, 12:34 (обновлено: 20 апреля 2025, 16:04)

Насмешник из благородных: судьба и творческий путь первого русского комедиографа Дениса Фонвизина

14 апреля исполняется 280 лет со дня рождения драматурга Дениса Фонвизина

«Худо мне жить приходится, уж и господин Фонвизин хочет учить меня царствовать!» — воскликнула как-то Екатерина II, раздосадованная политической публицистикой первого русского комедиографа. Автор «Недоросля» умел не только смешить публику, но и задевать за живое сильных мира сего. Его острословие превратилось в легенду еще при жизни, а комедии до сих пор не сходят со сцены. Что известно о русском драматурге и сатирике, со дня рождения которого 14 апреля исполняется 280 лет, — в материале «Ямал-Медиа».

Из немецких рыцарей в московские дворяне

Его предки принадлежали к рыцарям Ливонского ордена — барон Петер фон Визен сдался в плен во время Ливонской войны и стал служить московскому царю. Петр и Денис фон Визины приняли православие и постепенно обрусели. Уже сам драматург писал фамилию слитно, а Пушкин настаивал: «Не забудь фон-Визина писать Фонвизин. Что он, нехристь?! Он русский, из прерусских русской!»

Будущий сатирик родился 14 апреля 1744 года в Москве в семье с крепкими военными традициями. Отец драматурга, Иван Андреевич, служил и во флоте, и в сухопутных войсках. Именно отца Фонвизин считал своим нравственным ориентиром, вспоминая, что тот «имел разум превосходный, и душу благородную. Он был исполнен честности и твердости... и крестьяне его были счастливы и жили в изобилии».

Москва. Большая Ордынка. Здания XVIII века. Фото: oroch/Shutterstock/Fotodom
Москва. Большая Ордынка. Здания XVIII века. Фото: oroch/Shutterstock/Fotodom

Образование будущий драматург получил в гимназии при Московском университете. Поделенная на два класса — для дворян и разночинцев — гимназия давала весьма приличное по тем временам образование, хотя качество преподавания зависело от конкретных учителей. Фонвизин с иронией вспоминал, как учитель латыни нашил на кафтан и камзол пуговицы, соответствующие спряжениям и склонениям: «Когда станут спрашивать, примечайте, за которую пуговицу я возьмусь, и никогда ошибки не сделаете». А на экзамене по географии юному Денису присудили медаль за честное «Не знаю» — в отличие от товарищей, которые уверенно называли неправильные ответы.

Денис Фонвизин: от переводчика к драматургу

Талант сатирика проявился у Фонвизина еще в юности. Его остроты разлетались по Москве, принося автору славу опасного насмешника. «Меня стали скоро бояться, потом ненавидеть; и я, вместо того чтоб привлечь к себе людей, отгонял их от себя и словами и пером», — вспоминал он позже в «Чистосердечном признании в делах моих и помышлениях». При этом карьерно Фонвизин преуспевал: после университета он поступил на службу в коллегию иностранных дел, где к 30 годам дослужился до чина титулярного советника.

Литературный путь Фонвизин начал с переводов. В 1760-е он перевел басни Голберга, «Альзиру» Вольтера, «Кориона» Грессе. Переводы принесли ему известность и деньги, но настоящую славу он обрел как драматург.

Первой значительной комедией стал «Бригадир» (1769). В пьесе Фонвизин высмеял галломанию — слепое подражание французам, распространенное среди дворян. Сын бригадира Иван, побывавший в Париже, изъясняется, пересыпая речь французскими словами, и считает интересы родителей низменными. Пьеса выставляла напоказ конфликт между поколениями и критиковала поверхностное усвоение европейских ценностей.

Сцена из спектакля Театра имени Маяковского «Амуры на снегу» по пьесе Д. И. Фонвизина «Бригадир». Фото: vk.com/t.mayakovskogo
Сцена из спектакля Театра имени Маяковского «Амуры на снегу» по пьесе Д. И. Фонвизина «Бригадир». Фото: vk.com/t.mayakovskogo

Хотя комедия не была опубликована, ее авторские чтения в светских гостиных произвели фурор. Фонвизин обладал превосходным актерским даром — менял голоса и гримасы, вживался в героев. Слухи о блестящей новой пьесе дошли до самой Екатерины II, и автора пригласили прочесть ее в Петергофе. На этом чтении присутствовал влиятельный граф Никита Панин, который разглядел в молодом комедиографе не только юмор, но и крепкий ум. Вскоре Фонвизин стал личным секретарем графа.

«Недоросль»: комедия, пережившая века

Вершиной творчества Фонвизина стала комедия «Недоросль» (1783). Премьера состоялась 24 сентября 1782 года в петербургском Вольном Российском театре и принесла невиданный успех. По легенде, князь Потемкин, выходя из театра, сказал автору: «Умри теперь, Денис, или больше ничего уже не пиши; имя твое бессмертно будет по этой одной пиесе».

Фонвизин разделил персонажей комедии на два лагеря: положительные герои (Стародум, Правдин, Милон, Софья) противостоят отрицательным (Простакова, ее брат Скотинин, Митрофанушка). Через речи Стародума автор выражает собственные просветительские идеалы.

