Синдром абитуриента. Как не ошибиться с выбором вуза и что важно знать поступающим
Совет Федерации одобрил закон, согласно которому выпускники колледжей смогут поступать в университеты без сдачи единого государственного экзамена только на специальности своего профиля. Законопроект был внесен в нижнюю палату еще в декабре 2024 года, а 8 апреля Госдума приняла документ во втором и третьем чтении, пишут «Ведомости».
Что изменится
Согласно пояснительной записке, законопроект предлагает повысить качество подготовки абитуриентов со средним профессиональным образованием при поступлении в вузы. Возможность их приема по результатам вступительных испытаний сохранится при соответствии профиля программ бакалавриата и специалитета направленности программы среднего профессионального образования.
Сегодня прием выпускников колледжей в вуз проводится по итогам вступительных экзаменов, форма и перечень которых определяются университетом. Условий, которые касаются схожего профиля образования, нет. В случае принятия закон вступит в силу с 1 сентября 2025 года.
Сколько мест предложат вузы поступающим в этом году
Согласно последнему отчету в Госдуме, бюджетных мест теперь больше. Уже прошла первая волна сдачи ЕГЭ, поэтому можно уже делать некоторые выводы. Наибольшим спросом пользуются педагогические, медицинские учебные заведения и вузы инженерной направленности. Особенно популярна инженерия, связанная с IT технологиями, кибернетикой и развитием высших технологий, рассказал «Ямал-Медиа» руководитель Всероссийского фонда образования, сопредседатель движения «Образование для всех», член-корреспондент Российской Академии Естественных Наук (РАЕН) Сергей Комков.
«Сегодня можно говорить о том, что действительно конкурс будет достаточно большой и достаточно серьезный, но в этом ничего удивительного нет. У нас в советский период конкурс тоже был очень большой, и поэтому не случайно советская система образования была одной из ведущих в мире. Она входила тогда в десятку ведущих мировых образовательных систем, и наши специалисты с высшим образованием ценились во всем мире. Потом мы утратили это первенство. Сегодня нам надо возвращаться к нашим лучшим традициям», — говорит эксперт
Будущее платного образования
Когда рассматривался вопрос о дальнейшей судьбе высшего образования, депутаты обратились к министерству образования с предложением ограничить в разумных пределах плату за образование, чтобы она не превышала уровень инфляции. Дело в том, что в связи с повышением уровня инфляции приходится увеличивать и размер оплаты за образование в вузах. Минобразованию было поручено отслеживать эти процессы с тем, чтобы уровень оплаты на платных отделениях не превышал допустимые нормы. Аналогичные поручения получили Счетная палата и надзорные органы, отметил Сергей Комков.
По его словам, прокуратура будет отслеживать коррупционные схемы, поскольку есть громкие резонансные скандалы с некоторыми ректорами региональных вузов.
«Я думаю, что это правильное направление. Нельзя драть три шкуры со студентов, особенно с абитуриентов, поступающих в вузы из многодетных семей и семей с небольшим достатком. В первую очередь, конечно, должны приниматься ребята, имеющие очень высокие показатели в учебе и высокие баллы по окончанию школы. Есть разные мнения в отношении баллов ЕГЭ, поэтому надо учитывать средний балл аттестата», — пояснил Сергей Комков.
Напомним, что российские вузы вправе прибавлять абитуриентам дополнительные баллы за индивидуальные достижения. Они делятся на:
- общие (максимальное количество в сумме не должно превышать 10);
- целевые, которые могут получить только заключившие договор на целевое обучение (введены с 2025 года, максимальное количество — 5).
Таким образом, с 2025 года общее максимальное число дополнительных баллов за индивидуальные достижения составляет 15. Нововведения зафиксированы в приказе Министерства науки и высшего образования РФ.
Образовательная организация учитывает эти достижения при равенстве поступающих по иным критериям ранжирования в конкурсных списках. Правила обязаны соблюдать все аккредитованные учреждения.
