Отработай или трижды заплати: обучение на бюджете в медвузах могут сделать целевым
Минздрав предложил сделать все бюджетные места по программам высшего медицинского и высшего фармацевтического образования целевыми. Комиссия по законопроектной деятельности правительства одобрила этот проект, пишет РБК со ссылкой на пресс-службу Минздрава.
Как изменится обучение в медицинских вузах
Ведомство планирует обязать медиков, обучающихся по целевому направлению, выплачивать компенсацию в трехкратном размере за отказ от отработки. Эта сумма включает расходы, потраченные на подготовку специалиста, в том числе и меры поддержки, а также штраф в двукратном размере. Аналогичные условия предлагается ввести и для учащихся медицинских колледжей. Если заказчик целевого обучения не исполнит обязательство по трудоустройству или расторгнет договор в одностороннем порядке, он также заплатит штраф.
После окончания учебы студенты смогут обучаться дальше без отработки. Но это получится сделать только при заключении следующего целевого договора с тем же заказчиком. Минздрав сам установит максимальное число студентов-медиков для приема на программы ординатуры.
Выпускник также в течение следующих трех лет должен работать врачом под руководством наставника. Трудиться ему придется в организации, указанной в договоре, или в той, что участвует в программе государственных гарантий оказания бесплатной медпомощи. Он самостоятельно будет выбирать регион работы и конкретную медицинскую организацию.
Предложение Минздрава сделать все бюджетные места медицинского образования целевыми связано с нехваткой кадров в системе здравоохранения. Мера должна улучшить ситуацию, отметил в беседе с «Газетой.ru» председатель комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Леонов.
По мнению депутата, если выпускник школы планирует поступать в медицинский вуз, и будет внедрена новая инициатива, ему стоит получить целевое направление от больницы и поступать по этой программе. Депутат не видит в этом решении негативных сторон. Он считает справедливым требование выплачивать тройную стоимость обучения, если выпускник откажется от работы в государственной больнице. Абитуриент сознательно выбирает целевое обучение. Государство оплачивает его образование, а после выпуска он должен отработать три года в системе здравоохранения — это справедливое условие. Если выпускник не выполняет это обязательство, государство вправе потребовать компенсацию понесенных расходов. Целевое обучение — беспроцентный кредит, подчеркнул депутат, поэтому компенсация в тройном размере покрывает все затраты на подготовку специалиста. Для выпускников, по мнению Леонова, проще отработать положенный срок, чем выплачивать компенсацию.
«Часто возникает ситуация, когда выпускники отказываются от отработки, идут судебные тяжбы. И компенсация очень маленькая, и многие учатся по целевому обучению до пятого курса, потом резко переходят на шестом на платное обучение и фактически снимают с себя обязательства. Не думаю, что инициатива будет ограничена только медиками: у нас есть еще педагоги и другие специальности, которые нужны государству. Эту инициативу я готов поддержать», — заявил Леонов.
Сейчас по окончании университета студент выбирает выплату штрафа, потому что его размер несопоставим со стоимостью пяти-шестилетнего обучения. Сегодняшние штрафы можно назвать беспроцентной рассрочкой, которую давало государство для обучения студенту, говорит ректор Саратовского государственного медицинского университета Андрей Еремин.
Причина нарушения договорных отношений заключается в несовершенстве законодательной базы, рассказала «Ямал-Медиа» терапевт Ольга Минина. По ее словам, механизмы контроля и взыскания не всегда эффективно работают. Случается, что медицинские организации, которые заключают целевые договоры, не имеют ресурсов и полномочий, чтобы требовать возмещения затраченных средств. И не все студенты в силу тех или иных обстоятельств могут выполнить свои обязательства.
Ежегодно примерно 35% выпускников, обучавшихся за счет бюджета по основным программам высшего медобразования, и 40% выпускников, завершивших обучение по программам среднего профессионального медобразования, впоследствии не трудятся в медицинских организациях, входящих в государственную или муниципальную системы здравоохранения, подтвердил в беседе с «Известиями» председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев.
В последнее время часть специалистов выбирают престижные врачебные специальности и уходят в подготовку на два года, но системе требуется насыщение первичного звена, поэтому возникла необходимость в изменениях. Новая инициатива позволит насытить первичную сеть и изменит структуру подготовки кадров на этапе ординатуры, отметил ректор Российского университета медицины Минздрава РФ Олег Янушевич.
