http://Top.Mail.Ru
Владимир Солоухин: факты из биографии писателя | Ямал-Медиа
14 июня 2024, 01:44 (обновлено: 13 июня 2024, 12:37)

Путь Владимира Солоухина: поэт, писатель, гражданин

В России отмечают 100 лет со дня рождения писателя Владимира Солоухина

Владимир Алексеевич Солоухин — известный поэт, писатель, публицист и общественный деятель, яркий представитель деревенской прозы. В советское время его произведения выходили миллионными тиражами, их переводили на все основные европейские языки. Хотя настоящим классиком, в привычном смысле этого слова, он так и не стал, всегда держался в стороне от так называемой литературной элиты. Прежде всего потому, что в его личности удивительным образом сочетались самые разные качества: он был одновременно и тонким лириком, и неистовым обличителем — «совестью России». О жизненном и творческом кредо Владимира Солоухина рассказывает «Ямал-Медиа».

Охранял Кремль

Владимир Алексеевич Солоухин родился 14 июня 1924 года в селе Алепино Владимирской области. Происходил из зажиточной крестьянской семьи, был десятым ребенком у родителей. Мама, Степанида Ивановна, была крайне религиозной, дети по утрам и перед сном молились на коленях перед иконами.

После школы Солоухин поступил во Владимирский механический техникум, где неожиданно поэзией. Первые стихи были не очень удачными, но областная газета «Призыв» охотно их печатала.

Мемориальная доска Солоухину на здании механического техникума во Владимире. Фото: bogdanov-62/wikipedia.org
Мемориальная доска Солоухину на здании механического техникума во Владимире. Фото: bogdanov-62/wikipedia.org

В августе 1942 года Солоухина призвали в армию. После проверки данных его направили в полк спецподразделения НКВД, охранявший Кремль. Командир, узнав, что его солдат пишет стихи, часто отпускал его в литературные клубы. Так, за несколько лет Солоухин успел получить первые уроки мастерства у Павла Антокольского, Семена Кирсанова, Владимира Луговского и Ильи Сельвинского.

После демобилизации Солоухин поступил в Литературный институт имени Горького. Первым куратором молодого поэта стал известный литературовед Леонид Тимофеев.

В институте Солоухин учился вместе с Юрием Бондаревым, Григорием Поженяном, Эдуардом Асадовым и другими фронтовиками. Почти все его однокурсники писали о войне и любви, но Солоухин выбрал свой путь — воспевал природу. Весной 1947 года Леонид Тимофеев дал следующий отзыв: «Солоухин производит впечатление своей простотой, искренностью, свежестью и тонким чувством природы. Пока он пишет в основном личную лирику, но уже стремится расширить темы. Хотя стихи на более широкие темы (цикл «Кремль») пока слабее. В них еще есть многословие и стилистические ошибки, но Солоухин, безусловно, многообещающий поэт».

Нашел жену на Крайнем Севере

После окончания учебы в 1951 году он устроился корреспондентом в журнал «Огонек». Путешествовал по всей стране, писал репортажи, в том числе о Крайнем Севере. Как-то раз приехал в Нарьян-Мар в поисках белого оленя. Несколько раз ездил в тундру, оленя так и не нашел, к тому же начался буран, люди едва передвигались по городу по веревке, натянутой между столбами. А Солоухин всё пытался передать материал в Москву, но безуспешно — телеграф не работал. В горздраве, с которым он сотрудничал, ему посоветовали скоротать время и взять интервью у двух молодых женщин-врачей. Одной из них была Роза Рукавкова.

Нарьян-Мар в 1960 году. Фото: adm-nmar.ru
Нарьян-Мар в 1960 году. Фото: adm-nmar.ru

На работе Солоухин медиков не застал — те были в постоянных разъездах, помедлил, да так и пришел к ним прямо домой и попросил интервью. Они долго беседовали, а наутро он внезапно смог улететь в Москву. Но отношения с Розой уже завязались. Позднее она вспоминала: «Вечером, когда он еще записывал то, что я рассказываю, его последними словами были: «Мы будем вместе».

