Реформа местного самоуправления: что дает регионам новый закон
В чем суть закона о реформе МСУ
Депутаты 5 марта приняли в третьем чтении закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». За него отдали голоса 318 парламентариев, против выступили 80, один воздержался, пишет «Коммерсант». Теперь документ рассмотрят в Совфеде.
Согласно новому закону, регионы получат право самостоятельно выбирать между одноуровневой и двухуровневой системами управления. Первый вариант документа, разработанный более трех лет назад, предполагал переход всех субъектов на одноуровневую схему и устранение поселенческой власти. Однако после первого чтения документ доработали, предоставив территориям возможность выбора.
Одноуровневая и двухуровневая системы местного управления: различия
Одноуровневая система предполагает ликвидацию поселковых и сельских советов, а двухуровневая, соответственно, их сохраняет. Политолог Данила Гуреев в беседе с «Ямал-Медиа» пояснил, как работает местное самоуправление в обоих случаях.
«При одноуровневой системе все районы внутри региона находятся в равных условиях и подчиняются единой системе управления. В двухуровневой системе у муниципальных округов и небольших городских поселений появляется больше возможностей для самостоятельного управления. Это может быть полезно для развития местной демократии, но при этом создаются дополнительные сложности, особенно в финансовом плане».
Данила Гуреев
политолог
По словам эксперта, при двухуровневом варианте самоуправления перед местными властями может возникнуть вопрос: а хватит ли экономических возможностей для решения поставленных задач?
В условиях одноуровневой системы местные вопросы, например, выделение средств на ремонт дорог, решаются региональной властью, а не местными администрациями. «Это упрощает распределение бюджета и полномочий, так как все решения принимаются централизованно», — говорит эксперт. Однако у такой системы есть и недостатки. В частности, она может усложнить бюрократические процессы, поскольку все вопросы решаются в одном центре. Кроме того, местные власти теряют часть самостоятельности.
По мнению политолога, риск того, что малые населенные пункты останутся без должного внимания, сохраняется как для одноуровневой, так и для двухуровневой системы. Связано это с большими территориями нашей страны. Чтобы решить эти проблемы, важно наладить четкую работу муниципалитетов, взаимодействие с региональной властью и обратную связь с населением, подчеркнул Данила Гуреев.
Выбор регионов
Уже сейчас, не дождавшись утверждения закона, 20 российских регионов полностью перешли на одноуровневую систему, а 51 находится в процессе перехода. Еще 18 субъектов планируют сохранить двухуровневую модель.
Так, на Ямале действует одноуровневая система. Председатель комитета Заксобрания ЯНАО по госустройству, местному самоуправлению и общественным отношениям Наталия Фиголь поделилась мнением о реформе местного самоуправления в своем телеграм-канале. По ее словам, документ уточняет компетенцию муниципальной власти и систематизирует правовые нормы.
«На Ямале создана одноуровневая система власти на местах. Поселковые и сельские муниципальные образования вошли в единую систему муниципального управления районного уровня. Повышение эффективности использования средств местных бюджетов, качества муниципального управления, использование единых подходов и механизмов управления на всей территории муниципального округа — значимые результаты проведенной реформы», — отметила Наталия Фиголь.
Ранее мы рассказали о том, какие реформы проводил император Александр II.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».