http://Top.Mail.Ru
Михаил Шолохов: биография, тайна «Тихого Дона», Нобелевская премия | Ямал-Медиа
23 мая 2025, 06:22 (обновлено: 23 мая 2025, 17:53)

Писатель Михаил Шолохов: свет и тени в судьбе автора «Тихого Дона» и лауреата Нобелевской премии

Со дня рождения писателя Михаила Шолохова 24 мая исполняется 120 лет

Шестьдесят лет назад, когда в Стокгольме Михаилу Шолохову вручали Нобелевскую премию, мало кто из присутствующих догадывался о масштабе незримой драмы, разыгрывающейся под сводами церемониального зала. За статной фигурой советского писателя, принимавшего главную литературную награду мира, клубились тени — его неоднозначных персонажей, неразрешенных противоречий между идеологией и художественной правдой и одна особенно упрямая тень, которая не дает покоя шолоховедам до сих пор, — сомнения в авторстве «Тихого Дона». Но как бы то ни было, имя Шолохова навсегда вписано в историю мировой литературы золотыми буквами. 24 мая со дня его рождения исполняется 120 лет.

Начало пути Михаила Шолохова

Михаил Александрович Шолохов родился 24 мая 1905 года на хуторе Кружилин станицы Вёшенской. Мать, Анастасия Даниловна, казачка по материнской линии, рано осталась сиротой, была в услужении в имении, ее против воли выдали замуж за сына станичного атамана Кузнецова. Отец, Александр Михайлович Шолохов, выходец из Рязанской губернии, был скупщиком скота и приказчиком, занимался разными промыслами на Дону. Анастасии удалось сбежать к любимому, но незаконнорожденного ребенка записали как Кузнецова — Шолоховым он стал только в 1913 году, после смерти атамана и свадьбы родителей.

Михаил Шолохов с родителями в 1910 году. Фото: МАММ/МДФ/ russiainphoto.ru
Михаил Шолохов с родителями в 1910 году. Фото: МАММ/МДФ/ russiainphoto.ru

Образование будущий писатель получал в гимназиях Москвы и Воронежской губернии. Но революция 1917 года коренным образом изменила привычный уклад жизни, и Михаил, не закончив образования, вернулся на Дон, где стал очевидцем и отчасти непосредственным участником драматических событий Гражданской войны и первых лет Советской власти: служил в продотряде, попадал в плен к белым и махновцам, был избачом и налоговым инспектором.

В 1922 году Шолохов переехал в Москву, где работал и каменщиком, и грузчиком, тогда же всерьез начал писать. Первые публикации — фельетоны и небольшие рассказы — появились уже в 1923-м. В этот период он вернулся на Дон и женился на Марии Петровне Громославской, дочери бывшего станичного атамана, которая стала его верной спутницей на всю жизнь.

А уже в возрасте 23 лет этот относительно малообразованный (всего четыре класса гимназии) молодой человек опубликовал первые две книги «Тихого Дона». Именно тогда впервые и возникли шепотки о том, что столь зрелое произведение не могло выйти из-под пера начинающего автора.

Михаил Шолохов в 1930-е гг. Фото: Виктор Темин/МАММ/МДФ/russiainphoto.ru
Михаил Шолохов в 1930-е гг. Фото: Виктор Темин/МАММ/МДФ/russiainphoto.ru

Впрочем, сначала стоит вспомнить другие произведения Шолохова, чье авторство никем не оспаривается, но чья ценность порой недооценивается в тени главного романа.

«Донские рассказы» — маленькие трагедии большой войны

В 1924 году в литературных журналах начали появляться рассказы молодого автора о событиях Гражданской войны на Дону. Позже они были объединены в сборник «Донские рассказы», вышедший в 1926-м.

Дом родителей Шолохова на хуторе Кружилин. Фото: Yakov Oskanov/Shutterstock/Fotodom
Дом родителей Шолохова на хуторе Кружилин. Фото: Yakov Oskanov/Shutterstock/Fotodom

В «Донских рассказах» Шолохов еще идеологически прямолинеен — красные правы, белые — нет. Но уже здесь проступает его главная тема — трагедия разделенного народа, страшная цена революционного переустройства мира. Так, в рассказе «Продкомиссар» председатель продотряда Бодягин сталкивается с дилеммой: реквизировать хлеб у голодающих или самому пойти под расстрел. В «Шибалковом семени» красноармеец Шибалок берет на воспитание сына убитого им белогвардейца.