С тех пор Владимир часто прилетал в Нарьян-Мар, сопровождал Розу на вызовах и читал ей свои стихи. В «Огоньке» шутили, что он стал специалистом по Северу. Один из его очерков так и назывался — «У нас в Нарьян-Маре». А Роза тем временем собралась в свой первый отпуск, должна была лететь в родной Орел через Москву. Они договорились встретиться, как только разрешат полеты. В столичном аэропорту ее встретил Владимир. Уже на второй день они подали заявление в загс и вскоре поженились. Вернувшись после отпуска на Крайний Север, Роза проработала еще три месяца, передала дела новому врачу и уехала к мужу в Москву.

Защищал русскую культуру

Первый стихотворный сборник «Дождь в степи» Солоухин выпустил в 1953 году, но стихи были написаны раньше, в первые послевоенные годы. После выхода книги его приняли в Союз писателей, а в КПСС он вступил еще в 1952-м.

В какой-то момент писатель понял, что хуже всего знает свою малую родину. Ему захотелось изучить Владимирщину — так Солоухин обошел и объездил всю область вместе с женой летом 1956 года. Итогом 800-километрового путешествия стала книга очерков «Владимирские проселки», после которой его пригласили в редколлегию «Литературной газеты», куратором отдела поэзии. С 1958 по 1981 год он входил в редколлегию журнала «Молодая гвардия», а затем — «Нашего современника».

Постоялый двор в Вязниках Владимирской области. Здесь в 1956 году останавливался Солоухин, который шел пешком от границы Московской области до Вязников и описал свое путешествие во «Владимирских проселках». Фото из архива Евгения Викторовича Ахматова/russiainphoto.ru
Постоялый двор в Вязниках Владимирской области. Здесь в 1956 году останавливался Солоухин, который шел пешком от границы Московской области до Вязников и описал свое путешествие во «Владимирских проселках». Фото из архива Евгения Викторовича Ахматова/russiainphoto.ru

В начале 1960-х годов Владимир Солоухин увлекся древнерусской живописью и, по примеру друга, художника Ильи Глазунова, начал собирать иконы. В интервью Сергею Солдатову в 1996 году Солоухин признался: «Мой духовный перелом произошел в 1961 году. Один из друзей предложил пойти в церковь. Меня потрясла сама возможность просто взять и пойти в церковь в Москве. До этого мы были оторваны от религиозной жизни, церкви, икон и наших обычаев. Когда я посетил Казанскую церковь в Коломенском, во мне ожили воспоминания детства. Это стало главным толчком к моему пробуждению».

С тех пор литература, народные традиции, защита памятников старины, национальных символов и русской истории стали делом жизни Солоухина. Его повести «Черные доски» и «Письма из Русского музея», посвященные сохранению русской культуры, обсуждала вся страна. А в 1980-е годы широкую известность получила его книга «Время собирать камни», рассказывающая об Оптиной пустыни и необходимости возрождения национальных православных традиций.

Солоухин писал стихи о родине

К радости читателей, Солоухин не забыл и о своем поэтическом таланте. В результате появляются книги стихов «Как выпить солнце» (1961), «Имеющий в руках цветы» (1962) и «Жить на земле» (1965). Его лирика начинает сближаться с прозой, такой же поэтичной и наполненной чувствами, недаром его сравнивали с К. Г. Паустовским. Отказ от традиционных размеров и рифм позволяло стихам выйти за рамки, стать свободнее, превратиться в неспешный, доверительный разговор.

Владимир Солоухин в 1964 году. Фото: Сергей Васин/МАММ/МДФ/russiainphoto.ru
Владимир Солоухин в 1964 году. Фото: Сергей Васин/МАММ/МДФ/russiainphoto.ru

Поэтическое наследие Солоухина огромно, стихи он писал всю свою жизнь. Его творчество можно условно разделить на три основные категории: пейзажная лирика, где он описывает простую деревенскую жизнь, любовная лирика и гражданская. Главные темы остались теми же — природа и русская деревня. Он писал об этом так проникновенно, что до сих пор даже у самого закоренелого горожанина душа начинает тревожиться, что-то внутри оживает и наполняется теплом.

