Мошенники создали новую схему «возврата денег» за отмененные рейсы. Как не попасться на удочку аферистам
Сайты-клоны
Мошенники переключились на продажу и возврат средств за авиабилеты в связи с отменой рейсов, рассказали газете «Известия» в Aviasales. Сервис вместе с Роскачеством и IT-компанией BrandSecurity создали проект Настоящийбилет.рф для поиска и устранения фальшивых сайтов по продаже билетов.
Аферисты весной 2022 года стали создавать порталы, где просят пассажиров ввести данные своих банковских карт якобы для возврата им денежных средств, в том числе за отмененные рейсы. «Это могут быть клоны официальных сайтов банков. Или был случай с жалобой на сайт-клон сервиса бесплатных объявлений», — пояснил представитель Aviasales.
При этом сама популярным мошенничеством остается создание сайтов-двойников известных брендов авиакомпаний. В сервисе отметили, что есть еще одна схема в соцсетях, когда «сотрудники» авиакомпаний предлагают пассажирам приобрести билеты неофициально, но с «корпоративной скидкой».
Однако специалисты Роскачества и Aviasales зафиксировали в мае тренд на снижение жалоб на фрод (несанкционированные действия и неправомочное пользование ресурсами и услугами в сетях связи — прим.ред.), которые связаны с онлайн-продажей авиабилетов. Также на ресурсе Настоящийбилет.рф снизилось число жалоб пользователей на 62% к маю прошлого года. Чем ближе к летнему сезону — тем количество жалоб растет (в мае было на 30% больше, чем в апреле).
Аферисты также переориентировались на другие отрасли. Когда наблюдался рост цен на офисную бумагу — появилось множество фишинговых ресурсов по ее продаже. Часто мошенники используют сайты для «розыгрышей», либо схемы «вы получили приз».
Возврат денег за билеты
Весной 2022 года российские авиаперевозчики столкнулись с массовыми отменами рейсов в связи с запретом на полеты сначала в воздушном пространстве Британии, затем и во все страны Евросоюза. Авиакомпании не сразу отменили все свои международные рейсы. После того, как их лизинговые самолеты стали арестовывать за границей, Росавиация посоветовала перевозчикам прекратить летать за рубеж.
Также после начала спецоперации на Украине Росавиация запретила полеты на юг страны — в 11 аэропортов, включая симферопольский.
Авиаперевозчики начали возвращать пассажирам средства за билеты, однако кол-центры не справлялись с таким количеством заявок. Клиенты S7 и «Уральских авиалиний» сообщали, что не смогли вернуть средства за отмененные рейсы. Об этом в июне писала и телеведущая Ксения Собчак в Telegram-канале, ссылаясь на переписку пассажиров с сотрудниками перевозчиков. Некоторые ждали возврата средств два месяца.
В апреле глава кабмина Михаил Мишустин сообщил о выделении 19,5 миллиарда рублей бюджетных субсидий для авиакомпаний. Эти средства должны были пойти на выплаты пассажирам. Росавиация в июне выбрала 20 авиакомпаний и распределила деньги — большую часть отдали «Аэрофлоту» и «Победе» (12,5 миллиарда рублей на двоих), S7 Airlines выделили 2,9 миллиарда рублей. Менее миллиарда каждый получат «Уральские авиалинии», чартерный Nordwind, ростовский «Азимут», Utair и другие. В Росавиации уточнили, что компании получат выплаты в июне-июле.
Не переводить на карты и электронные кошельки
Мошенничества в сфере онлайн-продажи авиабилетов стало меньше за последние три года, считает управляющий директор сервиса по продаже билетов Biletix Александр Мишин. Он сказал, что не слышал про сайты, обещающие компенсации за отмененные рейсы.
По словам Мишина, за пандемию коронавируса сама отрасль просела, поэтому количество рейсов сильно уменьшилось. Он напомнил, что и у банков, и у авиаперевозчиков есть свои службы безопасности, занимающиеся и выявлением копирующих их бренды аферистов.
При этом многое зависит и от пользователей и клиентов, которые стали осведомленнее. Эксперт добавил, что больше появляется интернет-ориентированных людей, поскольку сеть проникает в жизнь все глубже. В связи с этим манипулировать людьми стало сложнее.
Сотрудники Aviasales посоветовали пользователям быть осторожнее и не посещать порталы, где предлагаются слишком большие скидки, не пытать приобрести билеты «неофициально» с помощью фальшивых сотрудников авиакомпаний или тревел-агентов. Корпоративные скидки в системе бронирования не сработают все равно — предупредили в сервисе.
При покупке билетов на новых сайтах и приложениях следует сначала поискать информацию о них, почитать отзывы. Представители компании посоветовали внимательно смотреть, какие способы оплаты предлагают сайты. Просьба перевести деньги на карты и электронные кошельки — явный признак мошенничества.
Кроме того, страница оплаты должны быть защищена, то есть у безопасной страницы будет зеленый «замочек» в начале адресной строки и наличие протокола https, заключили в сервисе.
Самые важные и оперативные новости — в нашем Telegram-канале «Ямал-Медиа».