http://Top.Mail.Ru
За что сожгли Джордано Бруно: какие открытия сделал и почему Галилей не считал его ученым | Ямал-Медиа
16 февраля 2025, 19:11 (обновлено: 17 февраля 2025, 03:26)

Противоречивый гений Ренессанса: Джордано Бруно и его бесконечные миры

17 февраля исполняется 425 лет со дня казни итальянского философа Джордано Бруно

Нести знания в массы — почетная, но не всегда безопасная миссия передовых умов человечества. За свои идеи многие из них поплатились жизнями. Однако такие жертвы были оправданы спустя время уже другими поколениями.

Кто такой Джордано Бруно

Итальянский мыслитель и религиозный философ эпохи Возрождения Джордано Бруно жил в ХVI веке (1548–1600). За свою короткую жизнь он успел побыть монахом, философом, мистиком, космологом и математиком. Он помнил наизусть тысячи книг: от Священного писания до арабских алхимических трактатов.

Джордано Бруно считают самым противоречивым философом эпохи позднего Возрождения, а кое-кто даже путает его с Коперником и Галилеем, которые также придерживались идеи, что Земля вращается вокруг Солнца. По одной из распространенных версий, Бруно казнили именно за идеи гелиоцентризма.

Да, он в том числе известен тем, что занимался развитием идей Коперника. Но в своем труде «О бесконечности, Вселенной и мирах» он дополнил его гипотезу идеями о множественности миров и бесконечности Вселенной во времени и пространстве. Бруно также создал концепции о всеобщей одушевленности материи, а вот это уже в глазах инквизиции было злонамеренной ересью.

Фото: DELBO ANDREA/Shutterstock/Fotodom
Фото: DELBO ANDREA/Shutterstock/Fotodom

Джордано Бруно: биография

Филиппо Бруно родился в 1548 году в местечке Нола близ Неаполя. Его отец был солдатом, а сам будущий философ с детства проявлял незаурядные способности к обучению и отличную память. В 15 лет юный Филиппо поступил в монастырь Сан-Доменико Маджоре, где принял монашеское имя Джордано: церковная карьера была одним из немногих «социальных лифтов» того времени.

Однако уже в монастыре начали проявляться черты характера, которые впоследствии сделают Бруно одной из самых противоречивых фигур эпохи. Он читал запрещенные книги, открыто высказывал сомнения в догматах церкви и позволял себе едкие комментарии о религиозных обрядах. Неудивительно, что уже в 1576 году против него было возбуждено первое дело о ереси. Бруно не стал дожидаться развязки и сбежал из обители, сняв монашескую рясу и начав свое многолетнее путешествие по Европе.

Европейский вояж Джордано Бруно

Следующие 15 лет жизни Бруно напоминают дневник современного тревел-блогера, только вместо сторис — философские трактаты и судебные протоколы. Он побывал в Женеве, где умудрился поссориться с кальвинистами, в Тулузе, где недолго преподавал в университете, в Париже, где его покровителем стал сам король Генрих III, в Лондоне, где вступил в интеллектуальную перепалку с оксфордскими профессорами, и в немецких землях, где его идеи всё же нашли определенный отклик.

Везде Бруно действовал по одной схеме: появлялся в новом городе, находил покровителей, публиковал свои работы, вступал в жаркие дискуссии с местными интеллектуалами, наживал врагов и вынужденно уезжал.

Особенно показательным был его лондонский период. В Оксфорде Бруно заявил, что местные профессора знают философию Аристотеля хуже, чем он сам, и вызвался это доказать в публичном диспуте. Естественно, это не добавило ему популярности в академических и церковных кругах.

Фото: Helle Løwendahl Pedersen/Shutterstock/Fotodom
Фото: Helle Løwendahl Pedersen/Shutterstock/Fotodom

Но настоящие проблемы Бруно начались с написания серии философских диалогов в 1584 году, в которых он обсуждал неоднозначные для того времени идеи космизма. При этом его аргументация часто строилась на неожиданных аналогиях и метафорах. Например, он сравнивал ограниченную вселенную с тюрьмой, а бесконечную — с пространством абсолютной свободы. Так итальянский философ предвосхитил не только идею множественности миров, но и концепцию относительности систем отсчета.

