Не в сказку попали: фильм «28 лет спустя» переосмысляет классику зомби-хорроров
Обломки империи: сюжет с намеком
Действие фильма «28 лет спустя» разворачивается в мире, где понятие о «нормальности» утрачено почти три десятилетия назад. Главный герой — 12-летний Спайк (Алфи Уильямс), родившийся уже после катастрофы. Для него зомби-апокалипсис — не событие, а данность: это мир, в котором он вырос. Такой сдвиг фокуса позволил Бойлу и Гарленду исследовать совершенно новую территорию: создатели хоррора на этот раз решили выяснить, как формируется человеческая психика в условиях постоянной угрозы и что значит «быть человеком», когда общество как таковое перестало существовать.
Остров Холи-Айленд, на котором живет Спайк со своими родителями Джейми и Айлой (Аарон Тейлор-Джонсон и Джоди Комер), становится метафорой изоляции не только физической, но и культурной, и исторической. Локация соединена с материком только узкой дамбой, которую затапливает во время приливов, — идеальный символ хрупкой безопасности в мире после катастрофы.
Когда мать Спайка заболевает неизвестной болезнью, мальчик решает отправиться на материк в поисках легендарного доктора Келсона (Рэйф Файнс) — возможно, последнего врача в опустошенной стране. Такая опасная миссия — это, конечно, путешествие инициации, в ходе которого Спайк узнает шокирующую правду о мире за пределами своего острова.
Почти как люди: эволюция зомби
Ключевое отличие «28 лет спустя» от предшественников — радикальное изменение природы зараженных. За 28 лет вирус мутировал, породив иерархию среди зомби: от обычных «бегунов» до так называемых «альф» — существ с признаками коллективного интеллекта и стратегического мышления.
Такой эволюционный скачок размывает границу между «нами» и «ими», делая зомби не просто безмозглыми тварями, а новым видом разумных существ. В одном из интервью Гарленд отметил: «Мы хотели показать, что эволюция не останавливается даже в условиях катастрофы. Вопрос в том, кто адаптируется лучше: те, кто потерял человечность, или те, кто пытается ее сохранить».
Актерский состав фильма «28 лет спустя»: все звезды
Аарон Тейлор-Джонсон, недавно впечатливший публику в «Носферату» и «Краше», играет Джейми — мусорщика и охотника, который защищает свою семью с жестокостью, выработанной годами выживания. Джоди Комер, покорившая зрителей в «Убивая Еву», воплощает образ Айлы — матери Спайка, чья болезнь и потеря памяти становятся катализатором всей истории.
Особое внимание и критиков, и зрителей приковано, конечно, к Рэйфу Файнсу в роли доктора Келсона. На этот раз британскому суперактеру (не звезде, именно актеру) довелось сыграть человека, сумевшего сохранить рассудок и научные знания в мире, скатившемся в новое средневековье. По словам самого Файнса, это «самая странная и одновременно человечная роль» в его карьере.
Но настоящее открытие фильма — юный Алфи Уильямс, сыгравший центральную роль. Его Спайк — это взгляд невинности на мир, потерявший всякую невинность, ребенок, вынужденный стать взрослым слишком рано.
Съемочный процесс: инновации и традиции
Фильм снимали на iPhone 15 Pro Max с использованием дополнительных объективов, что позволило добиться характерной для серии «документальности», живости изображения. К работе над франшизой также вернулся оператор Энтони Дод Мантл, работавший над первым фильмом.
Съемки проходили на севере Англии, в графствах Нортумберленд и Йоркшир, с мая по июль 2024 года. По словам Бойла, только там группа нашла локации, которые одновременно отражали бы красоту нетронутой природы и жуткое величие рухнувшей цивилизации.
Часть фильма была снята с использованием двух десятков синхронизированных iPhone, установленных в круг, что позволило создать эффект, подобный знаменитым сценам с облетом камеры (bullet-time — «время пули») из «Матрицы».
Саундтрек: новое звучание страха
Если в оригинальном фильме саундтрек строился вокруг минималистичных композиций Джона Мёрфи и треков Godspeed You! Black Emperor, то в «28 лет спустя» музыкальное оформление доверили шотландскому хип-хоп-трио Young Fathers.
Их экспериментальный подход, миксующий электронику, трайбл-ритмы и искаженный вокал, создал звуковой ландшафт, идеально соответствующий фильму об эволюционировавших зомби-мутантах.
За что фильм «28 лет спустя» хвалят критики
Первые рецензии впечатляют: 94% «свежести» на Rotten Tomatoes (даже выше, чем у оригинала) на основе восторженных отзывов ведущих изданий. Кинообозреватели особенно отмечают смелость картины, которая не боится быть одновременно жестокой и эмоциональной.
Журнал Empire назвал фильм «самым душераздирающим хоррором года», а Polygon нашел в нем черты «современной семейной драмы посреди постапокалипсиса». На портале Deadline считают, что Бойл и Гарленд «сознательно отказались от масштабности в пользу камерного повествования», превратив хоррор в «интимную историю о мальчике, который пытается не потерять мать». Ричард Лоусон из Vanity Fair написал, что он был «сбит с толку неожиданным тоном фильма, но в то же время очарован им».
Критик The Hollywood Reporter Дэвид Руни отметил, что один из главных плюсов фильма в том, что он «не выглядит как попытка нажиться на успешной франшизе», а предлагает свежий взгляд и насыщенную атмосферу. «Создатели фильма вновь обращаются к нарративу, аллегорически отражающему реалии современного мрачного политического ландшафта, что придает их трактовке особую актуальность в нынешних условиях», — пишет он.
В России фильм, предположительно, выйдет 28 июня в рамках параллельного проката.
Начало новой трилогии: что дальше
Хоррор «28 лет спустя» задуман как первая часть новой трилогии. Второй фильм «28 лет спустя: Храм костей», режиссером которого стала Ниа ДаКоста («Кэндимен»), уже находится на стадии постпродакшена и выйдет в январе 2026 года. По слухам, именно в нем зрители увидят возвращение Киллиана Мёрфи в роли Джима из первой части оригинальной серии.
Третья часть трилогии пока в разработке. Как откровенно признался режиссер Дэнни Бойл на CinemaCon, «судьбу третьего фильма решат зрители, если поддержат первые два».
Смотреть или не смотреть
«28 лет спустя» — это не просто возвращение некогда революционной франшизы, а ее эволюция, отражающая как изменения в жанре, так и в зрительском восприятии катастроф — реальных и мнимых. Это фильм о том, как наши современники адаптируются к новой реальности, как переосмысливают понятия человечности и варварства, семьи и общества, пишут обозреватели.
По их мнению, в эпоху, когда зомби-хорроры превратились в развлекательный мейнстрим, Бойл и Гарленд напоминают, что этот жанр может и должен быть пространством для серьезных размышлений о человеческой природе, о том, что люди теряют и приобретают, когда рушится цивилизация.
Это мрачная притча о взрослении, мифологическое путешествие в сердце тьмы и напоминание о том, что даже в мире, потерявшем надежду, можно и нужно сохранять человечность. Хотя бы потому, что альтернатива еще страшнее.
Тем временем съемки российского сериала «Трудно быть богом», проходившие в Иране, пришлось прервать. Их продолжат в Москве и закончат, как планировалось, в октябре.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».