Высшая школа выживания. Как преподавателям защититься от буллинга и поборов на работе
В чем обвиняют ректора Псковского государственного университета (ПсковГУ)
Наталью Ильину, ректора Псковского государственного университета арестовали за хищение бюджетных средств. Несколько лет подряд она присваивала себе часть начисляемых сотрудникам вуза повышенных зарплат и премий. Однако схема не нова и успешно используется в разных бюджетных учреждениях, пишут «Известия».
После задержания сразу появилась версия, что Наталья Ильина зарабатывала благодаря трудоустройству «мертвых душ». Так, сотрудник, которого никто и никогда не видел на работе, помог ректору присвоить 10 миллионов рублей. Кроме того, обогащаться Ильиной, по версии следствия, помогали завышенные зарплаты сотрудников вуза — часть этих средств она забирала себе.
Подобные дела всплывали и ранее. Сотрудники фактически сами отдавали свои деньги. Но провести такое повышение зарплат сотрудников, не уведомляя их об этом, невозможно, рассказал изданию сопредседатель профсоюза «Университетская солидарность» Андроник Арутюнов. Он полагает, что работнику предлагалось поднять зарплату с условием возврата какой-то ее части. Скорее всего, преподаватели могли быть запуганы, поскольку схема оказалась рабочей.
Какие еще существуют «серые» схемы в вузах
По мнению Андроника Арутюнова, вполне возможно, что такая схема работает и в других региональных вузах. Причем деньги по требованию могут возвращать не только преподаватели.
«Очень распространена история, когда студентам выделяют так называемую материальную помощь и предлагают ее отдать целиком или частично кому-то из руководства вуза. Обычно это объясняется тем, что требуется что-нибудь купить для нужд университета, но нельзя провести по другой статье расходов. Иногда мошенническая схема вовсе никак не камуфлируется», — говорит эксперт.
Студенты часто делятся подобными историями. Иногда это делается в «благих» целях. Деньги выделяют обходными путями на нужды студентов или университета. Но и в этом случае нельзя поддерживать подобные схемы, заявил «Известиям» председатель Всероссийского студенческого союза Олег Цапко.
Он добавил, что жалоб никто не пишет и вряд ли их будет писать, если это не станет массовой практикой. Студенты понимают, что им завтра учиться в этом вузе.
Однако прецеденты все же случались. В 2022 году двух сотрудниц Мурманского арктического государственного университета осудили за мошенничество с выплатами материальной помощи для студентов. В 2023 году выяснилось, что в Мичуринском государственном аграрном университете руководство профсоюза таким образом похитило около 36 миллионов рублей.
Один из проректоров Елецкого госуниверситета подчеркнул в беседе с «Известиями», что всех преподавателей предупреждали, чтобы деньги не тратили, это на курсы. Их, конечно, можно было и не проходить, но как потом будете работать — это вопрос.
По словам Андроника Арутюнова, преподаватели зависят от руководства вуза. Человек боится лишиться работы, если не согласится на требование о возврате части денег руководству.
Сотрудники Елецкого университета, по всей видимости, деньги «прогоняли» через университет, чтобы отчитаться о заработке на курсах, о повышении зарплат сотрудников, что давало возможность увеличить размер реальных премий руководства вуза.
Зарплата преподавателей вузов состоит из двух частей: оклада и надбавки. Последняя регламентирована частично, объясняет Андроник Арутюнов. Ректору и главному бухгалтеру никто не может запретить назначить определенному преподавателю или сотруднику какую-либо премию, потому что сейчас в университетах в подавляющем большинстве все полномочия находятся в руках у ректора. Де-факто ученый совет не может его проконтролировать.
У руководителей вузов больше возможностей, потому что у университетов значительнее доход от платных услуг, контроль за расходованием которого не такой строгий, как за бюджетными поступлениями, цитируют «Известия» оргсекретаря профсоюза «Учитель» Ольгу Мирясову.