Но в 1591 году Бруно совершил роковую ошибку — принял приглашение венецианского патриция Джованни Мочениго, который якобы хотел изучать его философию. На деле Мочениго оказался доносчиком, который сдал философа инквизиции. Начался самый длительный процесс в истории — почти восемь лет допросов, требований отречься от своих идей и философских дискуссий за решеткой.

Космология Бруно

Бруно написал много книг по магии, математике, эзотерике, а также мнемонической технике — «О тенях идей» и «Песнь Цирцеи». Одним из ключевых аспектов его работы, по мнению ряда исследователей его наследия, было глубокое увлечение герметизмом — эзотерическим учением, которое стремилось объединить различные аспекты магии, астрологии и философии.

Герметизм получил свое название от мифического ученого Гермеса Трисмегиста. Учение базировалось на идеях о единстве всего сущего и существовании скрытых знаний, доступных лишь избранным.

Бруно активно исследовал эти идеи, пытаясь синтезировать их с современными ему научными открытиями. Он видел в герметизме возможность расширить горизонты человеческого знания за пределы общепринятых догм. В своих трудах, таких как «О бесконечности, вселенной и мирах», Бруно утверждал, что вселенная бесконечна и населена множеством миров, что было радикально новым взглядом для того времени. Он также привел доводы в пользу того, что движение Земли не сказывается на ход экспериментов на ее поверхности, опровергал доводы против гелиоцентрической системы, основанные на католическом толковании Священного Писания.

Фото: giulio napolitano/Shutterstock/Fotodom
Фото: giulio napolitano/Shutterstock/Fotodom

Бруно называл кометы небесными телами, а не испарениями в земной атмосфере, отвергал средневековые представления о противоположности между Землей и небом, утверждал физическую однородность мира. Также он предполагал, что на других планетах возможно существование жизни.

Но Бруно не стремился к построению строгой системы, как это делали схоласты или более поздние философы вроде Спинозы. Вместо этого он предлагал динамическую модель мышления, где важны не столько окончательные выводы, сколько сам процесс интеллектуального поиска. Его диалоги часто строились по принципу спирали, где одни и те же темы рассматривались с разных точек зрения, постепенно углубляясь и усложняясь. При этом Бруно был не чужд противоречий и парадоксов, считая их неотъемлемой частью живого мышления. Его философский стиль можно назвать «диалектикой провокации» — он намеренно заострял противоречия, доводя аргументы до крайности, чтобы заставить читателя мыслить самостоятельно.

Во время пребывания в Англии Бруно в частности проповедовал необходимость возврата к магической религии Египта в том виде, в каком она изложена в трактате «Asclepius». Коперника Бруно называл «зарей, которая должна предшествовать восходу солнца истинной античной философии».

В библиографию Бруно, в частности, вошли труды:

  • «О тенях идей»;
  • «Искусство памяти»;
  • «Изъяснение тридцати печатей»;
  • «Печать печатей»;
  • «О бесконечности, вселенной и мирах»;
  • «О толковании снов»;
  • «Сто двадцать положений о природе и мире против перипатетиков»;
  • «Изгнание торжествующего зверя»;
  • «О причине, начале и едином»;
  • «О героическом энтузиазме»,
  • «Светильник тридцати статуй» и другие.

Мнение Бруно о бесконечности Вселенной создало серьезные теологические дилеммы. Если Вселенная простиралась в пространстве и времени вечно, то где находится Царство Божие?

Бруно утверждал, что Вселенная полна бесконечных солнечных систем, но тогда, что такого особенного было в Земле? К тому же Библия не упоминает о других планетах. Если Бог создал бесконечное количество планет, то почему это не включено в Священное писание?

Фото: Viacheslav Lopatin/Shutterstock/Fotodom
Фото: Viacheslav Lopatin/Shutterstock/Fotodom

Взгляды Бруно нарушали иерархический порядок традиционной конечной Вселенной, где люди были в центре творения, которое Бог-создатель окружил своим покровительством. Его убеждения разрушали тысячелетние догматы, и это надо было прекратить...

