http://Top.Mail.Ru
Рейтинг вузов по трудоустройству с 15 июня 2025 в России: что это и кому выгодно | Ямал-Медиа
17 июня 2025, 05:12 (обновлено: 17 июня 2025, 08:04)

Рейтинг вузов по трудоустройству выпускников: как устроен, на что влияет и где искать данные

Министерство труда и социальной защиты РФ впервые опубликовало национальный рейтинг вузов и колледжей, оценивающий успешность выпускников на рынке труда. Основные критерии — процент трудоустройства через два года после выпуска и медианная зарплата. «Ямал-Медиа» разобрался, как работает эта система и какие возможности открывает рейтинг для абитуриентов.

В России 15 июня запустили первый официальный рейтинг вузов и колледжей, который показывает, насколько успешно их выпускники устраиваются на работу.

Рейтинг создавался по поручению президента Владимира Путина, отданного еще на ПМЭФ в 2023 году, в рамках нацпроекта «Кадры» при участии Минтруда, Минобрнауки и Минпросвещения. В его основе — анализ реальных данных о выпускниках, а не экспертная оценка или опросы. Рейтинг основан на двух ключевых документах. Это Постановление правительства РФ № 651 от 15 мая 2025 года, которое утверждает порядок формирования и публикации рейтингов вузов и колледжей, а также Распоряжение правительства РФ № 1346-р от 28 мая 2025 года, которое утверждает конкретную методику расчета показателей трудоустройства и зарплат.

Зачем нужен рейтинг трудоустройства

Новый государственный рейтинг вузов и колледжей призван помочь абитуриентам и их родителям оценить реальную отдачу от образования — не по репутации учебного заведения, а по конкретным данным о трудоустройстве и зарплатах выпускников.

Рейтинг учитывает два ключевых показателя: долю выпускников, устроившихся на работу через два года после окончания учебы, и их медианную зарплату за этот период. Такой подход исключает субъективные оценки и опирается на данные Рособрнадзора и Соцфонда, что делает его максимально объективным.

Фото: VideoFlow/Shutterstock/Fotodom
Фото: VideoFlow/Shutterstock/Fotodom

Второй год после выпуска выбран для анализа, так как первый год часто связан с переездами, службой в армии или поиском себя, тогда как на второй год работа становится стабильнее, доходы — объективнее, а карьерные маршруты — яснее.

Медианная зарплата, используемая в расчетах, отражает значение, находящееся в центре распределения зарплат: половина выпускников зарабатывает меньше этой суммы, а другая половина — больше. Такой подход точнее описывает ситуацию по сравнению со средней зарплатой.

«Рейтинги формируются по направлениям подготовки и отдельно по регионам, а медианная зарплата сравнивается внутри конкретной специальности, а не между разными профессиями или регионами. Это позволяет более корректно оценивать эффективность вузов, готовящих, например, учителей или инженеров, в рамках их профессионального поля», — уточнила профориентолог, педагог, историк, филолог и создатель проекта «Гармоничное взросление» Полина Молоток.

Впервые в России государственный рейтинг опирается не на субъективные оценки, а на фактические данные о занятости и доходах. А для колледжей это вообще первая масштабная оценка востребованности выпускников. Рейтинги будут обновляться ежегодно до 1 апреля, добавляя информацию о 1,5 млн новых выпускников.

Фото: Pla2na/Shutterstock/Fotodom
Фото: Pla2na/Shutterstock/Fotodom

Для абитуриентов 2025 года рейтинг станет важным ориентиром: он поможет выбрать вуз или колледж, где дают не просто диплом, а реальные карьерные перспективы. Кроме того, разделение учебных заведений на группы по численности выпускников делает рейтинг справедливым даже для небольших образовательных учреждений.

Как формировался рейтинг вузов: методология и критерии

Всего составлен 81 рейтинг, разделенный по областям подготовки специалистов для вузов (отдельно для бакалавриата/специалитета и магистратуры/ординатуры) и по 24 приоритетным отраслям экономики и пяти ведомственным группам для колледжей. Это позволило сравнить учебные заведения в рамках схожих направлений, так как рынки труда для разных профессий существенно отличаются.

В рейтингах представлено почти пять тысяч учебных заведений страны — 1018 вузов и 3834 колледжей, — включая филиалы крупных вузов как отдельные единицы.

Высшая школа экономики, Москва. Фото: Baturina Yuliya/Shutterstock/Fotodom
Высшая школа экономики, Москва. Фото: Baturina Yuliya/Shutterstock/Fotodom

Для расчета использовались обезличенные сведения из двух ключевых источников: Рособрнадзор предоставил данные о выпускниках, Социальный фонд России — информацию о трудоустройстве.

Разберем ключевые критерии, по которым рассчитывался рейтинг.

Уровень трудоустройства

  • Доля выпускников, работающих по специальности через два года после окончания учебы.
  • Учитывается только официальное трудоустройство (по данным Соцфонда).

По мнению директор Института исследований экономики «Яков и партнеры» Елены Кузнецовой, высокие позиции региональных вузов связаны с их эффективным сотрудничеством с бизнесом и адаптацией учебных программ под запросы экономики.

Фото: GaudiLab/Shutterstock/Fotodom
Фото: GaudiLab/Shutterstock/Fotodom

Медианная зарплата

  • Рассчитывается не по среднему, а по медиане (серединное значение), что исключает искажения из-за сверхвысоких или низких зарплат.
  • Учитываются только те, кто работает в России и платит налоги.