Она считает, что основная проблема кроется в избыточных полномочиях директоров бюджетных учреждений и наличии стимулирующих выплат — той части зарплаты, которая выплачивается «за достижения» и эффективную работу. В случае с школьными педагогами обычно преобладают не слишком конкретные критерии, либо такие, чтобы можно было учителем манипулировать. Учителя очень часто жалуются на несправедливое и непрозрачное распределение стимулирующих выплат.
Ольга Мирясова также рассказала, что в школах есть практика возврата директору части стимулирующих выплат, однако их «скрывают все участники процесса».
Как можно решить проблему
Зампред комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный считает, что пресечь мошеннические схемы может новая система оплаты труда бюджетников, параметры для педагогов и врачей уже готовы. Механизм опробуют в нескольких регионах. Доля базового оклада вырастет, что, очевидно, закроет люфт для махинаций с премиями, — объяснил он «Известиям».
Депутат отметил, что количество дел о коррупции в бюджетных учреждениях увеличилось. Это свидетельствует об усилении контроля за государственными средствами. Однако доказать махинации с премиями сложно. Необходимо заявление подчиненных, а они обычно предпочитают молчать.
Кроме того, следует создать независимые комиссии по распределению стимулирующих выплат, которые будут иметь четкие и прозрачные критерии премирования, не допускающие субъективные решения.
Андроник Арутюнов предлагает вернуть в вузы академическое самоуправление. Даже в СССР они были достаточно автономными и имели широкие полномочия по самоуправлению. Также надо решать проблему с хроническим многолетним недофинансированием вузов.
Как педагоги могут защитить свои права
Защита своих прав у педагогов — достаточно сложный и весьма актуальный вопрос. Учителя, работая с подростками, у которых только формируется характер, могут столкнуться с разными нарушениями своих прав. Чаще всего речь идет о нарушении дисциплины и буллинге, либо о распространении порочащей информации, в том числе в Интернете. Есть примеры, когда учителей избивали, причем происходило это прямо в классе, рассказал в беседе с «Ямал-Медиа» кандидат юридических наук Дмитрий Матюшенков.
Права и свободы педагогов в осуществлении профессиональной деятельности регулирует Ст.47 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об образовании».
«Особый интерес представляет пункт 12 части 3 этой статьи, который гарантирует право любого участника образовательного процесса на обращение в специальную комиссию для разрешения споров, возникших между участниками образовательных отношений. Именно эта комиссия должна стать первой ступенькой в защите педагогом своей профессиональной репутации, чести и достоинства в случае оскорбления или иных действий со стороны школьника, препятствующих осуществлению учителем деятельности в школе».
Дмитрий Матюшенков
кандидат юридических наук
Конституции РФ позволяет педагогу защитить себя в судебном порядке:
- Если речь идет о нарушении дисциплины или буллинге, либо о распространении порочащей информации: педагог должен обратиться в администрацию учебного заведения с просьбой создать специальную комиссию для разрешения проблемной ситуации;
- Если речь идет о применении физического насилия: педагог должен обратиться в медицинскую организацию, чтобы получить помощь и пройти медосвидетельствование. Медицинское учреждение обязано проинформировать полицию о факте избиения. Полиция проводит дознание, принимает решение о необходимости возбудить уголовное дело. Учитель должен написать заявление об избиении (в свободной форме). После проведения следственных действий устанавливается виновный, делом займется суд.
Что поможет преподавателям в вузах
Важно разбираться в каждом случае индивидуально. Это сложный и щекотливый вопрос, который требует глубокого, комплексного подхода. Хочется верить, что все-таки большинство руководителей, в том числе в вузах, заинтересованы в справедливости и в развитии образования, пояснила «Ямал-Медиа» психолог Анна Закаидзе.
«В любом коллективе, в том числе и вузовском, складываются какие-то неформальные отношения, которые зависят от многих факторов. Тут задействованы личные качества: стиль преподавания, вовлеченность преподавателя в свою и в научную работу, в административные процессы. Иногда это приводит к необъективному восприятию у коллег и у руководства. Важно, чтобы в вузах существовали какие-то прозрачные критерии, может быть, оценки работы преподавателей. Это позволит минимизировать субъективизм и создаст здоровую профессиональную среду», — говорит психолог.
