Полет мысли Минтранса: зачем в России планируют ввести новый авиасбор
Минтранс разработал правила сбора в фонд реконструкции аэродромов. Согласно постановлению, с каждого авиапассажира будут взимать 150 рублей, пишет ТАСС.
Что предусматривает авиасбор
Президент РФ Владимир Путин подписал закон о введении сбора с авиакомпаний на строительство и реконструкцию инфраструктуры аэропортов. Документ вступит в силу с 1 сентября 2025 года. Список аэропортов, где будут взимать сбор, определит правительство.
Правила могут вступить в силу с 1 марта 2026 года. Их действие продлится до 1 марта 2032 года. При принятии документа будет введен новый инфраструктурный сбор, который распространится на всех пассажиров. Согласно проекту, платить сбор начнут авиакомпании, а оператор инфраструктурного сбора — ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» будет аккумулировать и использовать средства. Аэропорты объединят в группы. Деньги, поступившие в рамках каждой группы, будут аккумулироваться на отдельном банковском счете. Собранные средства используют для улучшения инфраструктуры аэропортов соответствующей группы.
Размера инфраструктурного сбора с одного пассажира составит 150 рублей. Формулой также предусмотрен уровень инфляции и корректирующий коэффициент, равный одному, но он может быть изменен решением правительства РФ.
Правительство также установит, в каком порядке сбор будет формироваться, взиматься, аккумулироваться и использоваться. В группы не войдут аэропорты, с которыми до дня вступления закона в силу заключены концессионные соглашения о строительстве или реконструкции объектов инфраструктуры.
Как будут модернизировать аэропорты
В прошлом году в послании Федеральному собранию глава государства поручил за шесть лет модернизировать не менее 75 аэропортов. В Минтрансе заявили, что бюджетных средств для этого недостаточно. Необходимы частные инвестиции.
Один из способов — заключить концессионное соглашение с частным инвестором, который организует строительство или реконструкцию, а также дальнейшую эксплуатацию. В концессионных соглашениях эксплуатация важна, чтобы возместить частные инвестиции и обслужить займы концессионеров. Это можно сделать, например, за счет сбора с пользователей, в данном случае — авиакомпаний.
Власти планируют сделать все, чтобы плата для авиакомпаний не выросла излишне и не привела к подорожанию билетов. Подобная практика уже есть у аэропорта Шереметьево, теперь ее планируют расширить. Если сбор начнет работать, он будет взиматься и с российских, и с иностранных перевозчиков. Контроль за размером сбора и распределением средств этого фонда возложат на органы власти. В Минтрансе ожидают, что введение сбора позволит расширить программу модернизации аэропортов и сделать перелеты более безопасными и комфортными.
В среднем сумма сбора, как уже упоминалось, будет составлять 150 рублей. Но для каждого аэропорта ее высчитают по специальной формуле, утвержденной Минтрансом. Все будет зависеть от особенностей воздушной гавани, состояния ее инфраструктуры и необходимости реконструкции.
Как отметил в беседе с «Известиями» главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров, повышение стоимости билета не требует широкого обсуждения, потому что условно полет, например, в направлении Москва — Санкт-Петербург стоит около четырех тысяч рублей. И 150 рублей не составят разницы, которая остановит человека от полета или как-то скажется на его кошельке.
С мнением Романа Гусарова согласен эксперт в области транспорта, авиации и туризма Максим Федосов, который отмечает: сейчас пассажир при покупке любого билета оплачивает тариф авиакомпании и стоимость сборов аэропорта. То есть при покупке у пассажира есть две цены в билете, и если к стоимости билета добавится 150 рублей, пассажир все равно будет платить единую ставку, почти не заметив повышения.
Но есть и другое мнение. Включение этой суммы в стоимость авиабилетов может привести к сокращению пассажиропотока, тем более что ежегодно величина сбора будет индексироваться на уровень инфляции. Поэтому такое решение надо обсуждать федеральным органам, чтобы не пострадали те категории пассажиров, у которых нет лишних денег, говорит промышленный эксперт Леонид Хазанов.
По словам эксперта, степень состояния аэропортов в России разная. В Москве ситуация складывается хорошо, но в отдаленных регионах страны некоторые аэропорты нуждаются в ремонте и расширении. А средств, которые взимают аэропорты с перевозчиков за прием авиационных судов, их обслуживание и заправку, не хватает. Этот объем зависит от количества рейсов, пассажиропотока и прочего.
Роман Гусаров, в свою очередь, отметил, что часть инфраструктуры аэропорта принадлежит государству. Речь идет о взлетно-посадочных полосах, перронах, светосигнальном и аэронавигационном оборудовании. Реконструкцию этой части оплачивает государство. Терминалы, парковки, гостиницы находятся в частных руках. Ими управляют компании, которые инвестируют свои деньги за счет кредитов. Свою лепту вносят и местные власти. Они вкладываются в реконструкцию автодорог, проводят электричество, модернизируют канализацию и водопровод. Однако после модернизации аэропорта встает вопрос о содержании этой инфраструктуры, которая периодически будет требовать ремонта и реконструкции. В связи с этим в Минтрансе и решили ввести новый сбор: он должен перекрывать какую-то часть расходов.