Поступающему по решению вуза начисляются баллы за разные индивидуальные достижения:
- спортивные: различные разряды, звания, наличие знака ГТО;
- аттестат об образовании с отличием, золотая или серебряная медаль;
- волонтерская деятельность;
- участие и победы в олимпиадах — школьных, всероссийских, международных;
- победа в чемпионате по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс»;
- успешное написание итогового сочинения;
- участие в специальной военной операции (СВО);
- наличие дополнительного образования;
- посещение профориентационных мероприятий для целевиков.
Общий суммарный объем дополнительных баллов не может превышать 15. Если у абитуриента выходит больше (например: пять за спорт, шесть — за аттестат и пять — за участие в профориентационных мероприятиях), то ему все равно зачтут максимум 15. Поступающий обязательно должен подтвердить свои индивидуальные достижения документами.
В разных вузах требования к победителям и призерам олимпиад различаются. Дополнительные баллы полагаются, если абитуриент проявил себя на олимпиаде по профильному предмету.
Так, за диплом победителя или призера соревнований по математике дадут дополнительные бонусы при поступлении на экономический факультет; по литературе — на образовательные программы по филологии и журналистике. Решение о количестве баллов принимает вуз, максимальное — до 10.
С 2025 года привилегии по решению вуза также могут получить участники интеллектуальных или творческих конкурсов.
Вуз также может на свое усмотрение начислить не более 10 баллов отличникам и медалистам. Для этого нужно предоставить:
- аттестат о среднем общем образовании с отличием;
- диплом о среднем профессиональном образовании с отличием;
- диплом о начальном профессиональном образовании с отличием.
До 10 дополнительных баллов при поступлении в вузы с 2024 года стали предоставлять участникам СВО. Для подтверждения службы абитуриенту потребуется предоставить приемной комиссии университета военный билет с отметками или контракт.
Кому отдают предпочтение вузы
Ведущие российские вузы в разных городах сегодня принимают свои собственные вступительные экзамены, учитывают их результаты, поэтому в первую очередь принимаются абитуриенты с высокими баллами.
«Принимаются в первую очередь победители международных и всероссийских олимпиад, им насчитываются дополнительные баллы. Принято решение об особом порядке приема детей из семей военнослужащих, которые сегодня находятся в зоне СВО либо погибли там. Также детям из многодетных семей планируют давать определенные преференции. Кроме того есть еще одна серьезная мера, она введена в прошлом году. Это подписание договоров с абитуриентами, которые после окончания вуза будут работать в конкретном месте, в конкретной организации, на конкретном предприятии. Их обучение будет оплачивать эта организация или предприятие. Это так называемые целевики», — говорит Сергей Комков.
Как отметил специалист, он долгое время жил и работал в Европе. Во многих европейских странах студенты обучаются бесплатно. Например, в Чешской Республике, Германии, Бельгии, Швеции.
«А мы почему-то в России решили, что одни у нас могут обучаться на бюджетной основе, а другие должны платить за это деньги. Нам надо возвращаться к нашему государственному бесплатному обучению, ужесточая при этом нормы отбора для поступления в вузы, чтобы туда не поступал кто попало», — уверен Сергей Комков.
Как не ошибиться при выборе вуза
В январе 2025 года специалисты образовательной онлайн-платформы «Учи.ру» провели исследование, которое показало, что каждый третий выпускник начал задумываться о профессии еще в седьмом классе. Еще примерно такое же количество заканчивали школы, не имея четкого представления, кем они хотят стать.
