Необыкновенный Вениамин Смехов: вечный Атос и корифей театра на Таганке
Актеру театра и кино Вениамину Смехову исполнилось 85 лет
Детство и юность Вениамина Смехова
Вениамин Борисович Смехов родился в 1940 году в Москве в семье интеллигентов: отец был доктором экономических наук, мать — врачом-терапевтом. Маленький Веня вовсе не мечтал о театральной карьере. Его захватывала мысль стать шофером — он «строил» машину из венских стульев и воображал, как рассекает по дорогам. Однако параллельно с этим в его жизнь вошли поэзия и театр — он рано начал сочинять стихи, занимался в драмкружке при Дворце пионеров, где одним из его наставников был молодой Ролан Быков.
Путь в профессию для Смехова начался с поступления в Театральное училище имени Щукина в 1957 году. Однако учеба едва не оборвалась — его природная застенчивость сыграла с ним злую шутку, он долгое время не мог избавиться от зажимов, и руководитель курса Владимир Этуш даже рекомендовал ему уйти в математики и «не тратить впустую свой мудреный рационализм». Смехов не сдался, сумел преодолеть стеснительность и в итоге с блеском окончил училище.
Профессиональная карьера молодого актера началась в Куйбышевском драматическом театре (ныне Самарский театр драмы), куда его распределили после учебы. Там Смехов не только играл, но и впервые попробовал себя в режиссуре, помогал в постановке спектакля «Обыкновенный человек». В Куйбышеве состоялся и его дебют как автора — в местной газете «Волжский комсомолец» вышли его первые статьи.
Вернувшись в Москву в 1962 году, Смехов поступил в Московский театр драмы и комедии, который вскоре был преобразован Юрием Любимовым в знаменитый Театр на Таганке. Здесь Вениамин Смехов провел более 20 лет, став одним из ведущих актеров труппы и близким соратником Любимова.
Театр на Таганке — золотой век
Для Смехова и многих его коллег «Таганка» стала не просто местом работы, а настоящим домом и образом жизни. Атмосфера творческого братства, поиска, эксперимента — всё это определяло уникальное лицо театра.
«На «Таганке» просто не было свободных вечеров, — рассказывал Смехов. — Помню, на вопрос Андрея Миронова: «Сколько раз в месяц ты играешь?» — я ответил: «Тридцать», а он не поверил: «Как это возможно? У меня десять спектаклей в месяц, и это ужасно много».
Уже в первом спектакле обновленной «Таганки» — «Добрый человек из Сезуана» — у Смехова была небольшая роль (3-й бог). В последовавшем за тем спектакле «Антимиры» участвовала вся труппа, включая Смехова, Высоцкого и Хмельницкого. Последние двое сочинили песни на стихи Андрея Вознесенского. Постановка была в формате поэтического репортажа и постоянно обновлялась: добавлялись новые стихи автора, создавались новые композиции. Сам Вознесенский тоже иногда выходил на сцену, чтобы прочесть свои произведения. Несмотря на то, что все актеры в постановке оставались безымянными и были одинаково одеты в черные костюмы, Смехов был одним из центральных персонажей спектакля.
«Таганку» часто ошибочно называют политическим театром. Это не так. Политический театр закрыли бы сразу, потому что в привязке к Любимову это означало «антисоветский». На самом деле это был нормальный советский театр, как нормальным был советский писатель Михаил Булгаков или артист театра Володя Высоцкий. Важно было то, что люди в этом театре делали, насколько свободны были в самовыражении. Любимов создал совершенно революционный прецедент обновленного театра. В котором соединялась и народная стихия, и театр интеллектуальный», — рассказывал Смехов о сцене, ставшей для него на долгие годы смыслом жизни.
