Непридуманный героизм: сериал «Таганрог» открывает подлинную историю донского подполья
О чем сериал «Таганрог»
Октябрь 1941 года. После тяжелых боев Таганрог захвачен немецкими войсками, Красная Армия отступила под давлением превосходящих сил противника. Оккупация сопровождается массовыми репрессиями и казнями мирного населения. Из соседних районов ведется эвакуация по воде, но бегущих от войны людей слишком много.
В этом хаосе в Таганрог под видом поволжского немца Густава Шварца прибывает офицер госбезопасности Виктор Швец (Денис Донской). Его задача — организовать подпольное сопротивление. В результате его деятельности небольшие разрозненные ячейки превращаются в масштабное движение, руководителем которого становится Василий Афонов (Кирилл Балобан). Молодые дончане совершают диверсии, распространяют листовки, спасают советских военнопленных и готовят восстание.
Немцы всеми силами пытаются обнаружить и разоблачить подпольщиков и, к сожалению, им это удается. Но, вопреки ожиданиям оккупантов, сопротивление только усиливается.
Историческая основа сериала «Таганрог»
Идея сериала принадлежит военному историку из Ростова-на-Дону Андрею Кудрякову, руководителю поискового объединения «Миус-фронт». Сюжет основан на документах о подпольном движении в Таганроге, многие из которых были рассекречены лишь недавно.
Для сбора данных были привлечены не только профессиональные историки, но и все желающие молодые ростовчане. Они работали с архивами, общались с местными жителями, изучали письма, дневники, фотографии и периодическую печать военного времени.
«К работе привлекались мои коллеги из поискового движения «Миус-Фронт», замечательные ребята из регионального отделения «Движения Первых» Ростовской области, талантливые студенты Южного федерального университета из проекта «Архивный десант», а также представители донского краеведческого сообщества», — рассказал Кудряков порталу «Телесемь».
Историк отметил, что героизм подпольщиков долгое время не был широко известен: «За исключением, может быть, их родственников и узкого числа краеведов, о подвиге этих молодых ребят, которые бросили вызов системе нацистской оккупации и устрашения, никто не знал».
Дань истории родного края
Режиссером проекта стал Арменак Назикян — уроженец Ростовской области. Для него это не просто очередная работа, а возможность рассказать историю родного края.
«Для меня большая честь работать над таким серьезным историческим проектом. Я благодарен продюсерам, что мне доверили экранизацию подвига моих земляков», — отметил режиссер.
Исполнитель главной роли Денис Донской также родом из Ростовской области — из Новочеркасска.
«Мой персонаж — мой земляк. Я хорошо его прочувствовал, его дух, ведь у нас все люди «духовитые». Виктор Швец — это воля, ответственность, образованность, интеллигентность, настоящий мужчина, глыба», — заявил Донской.
Точность и достоверность
В отличие от популярной советской книги Генриха Гофмана «Герои Таганрога», в которой было много исторических неточностей, сериал опирается на недавно раскрытые факты. Поименно названы коллаборационисты из числа местных жителей, установлены подлинные имена фашистских офицеров (например, немецким комендантом оказался не Вилли, а Бруно Брандт).
В качестве консультантов привлекли представителей Российской Академии наук и общественных ветеранских организаций. В кадре появляются уникальные образцы вооружения и техники, военная форма и предметы быта времен Великой Отечественной войны.
Так, для съемок были доставлены подлинные автомобили и мотоциклы военного времени из Севастополя. «В нашем арсенале имеется более 120 единиц ретротехники, большое количество предметов форменного обмундирования, служебной документации», — рассказал Денис Сираев, командир автомобильно-мотоциклетной группы «Красная Армия».
«Таганрог»: как снимали сериал
Съемки проходили в Таганроге, Санкт-Петербурге, Ленинградской и Ростовской областях. На съемочной площадке было задействовано более 4,5 тысячи актеров, включая участников российского движения детей и молодежи «Движение Первых».
Одной из самых масштабных и сложных сцен стал обстрел мирного населения на берегу. Эту сцену снимали в городе Приморске Ленинградской области, у Финского залива.
«Сцена очень сложная в исполнении и морально, и физически — ошибок быть не должно. Нужно было синхронизировать взрывы, разлет каскадеров, движение актеров. Считаю, что нам это удалось. Сняли с одного дубля», — рассказал в беседе с «Телесемь» постановщик трюков Александр Загуляев.
Не менее тщательно готовилась сцена казни советских партизан. «Жуткая сцена, конечно. Но такова историческая правда, о которой нельзя забывать», —подчеркнул специалист.
Интересны и актерские находки. Например, Алексей Красноцветов, играющий эсэсовца Бруно Брандта, изучил биографию своего персонажа. Узнав, что после войны тот избежал наказания и открыл в Австрии фабрику марципана, актер предложил характерную деталь: на протяжении всего сериала его персонаж ест марципан — расстреливает человека, а потом невозмутимо разворачивает конфетку.