Педагог-психолог, бизнес-тренер, эксперт «Учи.ру» Гульфия Касимова уверена, что современным детям придется менять специальности и работу гораздо чаще, чем их родителям. Поэтому не нужно выбирать профессию раз и навсегда. Можно отталкиваться от сегодняшних трендов, хотя и в этом случае невозможно все предугадать. Сложнее всего приходится родителям, поскольку рынок труда серьезно изменился, и эта тенденция будет только усиливаться. Задача взрослых — не давить на ребенка при выборе профессии. Диалог лучше начать с таких фраз: «Что тебе сейчас нравится? Какие предметы даются легко? Чем ты любишь заниматься вне школы?». Эти вопросы помогут подростку прислушаться к себе.
Склонности и способности помогут определиться с выбором. Кроме того, необходимо принимать во внимание и психофизиологические особенности выпускника. Если профессия требует, например, высокой стрессоустойчивости, а подросток раним и долго восстанавливается, тогда для него такой выбор может стать серьезным испытанием, в том числе для здоровья, пишет РБК.
Важно соблюдать баланс между тем, что нравится и что востребовано. Гульфия Касимова предлагает задать себе несколько вопросов:
- Интересно ли мне это, хочется ли разбираться, узнавать больше?
- Нравится ли атмосфера? Представляю ли я себя среди этих людей или в такой команде?
- Готов ли я идти этим путем, учиться, нарабатывать опыт?
- Есть ли у этого будущее? Что будет с этой сферой через 5—10 лет?
Хорошим ориентиром при выборе специальности станет хобби. Но не всегда оно становится полноценной профессией. Так, увлечение блогерством может привести не только в медиа, но и в маркетинг, аналитику и даже разработку. Важно уметь видеть разные направления и профессиональные возможности.
Медицинский психолог НПЦ ПЗДиП имени Г. Е. Сухаревой, когнитивно-поведенческий терапевт Аймисай Галимова рекомендует поинтересоваться мнением близких. Часто они могут дать объективную оценку ваших способностей и наклонностей. Если с самоанализом возникают проблемы, можно пройти опросники профессиональной мотивации (например, «якоря мотивации» Шейна) и опросники профессиональных способностей (GABT, тест способностей Климова, тест Торренса). Однако для выпускников без практического опыта работы результаты тестирования будут относительными.
Существуют также различные упражнения, которые помогают определиться с профессией. По словам Аймисай Галимовой они больше подходят для самостоятельной работы.
- Упражнение «Идеальный рабочий день». Необходимо подробно описать свой идеальный рабочий день, проанализировать и предположить, в рамки каких профессий это укладывается.
- Упражнение «Будь готов». Необходимо оценить свои способности по выполнению того или иного действия, затем сравнить результаты с «нормами», а потом и с различными профессиями, к которым это действие подходит.
- «Професьянсы» — это карточные игры, где необходимо разложить пасьянс из карточек, на которых написаны важные характеристики: «высокая зарплата», «творческая работа» и т. д. После этого следует найти профессии, соответствующие этим критериям, отвечая на вопросы: «Почему для меня это важно? К каким трудностям я готов(а)?».
- Можно «примерить» будущую профессию на себя, посмотреть на специальность изнутри. Пообщаться с человеком, который работает по этой специальности и узнать о ней подробнее.
Помимо этого эксперты советуют обратить внимание на стоимость обучения, проходной балл, конкурс на бюджетные места, уровень и качество образования, возможность последующего трудоустройства, внеучебную жизнь университета, местоположение вуза.
Аймисай Галимова рекомендует в случае повышенной тревожности пожать документы в другой вуз или на другой факультет, взять перерыв, чтобы все хорошо обдумать.
Полезный источник информации — профильные блоги и подкасты. Просмотр таких материалов поможет составить более объективное представление о профессии. Чтобы максимально исключить ошибки поступающим следует изучить рынок труда до подачи документов, не выбирать профессию на эмоциях и только по любви, поинтересоваться будущей зарплатой, продумать запасные варианты и сравнить несколько вузов, протестировать атмосферу вуза до поступления.
Ранее мы писали о том, что вузы могут перестать готовить специалистов по невостребованным профессиям.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».