Один из самых известных рассказов сборника — «Родинка» — поражает лаконичностью и жестокостью фабулы: казачий атаман убивает в бою красного командира, который оказывается его сыном. В отчаянии отец здесь же кончает с собой. Узнавание происходит по родинке, которая становится здесь символом кровного родства, разрубленного гражданской войной.

В этих рассказах уже отчетливо проступала та художественная и нравственная сила, которая позже стала основой эпических произведений писателя. Они были созданы человеком, который видел всё своими глазами: как рвутся родственные связи, разрушается традиционный уклад и как классовая ненависть затмевает в людях всё человеческое.

Историческая реконструкция эпизода Гражданской войны на Дону. Фото: Ruslan Sitarchuk/Shutterstock/Fotodom
Историческая реконструкция эпизода Гражданской войны на Дону. Фото: Ruslan Sitarchuk/Shutterstock/Fotodom

В «Донских рассказах» проявились и характерные черты шолоховского стиля: богатый язык с множеством южных диалектизмов, внимание к психологическим деталям, мастерское описание природы, умение несколькими штрихами создать объемный характер героя.

«Поднятая целина»: драма коллективизации

Еще одно значительное произведение Шолохова — роман «Поднятая целина», посвященный коллективизации на Дону. Первая книга романа была опубликована в 1932 году, вторая — только в 1959-м.

Организация колхоза на родине писателя Михаила Шолохова в станице Вешенская. Фото: Виктор Темин/МАММ/МДФ/russiainphoto.ru
Организация колхоза на родине писателя Михаила Шолохова в станице Вешенская. Фото: Виктор Темин/МАММ/МДФ/russiainphoto.ru

Сам Шолохов объяснял этот разрыв так: «Я писал «Поднятую целину» по горячим следам событий, в 1930 году, когда еще были свежи воспоминания о событиях, происходивших в деревне и коренным образом перевернувших ее: ликвидация кулачества как класса, сплошная коллективизация, массовое движение крестьянства в колхозы».

Первоначально автор назвал роман «С потом и кровью», но редакция журнала «Новый мир» изменила название. Шолохов был этим недоволен: «Ну что за ужасное название! Ажник самого иногда мутит», — писал он издателю и партработнику Евгении Левицкой в 1932 году. Ведь именно «с потом и кровью» шла коллективизация в Гремячем Логу на страницах романа. И первая книга, при всей ее идеологической выдержанности, показывала немало страшного — раскулачивание, сопротивление крестьян, голод.

Главные герои — председатель колхоза Семен Давыдов, секретарь партъячейки Макар Нагульнов, председатель сельсовета Андрей Разметнов — искренне верят в правильность коллективизации, но по-разному понимают ее методы и цели. Им противостоит кулак Островнов, пытающийся любой ценой сохранить свое имущество.

Кадр из фильма «Поднятая целина» (1960). Фото: IgorGolovniov/Shutterstock/Fotodom
Кадр из фильма «Поднятая целина» (1960). Фото: IgorGolovniov/Shutterstock/Fotodom

Но вторая книга «Поднятой целины» была завершена лишь после смерти Сталина. Она отличается от первой большей психологической глубиной, менее категоричным пониманием исторических процессов. Примечательно, что во второй книге трагически погибают почти все положительные герои первой — и идеалист-коммунист Давыдов, и фанатик революции Нагульнов. Выживает лишь тот, кто до конца сумел сохранить человечность, — Разметнов: так Шолохов будто подводит печальный итог своим ранним надеждам на революционное преображение мира.

За роман «Поднятая целина» Шолохов был удостоен Ленинской премии в 1960 году.

«Они сражались за Родину» и «Судьба человека»

В годы войны Шолохов работал военным корреспондентом «Правды» и «Красной звезды», побывал на многих фронтах.