По ее словам, вузы не отличаются от других организаций, здесь также не исключены конфликты и напряженность в коллективах. Но в академической среде есть высокий уровень конкуренции из-за грантов, публикаций и должностей. Здесь это проявляется особо остро. Все будет зависеть от руководителя, задача которого выстраивать систему коммуникаций, предотвращать токсичные отношения, поддерживать корпоративную культуру.
К сожалению, в некоторых конфликтных случаях могут использоваться и административные методы. Например, распределение нагрузки, доступы к грантам или участие в значимых проектах.
«Важно, чтобы такие решения принимались на основе объективных критериев, а не на основе личных каких-то взаимоотношений между руководством и преподавателями. Здесь может помочь развитие системы обратной связи, защищенности академических свобод. Сейчас ситуация на рынке труда неоднозначная. Особенно для преподавателей. С одной стороны, хорошие специалисты востребованы в разных вузах, в исследовательских центрах, многие даже участвуют в бизнесе. С другой стороны, ученые часто привязаны к какому-то конкретному университету из-за научной школы, из-за лаборатории и сложившейся профессиональной среды».
Анна Закаидзе
психолог
Следует создавать условия, чтобы преподаватели могли чувствовать себя ценными, иметь возможность роста и развития, а не оставались бы на своем рабочем месте только из-за страха перемен или того, что их репутация будет испорчена, и они никуда они не смогут устроиться, рекомендует наша собеседница.
Любимчик или изгой: как преподавателю в вузе отстоять свое мнение
В вузах, как и в любом коллективе, формируются неформальные отношения, отметила в беседе с «Ямал-Медиа» клинический психолог, гештальт-терапевт Валерия Амелина-Прилепская.
Преподаватели могут быть любимчиками для студентов, коллег или руководства. Причины симпатии разные. Иногда они могут пользоваться любовью и признанием у студентов, но не среди коллег и наоборот.
«Преподаватели становятся любимчиками не только из-за мягкости, но и благодаря профессионализму, искренней вовлеченности и умению выстраивать отношения, исходя из своих ценностей, отношению к окружающим и своей самоидентификации. Это же будет формировать и обратное отношение».
Валерия Амелина-Прилепская
клинический психолог, гештальт-терапевт
Зависть часто возникает к любимчикам. Потому что ценно то, что недостижимо и желанно. Именно это отсутствует у того, кто травит и завидует. Успех бессознательно привлекает и триггерит. Это чувство может быть настолько глубоко запрятано внутри, что человек даже сам себе не может в нем признаться. Часто одной зависти мало, тогда начинается травля.
С точки зрения психологии, защита — одна из форм борьбы. Только тогда мы лишь усиливаем этот процесс, создавая сопротивлением напряжение, но когда ты уверен в себе, в тебе считывается посыл, как с тобой нельзя себя вести. В такой ситуации вероятность того, что придется защищаться, очень мала, на льва не нападают. Когда нам приходится защищаться, то появляется возможность увидеть свои подавленные стороны и начать работать над ними, и все начнет меняться, уверена психолог. Она подчеркнула, что кроме материальных и дисциплинарных рычагов зачастую используют и психологические.
«Это способ управления поведением человека. Часто он бывает намного сильнее, поскольку он знаком нам с детства — например, это стыд, чувство вины. Так происходит коррекция поведения ребенка, а мы все были детьми и реакции со временем становятся выученными. Нужно ли держаться за такое место? Ценой чего? Нервов? И, как следствие, здоровья? Я бы подумала. Спросите себя, зачем я так упорно держусь за место? Что оно мне дает на самом деле? А какую я плачу за это цену? И стоит ли это место данной цены?»
Валерия Амелина-Прилепская
клинический психолог, гештальт-терапевт
Ранее мы писали о том, почему на работе возникает травля и как с ней бороться.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».