Но самая известная работа Вениамина Борисовича на «Таганке» — роль Воланда в спектакле «Мастер и Маргарита», в которой он выходил на сцену театра 21 год. Он стал первым советским актером, воплотившим на сцене этот образ (во втором составе был Борис Хмельницкий, но недолго). «Магистр» в исполнении Смехова получился умным, артистичным и скрыто ироничным. Вот как писала о спектакле Наталья Велихова в журнале «Театр» в 1988 году:
«В каком-то смысле эта роль — подарок актеру, именно этот символический образ дает ему возможность выразить свои крупные ритмы, выразительную медлительность, красивый голосовой тембр, импозантность. Ничего не плюсуя, нигде не наигрывая, он создает образ, загадочно притягивающий внимание, и разгадать эту загадку не удается так же, как разгадать почему Демон у Лермонтова и у Врубеля вызывает к себе глубокий интерес, а не элементарное возмущение. Смехов, как всемогущий Демон, полон тонкой иронии, позволяя и нам с птичьего полета увидеть все, что твориться: Смехов воскрешает рукопись Мастера, которую тот сжег, и эта сцена, великолепно сочетающаяся с музыкой Прокофьева и широкой экспрессивной пластичностью жеста Воланда, дарящего воскрешение страницы их автору, всегда неизменно вызывает аплодисменты. То, как изломана жизнь Мастера, независимого таланта, осуждено в спектакле самими высшими инстанциями внематериального, метафизического плана: и Добром и Злом. Так читает сложную сущность идеи талантливый коллектив Театра на Таганке…».
Театр на Таганке не только дал Смехову возможность реализоваться как актеру, но и позволил раскрыть другие грани таланта. Юрий Любимов, который собирал вокруг себя не просто исполнителей, а соавторов, привлек Смехова к созданию спектакля «Послушайте!» о Маяковском. Так 26-летний актер дебютировал как автор сценической композиции.
Смехов входил в ближний круг театра, дружил с Владимиром Высоцким, был знаком со многими выдающимися деятелями культуры того времени. После смерти Высоцкого он стал одним из тех, кто помогал сохранять память о нем, участвовал в спектакле «Владимир Высоцкий», который был запрещен после единственного показа в годовщину смерти поэта. Впрочем, Смехов — вообще рекордсмен по запрещенным спектаклям. За время работы в Театре на Таганке он участвовал в пяти постановках, которые подверглись запрету до или сразу после премьеры:
- 1965: «Самоубийца» по пьесе Николая Эрдмана в постановке Любимова;
- 1968: «Живой» по повести Бориса Можаева;
- 1970: «Берегите ваши лица» по произведениям Андрея Вознесенского — прошел всего три раза;
- 1981: «Владимир Высоцкий» — показан однократно в годовщину смерти поэта;
- 1982: «Борис Годунов» по Пушкину в постановке Любимова.
Четыре из пяти запрещенных спектаклей были восстановлены в 1988—1990 годах, но постановка по произведениям Вознесенского утрачена навсегда.
Атос из «Трех мушкетеров» и другие роли в кино Вениамина Смехова
Хотя в театре Смехов играл десятки ролей, для миллионов зрителей он навсегда остался графом де Ла Фер — Атосом из музыкального фильма Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Д'Артаньян и три мушкетера» (1979) и его продолжениях — по книгам Дюма и не только: «Мушкетеры двадцать лет спустя» (1992), «Тайна королевы Анны, или Мушкетеры тридцать лет спустя» (1993) и «Возвращение мушкетеров» (2009).
На эту роль изначально пробовались Юрий Соломин и Василий Ливанов. Режиссер утвердил Ливанова, но тот не явился на съемки. Хилькевич отчаянно искал актера для достойной замены, пока не попал на спектакль «Мастер и Маргарита» в Театре на Таганке, где Смехов играл Воланда. Его игра так впечатлила режиссера, что Вениамину Борисовичу сразу же предложили роль Атоса.
Смехов согласился на съемки не в последнюю очередь из-за своей дочери Лены — она была фанаткой книги Дюма. Из-за загруженности в театре актер мог приезжать на площадку только по выходным (а снимали преимущественно во Львове, Одессу и Крыму), поэтому в некоторых кадрах его подменял дублер.
Помимо роли Атоса, в фильмографии Смехова около 60 работ. Среди них — «Служили два товарища» (1968) — тогда он впервые снялся в кино благодаря Высоцкому, «Смок и Малыш» (1976), «В моей смерти прошу винить Клаву К.» (1980), «Сказка странствий» (1983), «Ловушка для одинокого мужчины» (1990), «Цареубийца» (1991), «Контригра» (2011), «Спираль» (2014), «Земля Эльзы» (2020), «Назначение» (2024).
Отдельная страница творческой биографии Смехова — озвучивание. Его голосом говорят персонажи мультфильмов «Волшебник Изумрудного города», «Приключения капитана Врунгеля» и других. В последние годы актер активно записывает аудиокниги.