«Ты не смотришь — ты там»: отзывы зрителей и критиков о драме
Хотя сериал вышел на экраны совсем недавно, он уже получил мощный отклик аудитории. Зрители отмечают эмоциональную насыщенность и достоверность картины.
«Ощущается как «Иди и смотри» ровно 40 лет спустя. Кошмарно, тяжело, морально давит — но прекратить смотреть не можешь», — так отозвался о драме один из зрителей, пишет «Киноафиша».
«Ты больше не смотришь — ты там. Ты кричишь вместе с ними. Ты боишься за них. Ты знаешь, что спастись, скорее всего, не удастся — и всё равно продолжаешь смотреть», — отметил другой.
Критики также оценили работу создателей, обратили внимание на многослойность сериала. «Вообще «Таганрогом» занималась чуть ли не вся команда «Невского» от сценаристов Марии Ошмянской и Александра Иванова до продюсирующей проект Инессы Юрченко. Эта сплоченная команда решила привнести в старый формат сериалов о Великой Отечественной войне что-то новое. В нужные моменты «Таганрог» — это и увлекательный боевик, и военно-историческая драма, и шпионский триллер, и душераздирающая мелодрама, и даже внезапная комедия», — рассказал обозреватель «Ленты.ру» Евгений Шульгин.
Но, несмотря на жанровую гибкость, проект остается верен центральной теме — трагедии народа, столкнувшегося с нацистской оккупацией. Создатели не впадают в крайности: нет ни навязчивого патриотического пафоса, ни чрезмерного натурализма. Вместо этого фильм фокусируется на человеческих историях — как молодые люди находят в себе мужество противостоять страху, как формируется моральный выбор и какую цену приходится за него платить.
«Не все сцены одинаково убедительны — где-то эмоции захлестывают, где-то, напротив, не трогают. Но кадры после бомбежек — обугленные стены, выбитые окна, лица потерянных людей — никого не оставят равнодушным. Именно в этих моментах «Таганрог» особенно сильно напоминает: история войны — это не просто прошлое, а часть нашей общей памяти, которая до сих пор отзывается болью», — отметил Евгений Шульгин.
«Конечно, это художественное кино. В нем есть вымысел. Например, главный герой, которого играет Денис Донской, — единственный сочиненный персонаж, обобщение молодого советского офицера того времени. Но фактологию не просто соблюдали — ее восстанавливали», — подчеркнула таганрогский журналист Мила Мишустина.
Молодые лица минувшей войны в сериале
Военная драма «Таганрог» — попытка честно рассказать о подвиге, который долгие годы оставался в тени большой истории. О том, как обычные молодые люди — студенты, школьники, рабочие — в условиях оккупации смогли преодолеть страх и встать на защиту своей земли. И поэтому в сериале нет набивших оскомину лиц, которые мы видим от фильма к фильму, отмечают критики. Вместо этого — новое поколение артистов, для многих из которых роли в «Таганроге» стали первыми большими драматическими работами.
Это прежде всего Кирилл Балобан, Дарья Кухарских (Нонна Трофимова), Анастасия Зайцева, Максим Зауторов, Павел Фадеев, Денис Даутов.
«Несмотря на трагическую тему, молодым артистам удалось точно погрузиться в образы: показать и их беззаботность в мирное время с одухотворенными мечтами о будущем, и ужасы, с которыми им пришлось столкнуться во время войны», — отметил критик портала «Кино-театр.ру» Евгений Червон.
Больше чем кино: миссия проекта «Таганрог»
«Таганрог» выходит за рамки обычного телесериала. Это проект с особой миссией — восстановления исторической справедливости, передачи опыта новым поколениям. Фильм лишен свойственного многим современным военным драмам лоска и плакатности. Вместо этого он предлагает искренний разговор о моральном выборе, о памяти и о том, что человеческая воля способна противостоять даже самой страшной машине уничтожения.
Созданием проекта занимался «Газпром-Медиа Холдинг» совместно с кинокомпанией «Триикс Медиа» при поддержке Института развития интернета (АНО ИРИ) и Национального центра исторической памяти при президенте РФ в рамках федерального проекта «Без срока давности».
«Это дань памяти героям донского подполья, прошедшим через нечеловеческие испытания и пытки для защиты нашей Родины в годы оккупации», — отметил генеральный директор «Газпром-Медиа Холдинга» Александр Жаров.
Важно, что фильм будет доступен максимально широкой аудитории. Помимо Premier, где сериал стартовал 3 мая, с 5 мая начнется показ на НТВ, а затем его бесплатно разместят на Rutube, чтобы сделать подлинную историю доступной для каждого.
Чайки над заливом — это вы,
Алые гвоздики — это вы,
Гул мартенов жарких — это вы,
Это вы — в космическом полете.
Вашими глазами смотрим мы,
Вашими руками строим мы,
Вашими сердцами любим мы —
Значит, вы бессмертны, вы живете!
Стихи таганрогского поэта Геннадия Сухорученко, обращенные к погибшим подпольщикам
Ранее мы рассказали, как советские режиссеры снимали фильмы в годы Великой Отечественной войны.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».