Путин призвал защитить пассажиров от издержек авиакомпаний. Как можно поддержать отрасль
Ключевая отрасль
В понедельник, 25 июля, состоялось совещание президента Путина с членами правительства. Главной темой стала поддержка авиаотрасли, которая оказалась под ударом из-за санкций.
Задача по наращиванию объема внутренних перевозок, по повышению их доступности для граждан, безусловно, остается в числе ключевых как на этот год, так и в дальнейшем. Причем речь идет в том числе и о местных, внутрирегиональных перевозках, где особое внимание надо уделить отдаленным и труднодоступным местностям.
Владимир Путин
Президент РФ
Владимир Путин подчеркнул, что по сравнению с 2021 годом объемы авиаперевозок просели, но благодаря господдержке в последние месяцы наблюдался их постепенный рост. На субсидирование стоимости авиабилетов власти выделили 100 миллиардов рублей.
Авиация поддерживает спрос
Благодаря компенсации стоимости перевозок авиакомпании смогли стимулировать спрос за счет распродаж. В результате стоимость билетов в июле—сентябре снизилась на 3-4% в годовом выражении, сообщила газета «Известия».
Главный редактор сайта Avia.ru Роман Гусаров в разговоре с «Ямал-Медиа» выразил мнение, что стоимость билетов в последние месяцы туристического сезона будет на уровне прошлого года. Но это уже неплохо, потому что себестоимость перевозок значительно выросла.
«Плюс авиакомпании и в пандемию, и под санкциями накопили много долгов. Это серьезная кредитная нагрузка, которую тоже нужно учитывать. Впереди осень и зима, когда спрос на авиаперелеты будет низким и выручки у авиакомпаний не будет. <…> Сейчас им надо каким-то образом накопить деньги, а это особенно тяжело сделать при отсутствии международных перевозок, которые приносили основную часть прибыли», — рассказал эксперт.
Что делать дальше
В ходе совещания президент поставил вопрос о том, чтобы необходимость обновлять авиапарк не отражалась на стоимости перелетов, а издержки авиакомпаний не ложились на плечи пассажиров.
В программе развития авиаотрасли до 2030 года указано, что в апреле 2022-го доля самолетов иностранного производства составляла 67%, причем на них приходилось 95% перевозок, сообщил «Интерфакс». К 2028-2030 году эти самолеты выйдут из строя, поэтому требуется постепенное обновление авиапарка и переход на отечественные лайнеры. Подробнее >>>
Мы понимаем стоимость отечественных авиационных судов, понимаем, что и по каким ценам компании-перевозчики должны будут покупать, и нужно, конечно, сделать все для того, чтобы эта стоимость <...> не перекладывалась на плечи пассажиров.
Владимир Путин
Президент РФ
По словам Романа Гусарова, субсидирование авиаперевозок — это один из лучших механизмов поддержки авиаотрасли, но он не должен быть единственным.
«Помимо этого надо использовать механизмы, которые поднимут спрос и позволят авиакомпаниям существовать не только за счет бюджета, но и благодаря авиаперевозкам и реальной прибыли», — сказал эксперт.
При этом крайне важно сохранить рабочие места для сотен тысяч высококвалифицированных специалистов, задействованных в отрасли. По словам Гусарова, они «не должны оказаться на бирже труда и тем более уехать работать за границу».
«Наша задача сейчас не гнаться за цифрами, а сделать так, чтобы этот тяжелый период авиация прошла с как можно меньшими потерями», — заключил Гусаров.
Самые важные и оперативные новости — в нашем Telegram-канале «Ямал-Медиа».