Отзывы по счету: в России придумали новый способ борьбы с накруткой оценок товаров
«Тинькофф» запустил сервис для отзывов о товарах только от реальных покупателей
Специалисты «Тинькофф» запустили площадку, на которой публикуются оценки разных компаний только от реальных покупателей. Оставить комментарий можно после подтверждения оплаты товара или услуги по карте банка.
Нужно подтверждение
Новая схема позволяет гарантировать, что на сайте будут отзывы только реальных клиентов. Ведь перед тем, как что-то написать, нужно подтвердить операцию по оплате, объяснили представители «Тинькофф» изданию «Известия». Банк намерен анализировать отзывы и рассчитывать итоговый рейтинг компаний на их основе.
Таким образом, продавцы услуг и товаров смогут видеть реальное настроение потребителей. При этом люди получат возможность узнать правдивую информацию о плюсах и минусах продукции, что поможет им принять взвешенное решение о покупке.
Способы борьбы с накруткой оценок придумывают и в других компаниях. Например, «Яндекс Маркет» всячески привлекает своих покупателей к написанию комментариев. Площадка стимулирует этот процесс, выводя вверх оценки от подтвержденных аккаунтов. Верификацию пользователей проводит и сайт «Отзовик».
Систему, придуманную банком «Тинькофф» в беседе с «Ямал-Медиа» оценил руководитель направления New Media агентства Icontext Артем Попов.
«Проблема очень значительная, поскольку в маркетплейсах отзывы имеют огромный вес при принятии решения о покупке. То, что сделал «Тинькофф», было ожидаемо. В какой-то момент количество отзывов, которые являются ненастоящими, стало просто огромным», — заявил он.
Как вычисляют ложные отзывы
Каждый раз, когда площадка находит технические способы определения реальности покупки, обнаруживаются новые лазейки. Люди, которые пишут ложные отзывы, тоже продолжают совершенствовать свои навыки, отметил Попов.
«Если это какие-то ребята, которые работают профессионально и это их хлеб, то почти нереально определить, что отзыв написан не человеком, который действительно купил товар».
Артем Попов
руководитель направления New Media, агентство Icontext
Проверка оплаты — самый действенный способ. Он позволяет увидеть подозрительную активность. Например, можно заметить, если с одного счета совершается много покупок товаров для разных социальных групп. Но такие инструменты проверки доступны только организациям вроде «Тинькофф». Маркетплейсы пользуются другими способами.
«Маркетплейсы используют модели на машинном обучении, чтобы на основе большого количества проанализированных отзывов понять, какие комментарии являются подозрительным. Есть определенные повторяющиеся паттерны», — объяснил специалист.
Также площадки могут оценивать данные о том, сколько отзывов в среднем оставляют пользователи. Если по какому-то товару процент оценок сильно подскочил, маркетплейс может проверить причину активности.
«Насколько я знаю, самую большую работу по определению поддельных отзывов проделал Ozon. <…> У них это получилось очень неплохо. Ну, и «Яндекс» тоже здесь работает. У него есть больше технологий анализа данных. Даже больше, чем Ozon».
Артем Попов
руководитель направления New Media, агентство Icontext
Продавец на маркетплейсе может получать негативные комментарии по заказу конкурента. В таком случае он не сможет самостоятельно проверить оценки. Единственное, что можно сделать — обратиться к представителям площадки, отметил эксперт.
Черный пиар и спутанные карты
Комментарии и оценки покупателей влияют на ранжирование продукции в выдаче на площадке. Эти две переменные не решающие, но все же важные, подчеркнул Попов.
«Негативные комментарий могут серьезно повлиять на снижение продаж. Есть игроки на рынке, которые этим занимаются. Но эта история становится все менее эффективной, потому что маркеты умеют такие отзывы быстро находить, подсвечивать и аннулировать».
Артем Попов
руководитель направления New Media, агентство Icontext
Обратная сторона медали — ложные позитивные оценки. Они мешают покупателям взвешенно выбирать товары. В современных реалиях людям очень важно получать достоверную информацию о продукции.
«Многие крупные бренды ушли и им на смену пришли российские, небольшие, средние и стали их заменителями. Какие-то из этих брендов очень качественные, какие-то менее. Вопрос выбора встает сейчас более сложный, потому что раньше мы оперировали к бренду».
Артем Попов
руководитель направления New Media, агентство Icontext
У некоторых компаний нет бюджета для того, чтобы показать себя потребителю. Отзывы остаются одним из немногих инструментов, с помощью которых они могут привлечь покупателей. Поэтому важность достоверности таких оценок невозможно переоценить, заключил эксперт.
Ранее «Ямал-Медиа» рассказал, как делать покупки в Европе и США с помощью посредников и байеров.
Самые актуальные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».