http://Top.Mail.Ru
Рекламу в Instagram* и Facebook* запретят: суть нового закона, штрафы | Ямал-Медиа
26 марта 2025, 16:00 (обновлено: 27 марта 2025, 10:04)

Реклама в Instagram* под запретом: как новый закон изменит правила игры в соцсетях

Госдума запретила рекламу на заблокированных ресурсах

Госдума окончательно приняла законопроект, запрещающий рекламировать товары и услуги на нежелательных или запрещенных площадках. Что грозит нарушителям и как отразятся новые правила на российском рынке рекламы, разбирался «Ямал-Медиа».

Что именно запретили и как накажут за нарушение

25 марта депутаты приняли во втором и третьем чтениях поправки в законы «О рекламе» и «О противодействии экстремистской деятельности», сообщается на сайте Госдумы.

В соответствии с новыми нормами нельзя будет размещать рекламу на площадках нежелательных или запрещенных в России организаций, а также на ресурсах, доступ к которым ограничен. Речь идет, в частности, о Facebook* и Instagram*, а также о соцсети Х (бывшем Twitter). Закон будет действовать с 1 сентября 2025 года.

За несоблюдение закона о рекламе предусмотрены штрафы: рядовые пользователи заплатят за нарушение до 2,5 тысячи рублей, должностные лица — до 20 тысяч, а юридические лица — до 500 тысяч рублей. Ответственность распределяется как на рекламодателей, так и на распространителей коммерческого контента.

Фото: FabrikaSimf/Shutterstock/Fotodom
Фото: FabrikaSimf/Shutterstock/Fotodom

Почему запретили рекламу на нежелательных площадках

Председатель Госдумы Вячеслав Володин по поводу нового закона говорил: «Этим решением мы защищаем интересы нашей страны и граждан, перекрываем один из источников дохода для владельцев запрещенных информационных ресурсов». По его словам, россияне, порой не задумываясь, перечисляют деньги тем, кто ведет недружественную политику по отношению к России и распространяет ложь и чуждые нам ценности.

В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что российские пользователи, пользуясь Instagram* и Facebook*, дают возможность владельцам этих информационных ресурсов получать доходы от распространения рекламы, которые в общем объеме выручки могут составлять от 50 до 90 процентов.

«Законопроект не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности», — пишут авторы документа.

Фото: Konstantin Aksenov/Shutterstock/Fotodom
Фото: Konstantin Aksenov/Shutterstock/Fotodom

Как отразится действие закона на блогерах и бизнесе

В Госдуме приняли во внимание предложения Ассоциации блогеров и агентств (АБА) по доработке документа. Об этом пишет Forbes со ссылкой на слова основателя ассоциации Максима Перлина. В частности, речь идет о том, что новые нормы начнут действовать только с 1 сентября.

«Мы выступали за переходный период, связанный с этим законом, и добились своего», — отметил Максим Перлин. Он также предположил, что рынок рекламы на YouTube и в Instagram* упадет примерно в два раза, но полностью не исчезнет. Вероятно, блогеры начнут брать оплату по серым схемам, через криптовалюту, а также подавать рекламу под видом нативных постов, полагает эксперт.

Instagram* до сих пор остается популярной площадкой у многих компаний-рекламодателей. При том, что у топовых блогеров расценки впечатляют. Разместить рекламный пост на странице певицы Ольги Бузовой обойдется примерно в 800 тысяч рублей, а за сторис придется отдать 250 тысяч рублей, пишет «Коммерсант» со ссылкой на данные сервиса ADinBlog.

Фото: Number1411/Shutterstock/Fotodom
Фото: Number1411/Shutterstock/Fotodom

Пользователи в свое время начали уходить из запрещенной соцсети, но потом этот процесс остановился, отметил в беседе с корреспондентом «Ямал-Медиа» директор Ассоциации профессиональных пользователей социальных сетей и мессенджеров Владимир Зыков.

«В России так и не появилось сколько-нибудь серьезной альтернативы Instagram*. Мы не раз слышали про разные запуски, но так и не случилось. Теперь на поле вышел сильнейший российский игрок, который изменил дизайн и стал визуально похожим на запрещенную соцсеть. Во «ВКонтакте» сейчас есть весь необходимый функционал, и туда перешли многие звезды. Но пользователей сложно заставить перестроиться, поменять привычки».

Владимир Зыков

главный редактор сетевого издания Runet, директор Ассоциации профессиональных пользователей социальных сетей и мессенджеров, директор по проектам АНО «Цифровые платформы», разработчик магазина приложений NashStore

У топовых инфлюенсеров действительно начнутся проблемы, уверен эксперт. У них появится стимул переводить свою аудиторию в российские соцсети. «Однако, как показывает опыт иноагентов, блогеры могут не перестать рекламировать на запрещенном ресурсе. Например, они будут работать с иностранными компаниями. А кроме того, рекламные услуги могут обговаривать устно», — говорит Владимир Зыков. Он также обратил внимание на то, что штрафы для ИП не столь высоки и некоторые могут ими пренебречь.

Ранее Госдума одобрила увеличение срока хранения данных о переписках россиян до трех лет.

Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».

*Принадлежит компании Meta, которая признана в РФ экстремистской организацией и запрещена.


Мы используем файлы cookie.
Продолжая пользоваться сайтом, Вы автоматически соглашаетесь с использованием файлов cookie. Вы можете отказаться от использования cookies, отключив самостоятельно эту опцию в настройках браузера. Сохраненные файлы cookie можно удалить в любое время.