Был настоящим гражданином

Но любой поэт в России — больше, чем поэт. Гражданская позиция поэта, которая не только шла вразрез с «генеральной линией партии», но и противоречила настроениям значительной части общества, стала причиной многочисленных критических статей и заинтересованности со стороны КГБ. В докладах особисты указывали, что «Солоухин <…> в своих публичных выступлениях и частных беседах допускает политически вредные высказывания. Он <…> говорит о «жестокости» революции, приводя в пример бесчеловечное, по его мнению, уничтожение царской семьи».

Позже последовали и другие обвинения — в почитании монархии и увлечении религией, но всё это заканчивалось ничем. Возможно, потому что Солоухин не участвовал ни в каких политических или литературных играх, не ввязывался в интриги и не вступал в сообщества. Ему это было просто неинтересно.

У Солоухина действительно была своя «философия патриотизма», но не отвлеченная. По его мнению, каждый должен нести ответственность перед будущими поколениями за сохранение духовного богатства русского народа. Он был одним из основателей Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, активно участвовал в деятельности «Русского клуба», а в 1990-е годы стал одним из лидеров движения за восстановление Храма Христа Спасителя. До конца жизни писатель внимательно следил за всеми политическими и социальными изменениями в стране.

В середине 1980-х годов Солоухин вместе с женой и дочерями восстановил родной дом в Алепине. После семья проводила там каждое лето, занимаясь садом и огородом.

Дом-музей Владмира Солоухина в Алепине. Фото: urza/Shutterstock/Fotodom
Дом-музей Владмира Солоухина в Алепине. Фото: urza/Shutterstock/Fotodom

Солоухин скончался в 1997 году, его похоронили на кладбище родного села. В 2021 году в Алепине открылся мемориальный музей писателя, директором которого стала его дочь Елена.

Владимир Солоухин: лучшие книги

«Владимирские проселки» (1958)

Солоухин всегда подчеркивал, что хорошие книги рождаются в путешествиях и встречах с людьми. То, что он увидел своими глазами во время путешествия по малой родине, заставило его занять активную позицию человека, у которого болит душа при виде того, как бездарно и нелепо уничтожается красота, созданная поколениями талантливых и трудолюбивых русских людей.

В своей книге он подробно описал скромный ассортимент сельского магазина, рассказал о разрушенной церкви, разграбленной могиле царского офицера, воевавшего за родину, и запущенном клубе.

Но были и приятные впечатления: процесс литья металлической посуды в Кольчугино, а также многочисленные стройки того времени. Десять дней писатель провел в родном Алепино, о жителях которого в 1960-м написал отдельную книгу «Капля росы».

«Имеющий в руках цветы» (1962)

Эта книга — сборник лучших стихотворных произведений Владимира Солоухина 1950-х годов. По мысли автора, «имеющий в руках цветы плохого совершить не может».

Владимир Солоухин с женой и дочерью в 1964 году. Фото: Сергей Васин/МАММ/МДФ/russiainphoto.ru
Владимир Солоухин с женой и дочерью в 1964 году. Фото: Сергей Васин/МАММ/МДФ/russiainphoto.ru

Как настоящий поэт, Солоухин пристально исследует окружающий мир, наполненный жизнью и красотой. Показывая, как человек своим трудом украшает землю, автор не только подчеркивает силу жизни и природы, но и отмечает необходимость ее защищать.

«Мать-мачеха» (1966)

Это автобиографический роман о парне из деревни Мите Золушкине, который служит сержантом в московском гарнизоне и часто вспоминает родную деревню и картины своей доармейской юности. Автор подчеркивает, что Мите была присуща особая восприимчивость к природе.

После демобилизации герой поступает в Литературный институт. Он оказывается в новой для себя среде, но переживает унижение за свою «серость». А после решает доказать всем, что способен на большее. В Москве он встречает свою роковую любовь — Энгельсину, олицетворение городского мира, в котором ему нет места, но без которого он уже не мыслит себя...

«Письма из Русского музея» (1967)

В книге очерков автор размышляет о судьбе памятников русской культуры. Он подчеркивает их исключительную уникальность и огромную эстетическую ценность, будь то архитектура, скульптура, живопись или народное творчество.