Корреспондент газеты «Красная звезда» Михаил Шолохов (справа) на фронте. 1941 г. Фото: Евгений Халдей/МАММ/МДФ/ russiainphoto.ru
Корреспондент газеты «Красная звезда» Михаил Шолохов (справа) на фронте. 1941 г. Фото: Евгений Халдей/МАММ/МДФ/ russiainphoto.ru

Роман «Они сражались за Родину» он начал писать еще во время войны. Первые главы были опубликованы в 1943—1944 годах в газете «Правда». Роман рассказывает о тяжелых боях летом 1942-го, когда советские войска отступали на Дону к Сталинграду.

Главные герои — простые солдаты, Петр Лопахин, Иван Звягинцев, Николай Стрельцов, — воплощают лучшие черты русского национального характера: мужество, стойкость, чувство товарищества, неистребимый юмор даже в самых тяжелых обстоятельствах. К сожалению, роман остался незавершенным, хотя Шолохов работал над ним с перерывами до конца жизни.

Кадр из фильма «Они сражались за Родину» (1975)/«Мосфильм»/Первое творческое объединение/kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Они сражались за Родину» (1975)/«Мосфильм»/Первое творческое объединение/kinopoisk.ru

В 1956 году Шолохов опубликовал рассказ «Судьба человека», который стал одним из самых пронзительных произведений о войне в русской литературе. Главный герой, Андрей Соколов, проходит через все круги ада: плен, концлагерь, потеря семьи. Но он находит в себе силы жить дальше и даже становится приемным отцом для маленького мальчика Ванюши, такого же сироты, как и он сам.

Это рассказ о том, как война ломает судьбы людей, но не может сломить человеческий дух, и первое произведение в советской литературе, где прозвучала тема плена без идеологических штампов, с глубоким пониманием трагедии простого человека, оказавшегося в безвыходном положении.

«Тихий Дон»: великая тайна великого романа

«Тихий Дон» охватывает жизнь донского казачества в переломную эпоху — Первую мировую войну, революцию, Гражданскую войну. В центре повествования — трагическая судьба казака Григория Мелехова, пытающегося найти свой путь в раздираемом противоречиями мире. Финал романа — один из самых пронзительных в мировой литературе: Григорий возвращается домой, где его ждет только маленький сын и понимание того, что прежней жизни уже не будет никогда. Однако он вернулся, чтобы работать на родной земле, воспитывать своих детей: «И Григорий впервые за время своего пребывания в лесу чуть приметно улыбнулся: «Домой».

Кадр из фильма «Тихий Дон» (1957)/Киностудия им. М. Горького/kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Тихий Дон» (1957)/Киностудия им. М. Горького/kinopoisk.ru

В романе нет однозначного деления на своих и чужих и даже на красных и белых. Шолохов показывает, что правда есть у всех сторон конфликта, да и страдают в итоге все. Такая нравственная неоднозначность — главное, что отличало «Тихий Дон» от соцреалистического канона.

Но именно эта сложность и художественная зрелость произведения и стали причинами многолетнего скандала вокруг авторства романа. Впервые сомнения прозвучали сразу после публикации первых двух книг в 1928 году. Критики не верили, что очень молодой и не слишком образованный автор мог создать столь масштабное произведение. Подозрения усилились, когда выяснилось, что рукопись первых частей романа утеряна.

Михаил Шолохов за работой. 1950-е гг. Фото: Виктор Темин/МАММ/МДФ/russiainphoto.ru
Михаил Шолохов за работой. 1950-е гг. Фото: Виктор Темин/МАММ/МДФ/russiainphoto.ru

Наиболее распространенная версия гласит, что Шолохов в основном использовал дневники и рукописи белого офицера Федора Крюкова, найденные им при неясных обстоятельствах. Сторонники этой теории указывают на стилистические различия между ранними рассказами Шолохова и «Тихим Доном», на слишком глубокое знание офицерского быта, на некоторые хронологические нестыковки, на ошибки в рукописи романа, характерные для переписчика, но не для автора.