Николай Парфенов в роли Митрофанушки в спектакле «Недоросль» по Фонвизину. Театр имени Моссовета 1947 г. Фото: Архив Марины Стич/russiainphoto.ru
Николай Парфенов в роли Митрофанушки в спектакле «Недоросль» по Фонвизину. Театр имени Моссовета 1947 г. Фото: Архив Марины Стич/russiainphoto.ru

Впрочем, «Недоросль» — не просто комедия о необразованном молодом дворянине Митрофанушке и его деспотичной матери госпоже Простаковой. Это глубокое размышление о проблемах российского общества: крепостном праве, отсутствии правовых норм, мздоимстве и необразованности дворянства. Вообще Фонвизин одним из первых поставил вопрос о правах крестьян и обязанностях дворян перед государством.

В финале пьесы звучит знаменитая фраза Простаковой: «Вот злонравия достойные плоды!», фактически ставшая приговором всему крепостничеству и системе воспитания в России.

Путешествие по Европе: взгляд почвенника

В 1777—1778 годах Фонвизин совершил заграничную поездку, побывал в Германии, Франции и Италии. Его письма из-за границы — блестящий образец путевой публицистики, далекий от восторженности большинства тогдашних русских путешественников. Фонвизин с иронией описывал европейский быт, нравы и политическое устройство.

Предреволюционная Франция разочаровала сатирика. Он отмечал лицемерие французов, их корыстолюбие, а также социальное неравенство: «Корыстолюбие несказанно заразило все состояния, не исключая самих философов нынешнего века». Даже знаменитые просветители казались ему пройдохами: «Д'Аламберты, Дидероты в своем роде — такие же шарлатаны, каких видывал я всякий день на бульваре».

Джованни Доменико Тьеполо «Шарлатан». 1756 г. Национальный музей искусства Каталонии. Фото: museunacional.cat
Джованни Доменико Тьеполо «Шарлатан». 1756 г. Национальный музей искусства Каталонии. Фото: museunacional.cat

Не вызвали восторга и бытовые условия Европы. Фонвизину претила неопрятность европейских городов, их замусоренность: «Как люди с пятью человеческими чувствами в такой нечистоте жить могут?» Даже перстни на пальцах знатных господ казались драматургу жалкими по сравнению с российскими.

Эти наблюдения превратили Фонвизина в одного из первых русских почвенников. Он первым высказал обоснованные сомнения в том, что России следует во всем учиться у Европы: «Здесь во всём генерально хуже нашего: люди, лошади, земля, изобилие в нужных съестных припасах, словом: у нас всё лучше и мы больше люди, нежели немцы».

Фонвизин-публицист: на острие политической борьбы

Талант Фонвизина не ограничивался драматургией. Его сатирическая публицистика не менее остра и значима для русской культуры, а «Всеобщая придворная грамматика» — блестящая пародия на придворные нравы — не утратила актуальности и сегодня. В форме грамматического учебника автор раскрывает механизмы придворной жизни: «Что есть придворный падеж? Придворный падеж есть наклонение сильных к наглости, а бессильных к подлости».

В начале 1780-х Фонвизин, будучи ближайшим помощником Никиты Панина, написал «Рассуждение о истребившейся в России совсем всякой форме государственного правления». В нем он критиковал фаворитизм при дворе Екатерины II: «Посвятя жизнь свою военной службе, лестно ль дослуживаться до полководства, когда вчерашний капрал, неизвестно кто и неведомо за что, становится сегодня полководцем?»

Памятник Екатерине II в музее-заповеднике Царское Село (город Пушкин). Фото: Abs0lute/Shutterstock/Fotodom
Памятник Екатерине II в музее-заповеднике Царское Село (город Пушкин). Фото: Abs0lute/Shutterstock/Fotodom

Для образования наследника престола Павла Петровича Фонвизин создал «Рассуждение о непременных государственных законах», в котором предлагал учредить «фундаментальные законы», которым подчинялись бы и монарх, и подданные. Эти политические сочинения и вызвали недовольство Екатерины II, которая воскликнула: «Худо мне жить приходится, уж и господин Фонвизин хочет учить меня царствовать!»

Последняя комедия жизни

Отношения с императрицей у Фонвизина не сложились. Когда Панин утратил влияние, драматург тоже оказался в опале. Его попытка издать собственный журнал «Друг честных людей, или Стародум» была пресечена цензурой. Екатерина также наложила запрет на многотомное издание сочинений Фонвизина.

Последние годы жизни писателя были омрачены тяжелой болезнью. В 45 лет Фонвизин перенес инсульт и выглядел немощным старцем. С трудом передвигаясь, он начал писать мемуары — «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях» — по примеру своего любимого Руссо. В них он планировал отразить четыре периода своей жизни: младенчество, юношество, совершенный возраст и приближающуюся старость.

Несмотря на физическую немощь, ум его оставался острым. До последних дней Фонвизин работал над новой комедией «Выбор гувернера». Накануне смерти, 30 ноября 1792 года, он посетил Гавриила Державина и пытался читать сцены из новой пьесы, но силы оставили его. Сердце Фонвизина остановилось 1 декабря 1792 года. Ему было всего 47 лет.

Ранее мы рассказали о «двойной жизни» Юрия Нагибина. В «Дневнике» писатель предстает совсем другим автором — резким, желчным, безжалостным к себе и окружающим.

Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».


Мы используем файлы cookie.
Продолжая пользоваться сайтом, Вы автоматически соглашаетесь с использованием файлов cookie. Вы можете отказаться от использования cookies, отключив самостоятельно эту опцию в настройках браузера. Сохраненные файлы cookie можно удалить в любое время.