Поэзия и литература в жизни Смехова
Поэзия всегда занимала особое место в его жизни — от юношеских увлечений до зрелого творчества. «Я не стал бы актером, если бы не любил стихи. Это единственное снадобье, защищающее от безнадежности жизни», — признавался Вениамин Борисович.
Смехов известен как блестящий чтец, его поэтические вечера собирают полные залы. В его исполнении звучат произведения Александра Пушкина, Владимира Маяковского, Игоря Северянина, Бориса Пастернака, Даниила Хармса, Владимира Высоцкого и многих других поэтов.
Литературный талант Вениамина Борисовича нашел выражение не только в чтении стихов, но и в создании собственных произведений. Он автор книг «Театр моей памяти», «Записки на кулисах», «Когда я был Атосом», «Та Таганка», «Жизнь в гостях» и других.
Особое место в его творчестве занимает детская литература — Смехов придумал музыкальную сказку «Али-Баба и 40 разбойников», которая стала настоящим хитом. По его словам, это была «пародия на скучнейшую «Шахерезаду», но публика приняла произведение с восторгом — было продано три миллиона пластинок. Причем сначала он написал пьесу, трансформировавшуюся в киносценарий. Но проект фильма с Роланом Быковым как главным актером не реализовался. Не желая отказываться от своей работы, Вениамин Борисович договорился с «Мелодией» о выпуске аудиоверсии на пластинке. Сделка была взаимовыгодной: фирма соглашалась на издание нестандартной версии сказки, а Смехов взамен записывал материалы по произведениям Горького к юбилею комсомола.
Фильм тоже вышел, но позже и в формате телеспектакля, который сразу положили «на полку»: главную роль, как и на виниле, исполнил Олег Табаков, Мустафой был Вениамин Смехов.
Режиссерские работы и педагогика
После ухода из Театра на Таганке Смехов нашел себя в режиссуре. Он поставил десятки драматических и оперных спектаклей как в России, так и за рубежом — в США, Германии, Израиле, Франции.
В 2013 году в Театре на Таганке состоялась премьера поставленного им поэтического представления «Нет лет» по стихам Евгения Евтушенко. Спектакль с успехом гастролировал по России и зарубежью. А в 2015-м он возродил на родной сцене спектакль по раннему Маяковскому под названием «Флейта-позвоночник».
Вениамин Борисович также снимает документальное кино и телеспектакли, ведет курсы, где делится своим опытом с начинающими актерами.
Личная жизнь
Первый брак Вениамина Смехова с редактором радио Аллой продлился около 20 лет. В этом союзе родились две дочери: Елена (1964), ставшая писательницей, и Алика (1968), выбравшая актерскую стезю.
В начале 1980-х Смехов познакомился с Галиной Аксеновой — студенткой театрального института, проходившей стажировку в Театре на Таганке. Между ними завязался роман, который в 1981 году перерос в брак, несмотря на 19-летнюю разницу в возрасте.
Вместе они уже более 40 лет. Галина Аксенова — историк кино, театровед, сценарист и режиссер.
Награды и признание
За свою долгую карьеру Вениамин Смехов был отмечен многими наградами. Он является кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени, лауреатом Царскосельской художественной премии (2009, 2023) и других престижных премий в области культуры.
При этом от звания народного артиста РФ Смехов отказался. По его словам, это произошло дважды: впервые во времена работы в Театре на Таганке, а затем — к 70-летию. «Не надо мне. В Екклезиасте замечательно сказано: доброе имя дороже звонкой масти», — так объяснял актер свою позицию.
Вениамин Смехов сегодня
В свои 85 лет Вениамин Борисович продолжает вести активную творческую жизнь, хотя здоровье иногда подводит. В последние годы он был занят в нескольких театральных проектах, среди которых спектакли «Иранская конференция» в Театре Наций, «Флейта-позвоночник» в Театре на Таганке, «Black & Simpson» в театре «Практика» и другие.
Артист продолжает выступать с поэтическими вечерами, участвовать в литературных фестивалях, записывать аудиокниги. Его искренность, тонкий юмор и глубокое погружение в материал по-прежнему находят отклик у зрителей разных поколений.
«Любовь к русской речи лежит в основе всего, что я делаю», — говорит Вениамин Борисович. И эта любовь взаимна: для нескольких поколений зрителей и читателей Смехов остается символом интеллигентности, душевной глубины и верности своему призванию.
Ранее мы рассказали о композиторе-новаторе Александре Журбине. В 2025 году ему исполнилось 80 лет.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».