Михаил Александрович всю жизнь защищался от этих обвинений. Еще в 1929 году комиссия, собранная по инициативе Марии Ульяновой, в которую вошли Александр Серафимович, Александр Фадеев и другие писатели, исследовала черновики и признала Шолохова автором. И только в 1999 году в Москве была найдена считавшаяся утерянной рукопись первой и второй книг романа — с правками, зачеркиваниями, пометками, сделанными рукой Шолохова.

Возможно, в этом споре никогда не будет поставлена точка. Но даже если предположить, что Шолохов использовал чьи-то материалы, — он сумел создать на их основе подлинный шедевр.

Рабочий кабинет Михаила Шолохова в усадьбе в станице Вёшенской. Фото: Yakov Oskanov/Shutterstock/Fotodom
Рабочий кабинет Михаила Шолохова в усадьбе в станице Вёшенской. Фото: Yakov Oskanov/Shutterstock/Fotodom

Писатель Федор Абрамов, которого тоже терзали сомнения по поводу авторства романа, так отзывался о таланте современника: «По густоте замеса жизни, по накалу и ярости людских страстей, по языческой щедрой живописности слова Шолохов не знает себе равных в русской литературе. Да, может быть, и в мировой. В искусстве XX века он взмыл, Василий Блаженный, и мир ахнул от восторга и изумления».

Нобелевская премия Михаила Шолохова

За «Тихий Дон» Шолохов был удостоен Сталинской премии первой степени в 1941 году, а позднее, в 1965-м, — и Нобелевской премии по литературе «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время».

К тому времени Шолохов был уже не тем бескомпромиссным художником, который в 1930-е годы писал Сталину о бедствиях коллективизации и просил помощи для голодающих казаков. Он стал частью советской элиты — депутатом Верховного Совета, членом ЦК КПСС, официальным представителем советской литературы.

Чествование лауреатов Нобелевской премии в Стокгольме в 1965 году, крайний справа — Михаил Шолохов/Государственный Литературный музей/russiainphoto.ru
Чествование лауреатов Нобелевской премии в Стокгольме в 1965 году, крайний справа — Михаил Шолохов/Государственный Литературный музей/russiainphoto.ru

Его нобелевская речь была, конечно, была полна идеологических клише того времени. Но один пассаж о высокой ответственности писателя перед обществом звучал особенно искренне и, может быть, с оттенком личной горечи: «Говорить с читателем честно, говорить людям правду — подчас суровую, но всегда мужественную, укреплять в человеческих сердцах веру в будущее, в свою силу, способную построить это будущее, быть борцом за мир во всем мире и воспитывать своим словом таких борцов повсюду, куда это слово доходит. <...> Думаю, что художником имеет право называться тот, кто направляет эту силу на созидание прекрасного в душах людей, на благо человечества».

Известно, что Сталинскую премию Шолохов направил в Фонд обороны, Ленинскую — на строительство школы в Каргинском сельсовете, а часть Нобелевской — на школу в Вёшенской (остальное потратил на семейное путешествие).

Последние годы Шолохова

Последние десятилетия жизни писателя были омрачены болезнями и творческими трудностями. Он продолжал работать над романом «Они сражались за Родину», но так и не завершил его. Писатель вел уединенный образ жизни в станице Вёшенской, рыбачил, охотился, порой уходил от реальности с помощью алкоголя и всё реже появлялся на публике. Еще при жизни его дом стал музеем.

Центральное здание мемориального комплекса «Усадьба М. А. Шолохова» в центре станицы Вёшенской. Фото: Igor Alexsander/Shutterstock/Fotodom
Центральное здание мемориального комплекса «Усадьба М. А. Шолохова» в центре станицы Вёшенской. Фото: Igor Alexsander/Shutterstock/Fotodom

Михаил Александрович Шолохов скончался 21 февраля 1984 года в возрасте 78 лет от рака гортани. Он был похоронен в саду своего дома в станице Вёшенской. Супруга, Мария Петровна, скончалась 20 января 1992 года в возрасте 91 года, похоронена рядом с мужем.

Ранее мы рассказали, как фольклорист Владимир Пропп расшифровал ДНК русской сказки.

Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».


Загрузка...