Казнь Джордано Бруно

Инквизиторы изучили архив текстов Бруно о природе Вселенной, а также его взгляды на определенные религиозные аспекты веры, касающиеся боговоплощения, души и почитания святых.

Обычно инквизиция судила обвиняемых на основании их раскаяния. Людей не наказывали автоматически за то, что они публиковали еретические тексты или выступали против христианской доктрины. Поэтому, если бы Бруно отрекся от собственных взглядов, уничтожил свои труды и запретил популяризацию своих идей, это стало бы для него оправданием.

Но философ держался с удивительным достоинством. Когда ему предложили отречься от своих взглядов в обмен на жизнь, он ответил: «Вы, выносящие приговор, испытываете больший страх, чем я, его принимающий».

Фото: BortN66/Shutterstock/Fotodom
Фото: BortN66/Shutterstock/Fotodom

17 февраля 1600 года его сожгли на Кампо-деи-Фиори (Площади Цветов) в Риме. По легенде, он отвернулся от протянутого ему распятия, что стало последним актом его интеллектуального неповиновения. Сегодня там находится памятник философу.

Наследие Джордано Бруно

Идеи Джордано Бруно не были забыты с его смертью. Взгляды философа повлияли на Лейбница, а критика церкви сказалась на формировании взглядов ирландского философа Джона Толанда, который настаивал на неразрывной связи пространства и времени с материей и движением, а также решительно утверждал идею вечности и бесконечности Вселенной.

В Риме 9 июня 1889 года торжественно открыли памятник на той самой площади Цветов, на которой инквизиция за 289 лет до того казнила Бруно. Церемония открытия превратилась в шумную противопапскую демонстрацию. Статуя запечатлела Бруно во весь рост. На постаменте имеется надпись: «Джордано Бруно — от столетия, которое он предвидел, на том месте, где был зажжен костер».

Фото: Torruzzlo/Shutterstock/Fotodom
Фото: Torruzzlo/Shutterstock/Fotodom

В 2000 году, на 400-летии смерти Бруно, кардинал Анджело Содано назвал казнь Бруно «печальным эпизодом», но отметил правильность действий инквизиторов. Глава Римско-католической церкви также отказался рассмотреть вопрос о реабилитации Джордана Бруно.

К слову, некоторые церковники еще в конце XIX столетия заявляли, что на костре сгорел не Бруно, а лишь его портрет. Таким образом они пытались снять с себя вину за расправу над мыслителем.

Миф о Джордано Бруно

Еще одного известного исследователя — Галилео Галилея — разработка идей гелиоцентрической модели мира и проведение научных исследований привели к конфликту с католической церковью и пожизненному домашнему аресту. Однако Галилей никогда не считал Бруно ученым, тем более астрономом, и всеми способами избегал упоминания его имени в своих работах.

«Весь миф о Бруно-ученом основан на том, что он использовал научные достижения того времени для иллюстрации своих религиозно-философских идей. Вольность и поверхностность интерпретаций не позволяет назвать его даже популяризатором науки. Бруно не выдвигал гипотез, не искал фактов. Более того, он отвергал диалектические методы, использовавшиеся учеными того времени. Он был религиозным мыслителем и проповедником, а не ученым», — пишет интернет-ресурс «Фома».

Фото: Love You Stock/Shutterstock/Fotodom
Фото: Love You Stock/Shutterstock/Fotodom

Также отмечается, что Бруно поддерживал гелиоцентризм, но языком магических суеверий. С точки зрения науки философ допускал грубые ошибки, сводя на нет всю ценность учения Коперника.

«Бруно судили не как ученого-мыслителя, а как беглого монаха и отступника от веры. Он жил в эпоху, когда крепости католической церкви угрожало движение Реформации, протестантизм. Это была эпоха жестоких религиозных войн. Католики преследовали любое инакомыслие. Для Церкви он был еретиком, а еретиков в то время сжигали», — заключают авторы портала.

Ранее мы рассказали, о чем на самом деле писал немецкий философ Фридрих Ницше.

Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».


Загрузка...