Петров против кракена: стоит ли погружаться в новый фильм
Фильм «Кракен»: мифический монстр и банальный сюжет
В северных водах пропадает атомоход «Атаман Ермак» под командованием капитана Александра Воронина (Виктор Добронравов). На подлодке находится сверхсекретное оружие, которое ни в коем случае не должно оказаться в чужих руках. На поиски отправляется другая субмарина под командованием младшего брата исчезнувшего капитана — Виктора Воронина (Александр Петров). Компанию ему составляет контр-адмирал Ольшанский (Алексей Гуськов), основная функция которого — критиковать все решения молодого подводника.
Интрига длится недолго — еще в прологе зрителю дают понять, что виновником всех бед стал гигантский осьминог, которого разбудили иностранные ученые своими взрывными экспериментами. И из всего этого исследовательского центра выживают лишь двое — русская по происхождению Юлия (Диана Пожарская) и ее французский коллега. Их спасает команда Воронина, после чего Юлия начинает зачитывать энциклопедические сведения о кракене, периодически восклицая: «Вы столкнулись с самым ужасным подводным хищником из всех, которых только знало человечество!»
Но, несмотря на вынесенное в название фильма имя чудовище, «Кракен» — это прежде всего история о мужчинах, их взаимоотношениях и чувстве долга. Между братьями Ворониными существует давний конфликт, который вырисовывается по ходу фильма. Есть здесь и мотив отцовского наследия — старинные часы, на которые претендуют оба брата, и неизбежное примирение родственных душ, отложенное до самого финала.
Визуальные просчеты и драматургические провалы: мнение экспертов
Компьютерная графика в фильме вызвала недоумение у части киноэкспертов. По их мнению, нельзя сказать, что она полностью провальная, но морское чудовище смотрелось неубедительно, особенно в сценах, где ему нужно взаимодействовать с подлодкой. «В единую картину реалистичные съемки и CGI не складываются», — считает обозреватель Film.ru Максим Ершов. Это две параллельные реальности: кракен сам по себе, моряки — отдельно.
Еще более серьезные проблемы у фильма, по словам критиков, с сюжетной логикой. Впрочем, и персонажи порой принимают нелепые решения и отпускают странные реплики. Например, в кульминационный момент главный герой передает управление контуженному подчиненному со словами вроде: «Эй, контуженный бедолага в полуобморочном состоянии, будешь пилотом вместо меня. А я чем-нибудь другим займусь». Неудивительно, что критик портала Сyber.sports.ru Святослав Лецкий пишет: «От такой нелепости я чуть не погиб».
Актерские работы: спасти нельзя помиловать
Но в целом к Александру Петрову, как ни странно, на этот раз претензий практически нет. Он достаточно убедителен в роли молодого, но принципиального и ответственного командира. «Петров невероятно органичен в роли командира... и обыкновенного мужика под сорок», — отметила обозреватель портала KinoNews Мария Великанова. Достойную пару ему составляет Алексей Гуськов, исполняющий роль контр-адмирала.
А вот некоторые второстепенные актеры вызывают вопросы. «Кто-нибудь вообще следил за работой Дианы Пожарской? В «Кракене» она тараторит безжизненным голосом устаревшего ИИ», — возмутился Святослав Лецкий. Но, по словам критика, и роль-то ей досталась неблагодарная — быть говорящей «Википедией», транслирующей информацию о морских чудовищах, а по совместительству — неизбежным романтическим интересом главного героя.
Похожие претензии высказывают критики и к прославленному Сергею Гармашу, сыгравшему адмирала Белоусова, который отправляет команду на спасение «Атамана Ермака». «Отличие лишь в том, что Пожарская толком не играет, а Гармаш — сильно переигрывает. На все два часа у него горстка фраз, и каждую больно слушать», — отметил Станислав Лецкий.
Кракен или квакен?
Главный вопрос — зачем в фильме про военных вообще нужен гигантский осьминог? «Кракен», по мнению критиков, попытался соединить несоединимое: военную драму, фильм-катастрофу и фантастический блокбастер. Причем последний компонент выглядел лишним. Как отметил обозреватель Film.ru Максим Ершов: «Атаман Ермак» мог застрять во льдах или подорваться на мине — сюжет фильма никак бы не изменился: экипаж одной лодки, рискуя жизнью, отправляется спасать товарищей с другого судна».
Сам монстр появляется в кадре считанные минуты, преимущественно в виде гигантских щупалец, правда, ближе к финалу мелькает и его глаз. Создается впечатление, что на определенном этапе производители решили, что обычный военный триллер не привлечет молодежную аудиторию, и в сценарий срочно дописали чудовище, считают критики.
«Главная беда «Кракена» в том, что он довольно скучный, и полагается на приемы, не то что опробованные раньше, а уже ставшие банальностями: похоже, авторы просто ленились. Идея о том, что взрывы будят монстра, десятилетиями (если не веками) пребывавшего в анабиозе, заимствована, разумеется, из «Годзиллы». Сам кракен — ну, осьминог и осьминог, просто крупный», — резюмировал обозреватель «КП» Денис Корсаков.
Вердикт: на дне, но не утонул
«Кракен» — странная, но по-своему интересная попытка создать российский фильм-катастрофу с фантастическим элементом. Фильм нельзя назвать полностью провальным — он визуально неплох, есть несколько напряженных сцен, крепкая актерская игра центральных персонажей. Но его жанровая неопределенность и сюжетные натяжки не позволили киноэкспертам воспринять его всерьез.
«Кракен» показался критикам похожим на того самого гигантского моллюска из скандинавских легенд — толком не показал себя, но шуму наделал много. Впрочем, как подчеркнул Павел Воронков из «Газета.ру»: «Это вселяет какую-то надежду на чуть более светлое завтра: да, в мире заканчивается скумбрия, но остается Александр Петров. А российское кино — не тонет».
Затонул ли «Кракен»? Нет. Но на глубину подлинного кинематографического искусства он тоже не опустился, оставшись барахтаться где-то посередине.
Ранее мы рассказали, стоит ли смотреть очередное кино о «лихих 90-х» — криминальную комедию «Где наши деньги?»
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».