Как сбор скажется на пассажиропотоке и что будет с ценами билетов на самолет
Генеральный директор туристической компании «Вик-Тур» Виктория Ерина в беседе с «Деловым Петербургом» подтвердила, что введение сбора приведет к удорожанию авиабилетов. Впрочем, любое увеличение издержек авиакомпаний, например рост цен на топливо, новые сборы или налоги, закладывается в стоимость авиаперевозки. Но при этом 150 рублей — несущественная сумма для стоимости авиабилета. Гораздо сильнее на кошельке пассажира сказываются динамика цен на керосин и валютные колебания.
«Для сравнения: это меньше, чем плата за возможность выбрать место в салоне или провезти с собой дополнительное место багажа. Для петербуржцев это увеличение может составить около 3—5%. На фоне традиционного сезонного роста цен и колебаний спроса пассажиры этого повышения, скорее всего, даже не заметят», — считает Виктория Ерина.
Для петербургских пассажиров удорожание будет ощутимо на внутренних рейсах, где сохраняется невысокая стоимость билетов. Дополнительные 150 рублей к билету стоимостью три-шесть тысяч рублей на семью из четырех-шести человек скажутся на семейном бюджете, особенно при путешествии многодетных семей, уверена профессор Российского университета транспорта Надежда Капустина.
В «Аэрофлоте» сообщили, что понимают необходимость обновления инфраструктуры, но отметили: сбор в любом случае отражается на стоимости авиабилета для потребителя. При этом рентабельность в авиаотрасли заметно ниже, чем в других нишах рынка.
Несколько источников «Коммерсанта» в отрасли также пояснили, что Минтранс пошел по пути «заранее предусмотренного повышения сбора». Именно этого опасались перевозчики год назад. Учитывая отсутствие предпосылок к удешевлению строительных работ, «легко представить, как решением правительства сбор в 150 рублей будет индексироваться в три-пять раз», считает представитель одного из перевозчиков.
Предложенный механизм не разделяет рейсы по протяженности, поэтому «удельный вес» сбора в стоимости отдельных коротких маршрутов может оказаться заметным, считают эксперты. Например, стоимость билета на рейс Владивосток — Комсомольск-на-Амуре по субсидируемому спецтарифу составляет 3,7 тысячи рублей. «Базовый» будет равняться 4% от цены билета, а в случае его индексации до 600–700 рублей — возрастет до 20%.
К тому же в проекте не описаны специальные условия для отдельных категорий пассажиров, например детей, для которых предусмотрена скидка в 50%, а также субсидированные перевозки. Не учитываются и пассажиры, следующие трансфером. Так, один пассажир может четырежды заплатить сбор за один перелет, что окажет давление на хабовую модель перевозок.
В другой авиакомпании считают, что нагрузка на перевозчиков с большей занятостью кресел окажется выше, чем на менее эффективные компании. Необходимо уравнять перевозчиков, ограничив размер сбора 85% емкости самолета, выдвинул идею еще один собеседник «Коммерсанта».
Насколько актуален авиасбор: мнение эксперта
Есть разные практики и сборы. Уже был введен туристский сбор для гостиниц, который предполагает взимание с посетителей не менее 100 рублей. Сейчас готовится авиасбор. «На все те цели, которые определены, деньги должны выделяться из бюджета, а не собираться за счет пассажиров, тем более сейчас, когда идут бесконечные сбои авиаперевозок, и люди начали обращать внимание на железнодорожное сообщение», — такое мнение в беседе с «Ямал-Медиа» высказал вице-президент Российского союза Туриндустрии Юрий Барзыкин.
По его словам, сейчас не самый удобный момент для ввода такого сбора. К тому же он абсолютно ничем не оправдан. Сначала надо обеспечить качество, достойное обслуживание — а этого нет.
«Можно кивать на обстоятельства, на ситуацию, на дроны, но зачастую и этого нет. Каждые полчаса-час переносят вылеты. Аэропорты переполнены, информации не дают. Отношение персонала, мягко говоря, абсолютно разное», — говорит Юрий Барзыкин.
С 1 сентября обычно начинается динамическое изменение цен на авиабилеты. В период высокого спроса, всегда предваряющего День знаний, стоимость билетов достигает максимальных значений: многие возвращаются с курортов, кто-то едет к местам учебы. После этого наблюдается незначительное снижение цен. Если планировать поездку на даты после 1 сентября, билеты можно приобрести примерно на 20% дешевле. Однако, несмотря на временное снижение, в целом отмечается устойчивая тенденция к росту цен на авиаперевозки. Это связано с увеличением стоимости топлива, расходов на обслуживание и оплату труда персонала, отметил Юрий Барзыкин.
Эксперт полагает, что сумма сбора со временем, возможно, увеличится. «Но все равно те дыры, которые есть, можно закрыть только с помощью федеральных программ. Эти проблемы решаются не только в транспортной сфере. Федеральные программы есть, на них выделяются миллиарды рублей. Надо лишь более рачительно использовать те средства, которые потребитель уже возвращает в виде определенных налогов. Введение этих сборов проблем не решит, оно только накрутит спираль неприятия», — заключил Юрий Барзыкин.
Ранее Госдума одобрила законопроект, разрешающий ФНС списывать деньги напрямую со счетов граждан, предварительно выслав уведомление через портал «Госуслуги» или по почте.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».