Писатель поднимает вопросы сохранения культурного наследия и подчеркивает важность отношения к традициям и истории для духовного роста личности. По его мнению, человек должен не только защищать культуру от разрушения, но и продолжать ее творить.

«Третья охота» (1967)

В начале своего очерка Солоухин объясняет, что его вдохновило на книгу — творчество Аксакова. Аксаков много писал о рыбалке и охоте, а также собирался написать книгу о грибах, но успел завершить только вступление.

Солоухин в 1973 году. Фото: Владимир Лаврентьев/МАММ/МДФ/russiainphoto.ru
Солоухин в 1973 году. Фото: Владимир Лаврентьев/МАММ/МДФ/russiainphoto.ru

Очерк Солоухина отчасти заполняет этот пробел. Это произведение способно увлечь не только любителей «третьей охоты», но и тех, кто видел грибы только на картинках или в готовых блюдах.

«Черные доски» (1968)

Однажды автор стал свидетелем, как два художника творили чудо. Они очистили старую доску от грязи и лака, и перед ними появилась часть иконы. Но это был не первый слой рисунка, после дальнейшей обработки открылось более древнее изображение.

В книге Солоухин рассказывает о своей страсти к коллекционированию икон. Попутно он описывает и объясняет разные сюжеты и композиции в иконописи. Позднее, благодаря его усилиям и усилиям других коллекционеров удалось спасти и сохранить немало шедевров древнерусского искусства.

«Приговор» (1975)

Это автобиографический философский взгляд зрелого писателя на жизнь и смерть: после пятидесяти лет ему диагностировали рак. Хотя судьба подарила Солоухину еще 23 года для творчества, диагноз стал переломным моментом.

В книге Солоухин размышляет о жизни, Вселенной и своей судьбе. Главный герой, честно оценивающий себя, может вызвать антипатию из-за своих слабостей и недостатков, но именно эта искренность делает его уникальным.

«Камешки на ладони» (1977)

В предисловии к книге миниатюр автор вспоминает, как на морском берегу выбирал особенные камешки. Этот процесс он сравнивает с его привычной практикой записи наблюдений на случайных бумажках, которые потом переносил в толстую тетрадь.

Владимир Солоухин (справа) в 1979 году. Фото: МАММ/МДФ/russiainphoto.ru
Владимир Солоухин (справа) в 1979 году. Фото: МАММ/МДФ/russiainphoto.ru

Среди зарисовок — рассказ о муравье, который не понимает, что печь создана кем-то более мудрым, чем он сам. Также интересен случай в парижской парикмахерской, где французский парикмахер смаковал имя Евтушенко, хотя ни разу не читал его стихов. В конце книги Солоухин признается, что, когда лечился от онкологии, написал откровенную книгу не для печати, и теперь из нее берет идеи для новых рассказов.

«Смех за левым плечом» (1988)

В автобиографической повести писатель вспоминает детство и взросление, любовь к родному краю и горечь от утраты наследия. По его словам, это было время, когда разрушались духовные ценности, внедрялась новая идеология, и родное село медленно умирало. В семье учили одному, в школе другому, и ребенку было сложно всё это совместить.

Спустя годы автор возвращается и не узнает родные места. Как и в детстве, он воспринимает все близко к сердцу и помнит слова матери: «когда сделаешь что-то плохое, за левым плечом всегда радуются...».

«Последняя ступень» (1976, издано в 1995)

По словам автора, главной его книгой стал роман-исповедь «Последняя ступень», который он называл своим духовным прозрением. В книге критика социализма, Ленина, реабилитация империи и монархизма поданы через взгляд русского патриота.

Сюжет строится на трансформации мировоззрения советского интеллигента. Главный герой постепенно превращается из коммуниста в антикоммуниста и монархиста. В романе обесцениваются современные попытки оправдать советский строй. Финал неожиданный и показывает, что от убеждений до действий — огромная дистанция.

Ранее мы рассказали, кто написал завирусившееся стихотворение «Из чего мы все сделаны, русские?»

Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».


Загрузка...