«Понедельник начинается в субботу»: единое расписание в школах озадачило педагогов
Что такое «единое расписание» в школах с 1 сентября 2025
С 1 сентября 2025 года в российских школах введут «единое расписание уроков». Пока непонятно, как будет работать новая система. В то же время речь идет не об учебе по стандартизированному расписанию, когда во всех школах страны в одни и те же дни будут проходить одинаковые уроки. Единое расписание уроков, по словам Сергея Кравцова, приведет к тому, что все предметы во всех школах дети будут осваивать примерно в одинаковом темпе и по единой программе.
В Министерстве просвещения полагает, что это поможет равномерно распределить нагрузку на школьников и снизить у них уровень стресса. При этом все школы смогут адаптировать модель единого расписания уроков под свои требования и систему. Главным требованием будет соблюдение федеральных стандартов.
Что значит «единое планирование»
Вместе с единым расписанием в школах с нового учебного года введут единое планирование по школьным предметам. Это должно привести к унификации среднего общего образования в России. Единое планирование поможет:
- решить проблемы с неравномерной нагрузкой учителей, чтобы они не выгорали и обходились без переработок;
- зафиксировать определенное количество часов контрольных и проверочных работ, в том числе ВПР. Время на тесты и диагностики по каждому предмету будет занимать не более 10% от общего числа уроков;
- контролировать время на выполнение домашнего задания с учетом возрастных особенностей детей. Так, на домашнюю работу по всем предметам в первом классе учителя должны будут отводить не больше часа, во втором и третьем — не больше полутора часов, в четвертом и пятом — не больше двух;
- контролировать объем домашних заданий для каждого класса по всем дисциплинам. Следить за этим будет руководство школ.
В пресс-службе ведомства отметили, что ключевая задача единого расписания — «соответствие СанПиН, минимизация перегрузки, учет биоритмов учащихся и равномерное распределение учебной нагрузки в течение недели». Авторы инициативы уверены, что единое расписание снизит уровень стресса у школьников и освободит им время для отдыха и хобби.
Однако подобные санитарные нормы — это не нововведение. Согласно требованиям СанПиН, они действуют в школах уже не первый год. Следовательно, это не новые правила, а действующие требования по организации обучения для всех школ.
Переход на такую систему облегчит перевод ребенка из одной школы в другую, поскольку новичку не потребуется осваивать программу в ускоренном темпе или ждать, пока класс пройдет уже знакомый ему материал, отметила в разговоре с «РИА Новости» замдиректора Института содержания и методов обучения (ИСМО) Людмила Лагунова.
Единое расписание, возможно, подготовит всех к синхронизации школьной программы с ОГЭ и ЕГЭ, чтобы вопросы на экзаменах не отличались от того, что дети проходят в школе.
А единое планирование будет контролировать нагрузку учителей, которая должна будет снизиться до 1,4 ставки. Один из способов такого контроля — считать, сколько часов уроков провел учитель и сколько учеников прошли материал.
Это похоже на постепенное внедрение в школы принципа «создания единого образовательного пространства страны» из Стратегии развития образования до 2036 года. Представители Министерства просвещения обсуждали ее с депутатами Госдумы в начале нынешнего года. Однако пока остаются открытыми несколько вопросов.
- Как именно учителя по разным предметам будут рассчитывать время на выполнение домашних заданий, чтобы уложиться в требования Минпросвещения?
- Если администрации школ обяжут следить за объемом заданного на дом в каждом классе и по каждому предмету, не создаст ли это дополнительной нагрузки для учителей и руководства?
- Как идея снизить ставку учителей до 1,4 и избавить их от переработок решит проблему дефицита педагогов в школах, поскольку многие как раз и берут две ставки из-за нехватки сотрудников?
- Как будут начисляться зарплаты учителей? Например, педагогу, который из-за низкого дохода взял две-три ставки, их принудительно снизят до 1,4. Как это повлияет на доход учителей и их возможности дополнительного заработка? Не начнут ли педагоги уходить из государственной школы в репетиторство или в частные организации?
И детям, и учителям будет легче? Что думают педагоги о предстоящих изменениях
Заслуженный учитель России Евгений Ямбург поддержал идею с единым расписанием и планированием. Это правильное направление развития образования, поскольку «речь идет о борьбе со всем, что утяжеляет работу ребенка», отметил он в беседе с NEWS.ru. Речь идет о контрольных, проверочных, домашних заданиях, на которые уходит слишком много времени. Кроме того, Ямбург сослался на цель Минпросвещения соблюдать нормы СанПиН в этих вопросах.
Согласно данным опроса «Учительской газеты», которые она провела среди педагогов, все респонденты поддержали переход на единую систему, отметив, что такие меры повысят качество образования, освободят детям время на живое общение, а учителям позволят равномерно распределить рабочие часы.
Однако против единого расписания высказалось также немало педагогов. Некоторые директора школ и учителя не увидели смысла в изменениях и плюсов «единства» для себя.
Издание «Фонтанка» обсудило тему с директорами петербургских лицеев № 239 и № 369 Максимом Пратусевичем и Константином Тхостовым. По их мнению, программа в государственных школах и так уже единая, но сами учебные заведения могут сильно отличаться от региона к региону: где-то не хватает нужного оборудования, где-то — учителей, где-то — условий для комфортной и безопасной учебы. Поэтому странно рассчитывать, что все школьники страны к концу первой четверти освоят один и тот же материал в одинаковом объеме и на одинаковом уровне.
«У меня 9 часов математики, потому что мы — лицей с углубленным изучением предметов технического и естественного научного цикла, а в общеобразовательной школе 5 часов математики. Мы что должны сделать? Уложить 9 в 5 или 5 в 9? У меня пяти- и шестиклассники начинают уроки с 8 утра, потом приходят седьмые и восьмые классы, а старшие начинают только с третьего урока. Не секрет, что старшеклассники ложатся поздно, и чтобы они пришли в школу со свежей головой, надо дать им возможность спать немного подольше, а не просыпаться рано, как вся страна», — рассказал «Фонтанке» Константин Тхостов.
Педагоги и образовательные блогеры тоже раскритиковали изменения. По их мнению, есть узкопрофильные классы с определенной направленностью. Каким образом будет отформатирован или улучшен образовательный процесс — пока не ясно.
«Есть миллион разных школ с разной наполняемостью, с разными классами и разным количеством уроков. Я не знаю, что сказать, кроме как обругать матом министра. Труба. Это стопроцентный отрыв от реальности», — заявил у себя на странице в телеграм-канале Алексей Савватеев.
Важно, чтобы было не только единство в изучении учебных предметов, но и учет физиологических особенностей детей, пояснила «РГ» заведующая центром математического и естественно-научного общего образования Института содержания и методов обучения Наталья Волынчук.
По данным физиологов, понедельник — период включения, вторник, среда — период оптимальной работоспособности, четверг и последующие дни — период спада. Важна расстановка «сложных» и «простых» предметов в течение дня. Например, нежелательно ставить первым уроком такие интеллектуально затратные предметы, как математика и русский язык, а после физкультуры ставить физику, говорит эксперт.
Реакцию общества на предстоящие изменения в образовательном процессе школ прокомментировала в своем телеграм-канале глава Лиги безопасного интернета Екатерина Мизулина. По ее словам, вопросов действительно возникло много: как это будут реализовывать при острой нехватке учителей во всех регионах, что делать второй и третьей смене в школах, что делать, если учитель заболел? Это лишь минимум того, что интересует педагогическое сообщество перед новым учебным годом.
Ранее мы писали о том, как выпускникам школ правильно выбрать вуз.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».