Зачем нужно наставничество в медучреждениях
Федеральный закон «О внесении изменений в Трудовой кодекс России» закрепил такое понятие как «наставничество в сфере труда» и определил порядок доплаты за выполнение функций наставника.
Помощь наставников молодым медикам позволит справиться с проблемой кадрового дефицита и сохранить рабочие места за сотрудниками предпенсионного и пенсионного возраста, которые прекрасно подойдут на роль наставников, считают эксперты, опрошенные «Известиями».
«Положение о наставничестве в здравоохранении будет утверждаться Минздравом», — пояснили в пресс-службе ведомства. Кабмин уже одобрил соответствующий законопроект Минздрава.
Для медицинского работника крайне важно сразу после студенческой скамьи получить практический опыт работы. В отрасли работают высококвалифицированные специалисты, которые обеспечат молодому человеку необходимую поддержку, помогут ему закрепить и усовершенствовать практические умения, сказано в пояснительной записке к документам.
В России на начало нынешнего года дефицит кадров составил более 23,3 тысячи врачей и 63,5 тысячи специалистов среднего медперсонала. Сокращение стало набирать обороты во время пандемии. С 2023 года численность медработников начала восстанавливаться. Однако это все равно меньше того, что необходимо. Острый кадровый голод вынудил чиновников позволить оказывать врачебную помощь фельдшерам, пишет BFM.RU.
Идея наставничества в системе российского здравоохранения возникает не впервые. Еще в 2020 году Минздрав разработал рекомендации о таком процессе в медорганизациях, но тогда речь шла о наставническом сроке от полугода до года, при необходимости — до двух лет. Свои рекомендации выпускали и регионы: Ульяновская, Волгоградская и Московская области. «В скорейшей адаптации заинтересован не только молодой работник, но и вся организация, ибо приход неопытных специалистов снижает эффективность деятельности всего коллектива, всей организации», — говорилось в рекомендациях Минздрава России. Апробация моделей наставничества прошла в 2021–2023 годах в 14 регионах, в ней приняли участие 246 медицинских организаций и 509 фельдшерско-акушерских пунктов.
Одобренные поправки должны сделать процесс работы с молодыми специалистами обязательным и единым по всей стране. Срок наставничества установлен в три года для каждого выпускника. Оно начнется после прохождения молодыми специалистами первичной аккредитации. Однако, если специалисты по каким-то причинам не «набрали» трех лет работы с наставниками и прервали работу в медучреждении, то при возвращении в профессию им придется вновь проходить аккредитацию и добирать время наставничества.
Как будет работать наставничество
Выпускник сможет самостоятельно выбирать регион пребывания и место работы. Как правило заказчиком выступают минздравы регионов или конкретные медорганизации. В государственной системе здравоохранения по всем ключевым направлениям уже сейчас система наставничества реализована, пишут «Известия» со ссылкой на пресс-службу Минздрава.
Введение обязательного наставничества для выпускников медицинских вузов необходимо, считает эксперт в сфере общественного здравоохранения Николай Прохоренко.
Он подчеркнул, что за последние годы заметно сократилось число часов, которое отводится на обучение врачей. Наставничество должно решить эту проблему, поскольку есть специальности, где важно правильное выполнение различных процедур. Без контроля со стороны наставника вчерашние выпускники-медики могут навредить пациенту.
С его мнением согласен организатор здравоохранения и терапевт Леван Озашвили. Он считает, что «академикам в возрасте» всегда есть чем поделиться. Они могут помочь юным специалистам быстрее установить верный диагноз. Нужно дать право заведующим отделений, заместителям главврачей и главврачам подключаться к наставничеству.
Количество студентов при одном наставнике будет зависеть от того, сколько учащихся будут прикреплять — по одному или группами, — а также от специальности. К примеру, при ведении обучающихся на терапевтических специальностях один наставник может курировать группу из пяти-шести человек. Для студентов-хирургов оптимальнее всего одному наставнику вести не более трех человек, полагает Николай Прохоренко.
По его мнению, период работы с наставником в три года может быть велик для молодых терапевтов, которым достаточно было бы срока в год-полтора, но он мал для хирургов, которым было бы хорошо взаимодействовать с куратором более трех лет.
Возможные последствия целевого обучения медиков
«Если человек все-таки решил стать врачом и пошел учиться по целевому договору, я надеюсь, что он будет готов работать в первичном звене. Если он не захочет работать, то мы ничего не сможем сделать. Не будет он работать из-под палки три года. Есть сегодня такие специалисты, которые не хотят работать», — поделилась своим мнением с «Ямал-Медиа» заместитель председателя комитета по охране здоровья Госдумы РФ Татьяна Соломатина.
Ольга Минина также уверена, что принуждение специалиста к работе негативно скажется на ее качестве. Врачи, особенно если они работают по принуждению, могут проявлять халатность и безразличие к пациентам. Решается это благодаря опытным, умным наставниками и, самое главное, — достойным условиям труда.
Однако сопредседатель профсоюза работников здравоохранения «Действие» Андрей Коновал считает, что всеобщее целевое обучение студентов-медиков — это дискриминация целой категории работников по признаку профессии. В будущем такой подход может иметь негативные последствия: снизится привлекательность профессии для молодых людей и конкурс в медицинские вузы, отметил он в беседе с «Известиями». В сочетании с трехкратными штрафными санкциями нововведение станет совершенно запретительным. К тому же увеличатся риски для тех молодых врачей, которые захотят защитить свои трудовые права или права пациентов. Любые попытки в этом направлении могут привести к конфликту с руководством, а возможное увольнение из-за этого — к штрафу за невыполненные условия договора о целевом образовании.
Еще одна собеседница издания, главный редактор сайта «Врачи РФ» Анна Окулова, также против инициативы Минздрава. Она уверена: дефицит кадров от подобных мер только увеличится. Нельзя заставлять работать врача там, где он не хочет, без адекватной финансовой компенсации. Целевое обучение, когда медику указывают, на каких условиях он должен работать в течение трех лет, и угрожают штрафом, лишь ухудшит ситуацию. Ограничиваются возможности и для самореализации.
«Многих абитуриентов такие правила остановят. От распределения даже в советское время можно было отказаться на законных основаниях, например в том случае, когда принимающая сторона не обеспечивала жильем. Но сейчас выбора нет. Даже в династиях врачей детям перестали рекомендовать идти в медицину», — говорит Анна Окулова.
Еще одна проблема — сложность прогнозирования кадрового дефицита. Невозможно заранее предугадать, сколько врачей нужно будет поликлинике через шесть лет. С осторожностью к инициативе относятся и работники фармацевтической отрасли.
По словам Татьяны Соломатиной, в настоящее время проводятся опросы в студенческой среде и среди медиков, и больше 40% говорят: знали бы о том, что будет целевое обучение, — вряд ли пошли бы в медвузы.
«В стране действительно не хватает врачей. Так сделайте ВСЕ места в медвузах бюджетными. И тогда вносите в договор об образовании положение об обязательной отработке в государственных медицинских учреждениях после окончания вуза. Узаконьте распределение выпускников, предоставив первоочередное право выбора места работы тем, кто лучше учился. Иначе все эти идеи с целевым распределением бюджетников попахивают социальной несправедливостью», — прокомментировала законопроект член СПЧ, врач Ольга Демичева.
Однако существуют и другие методы привлечения в профессию. Это хороший соцпакет, прозрачная и достойная заработная плата, улучшение условий труда, предоставление жилья, дополнительные льготы. Если эти параметры будут соблюдены, престиж работы врача не снизится.
«В медвузы конкурс очень высокий, но отнюдь не все выпускники остаются работать в госклиниках. Довольно большая часть уходят в коммерческие клиники, занимаются научной или административной деятельностью, уезжают в другие регионы. Некоторые врачи вообще меняют специализацию. Медспециалисты не могут быстро перейти на работу в другие отрасли. Им обычно требуется дополнительное обучение и переквалификация. Но не стоит забывать, что есть смежные области: фармацевтика, медстрахование, медконсалтинг и другие».
Ольга Минина
терапевт
Врач пояснила, что часто распределение происходит именно по потребностям регионов, но при этом учитываются и пожелания, наклонности, способности выпускников. Если целевая подготовка будет ужесточена, то медорганизации будут в первую очередь направлять студентов на наиболее дефицитные специальности.
«Сейчас среди поступающих в медицинские вузы большой конкурс. Ну, может быть, он станет чуть меньше, но тогда сюда придут именно те, кто уже морально готов пойти на целевое обучение. Сегодня для государства необходимо готовить именно врачей, которых не хватает, а это более 25 тысяч человек», — подытожила Татьяна Соломатина.
Ранее мы писали о том, что врачей теперь не будут судить по статье об оказании небезопасных услуг.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».