Группировка по направлениям

  • Для вузов: по восьми областям образования: математические и естественные науки, инженерное дело, технологии и технические науки, здравоохранение и медицинские науки, сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки, науки об обществе, образование и педагогические науки, гуманитарные науки, культура; и трем уровням: бакалавриат, магистратура, специалитет.
  • Для колледжей и техникумов: по отраслевому принципу. Например, IT, строительство, здравоохранение и т. д.
Югорский государственный университет, ХМАО. Фото: Karachev Yuriy/Shutterstock/Fotodom
Югорский государственный университет, ХМАО. Фото: Karachev Yuriy/Shutterstock/Fotodom

«Если посмотреть на топ-30–50 вузов и колледжей по разным направлениям, то среди них много региональных учебных заведений, они обгоняют некоторые образовательные учреждения Москвы и Санкт-Петербурга», — отметила директор Института исследований экономики «Яков и партнеры» Елена Кузнецова.

Разделение по размеру вуза

  • Учебные заведения делятся на две группы: с числом выпускников выше и ниже медианного значения. Это позволяет сравнивать крупные и небольшие вузы на равных.

Отмечается, что при составлении рейтинга не учитывались научные достижения вузов, международные рейтинги или престиж, а также условия обучения (общежития, кампусы) и результаты ЕГЭ или проходные баллы.

В итоге, рейтинг дает объективную картину, какие вузы и колледжи действительно готовят специалистов, нужных экономике, а не просто выдают дипломы.

Какие вузы России попали в ТОП рейтинга по трудоустройству

В лидерах в 2025 году оказались не только столичные, но и региональные учебные заведения. В топе по инженерным специальностям — Университет Иннополис (Татарстан), НИУ ВШЭ и МИФИ, а лучших бакалавров по математике и естественным наукам готовят в Университете ИТМО (Санкт-Петербург).

Университет Иннополис, Татарстан. Фото: Artem Blinov/Shutterstock/Fotodom
Университет Иннополис, Татарстан. Фото: Artem Blinov/Shutterstock/Fotodom

В медицинском направлении лидируют Северный государственный медицинский университет (Архангельск), Первый МГМУ им. Сеченова и РНИМУ им. Пирогова, а также Тюменский государственный медицинский университет Минздрава РФ. Среди гуманитарных вузов первые места заняли Югорский государственный университет, МАИ и Институт русского языка им. Пушкина. В магистратуре по инженерным наукам первенство у МФТИ, Финансового университета и РЭУ им. Плеханова, а в математике — у нижегородского филиала НИУ ВШЭ.

Первый МГМУ им. Сеченова. Фото: AntonSAN/Shutterstock/Fotodom
Первый МГМУ им. Сеченова. Фото: AntonSAN/Shutterstock/Fotodom

При этом некоторые престижные столичные вузы не вошли даже в топ-10. Например, МГУ им. Ломоносова оказался на 11-м месте по математике и 14-м — по гуманитарным наукам, а МГИМО — лишь на 15-й позиции по общественным наукам. В то же время региональные университеты, такие как Северо-Восточный федеральный университет (Якутия) и Дальневосточный федеральный университет (Владивосток), показали высокие результаты, войдя в топ по медицине, педагогике и культуре.

Отмечается, что Минтруд использовал деперсонализированные данные из государственных источников, что снижает риски манипуляций. Однако полностью исключить локальные схемы, например трудоустройство через «дружественные» компании, нельзя. Полный список рейтингов доступен на сайте «Работа России».

Связь с новой моделью высшего образования

С 2026 года российские вузы начнут глобальный переход на новую модель высшего образования, которая включает базовое и специализированное обучение, а также выделяет аспирантуру как отдельный уровень подготовки научных кадров. Министр науки и высшего образования Валерий Фальков отметил, что соответствующий проект уже получил одобрение общества и работодателей. А пилотный запуск был еще в 2023 году. Теперь требуется масштабная нормативная работа на уровне законодательства.

Рейтинг стал частью реформы, направленной на практикоориентированность образования. С 2025 года вузы должны активнее взаимодействовать с работодателями, а контрольные показатели приема будут корректироваться с учетом спроса на профессии.

«Кроме того, отличие государственного рейтинга — в возможности учитывать его сведения для принятия управленческих решений, в частности, для распределения контрольных цифр приема, для регулирования числа платных мест для абитуриентов, для оценки выполнения вузами своих стратегических целей развития», — уточнил проректор РЭУ имени Плеханова Дмитрий Штыхно.

Повлияет ли рейтинг на финансирование вузов

Аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова отметила, что у региональных учебных заведений появился шанс подняться в рейтинге, если их выпускники окажутся более успешными в трудоустройстве, чем выпускники столичных вузов.

Пока прямого влияния рейтинга на финансирование нет, но его введение совпадает с планами Минобрнауки перейти на новую модель высшего образования к 2026—2027 году. Если государство начнет учитывать позиции вузов в рейтинге при распределении бюджета, это может серьезно изменить систему финансирования образования.

Фото: NONGASIMO/Shutterstock/Fotodom
Фото: NONGASIMO/Shutterstock/Fotodom

Эксперт в области профориентации Полина Молоток пояснила взаимосвязь между рейтингами вузов и их финансированием. В России пока отсутствует прямая зависимость бюджетного финансирования от позиций в рейтингах трудоустройства, однако прослеживается косвенное влияние через распределение бюджетных мест и привлечение инвестиций.

Профориентолог также подчеркнула, что в международной практике престижные университеты с высокими рейтингами традиционно получают большее финансирование за счет увеличения числа студентов, грантов и партнерских программ.

«В перспективе, если вуз годами остается в аутсайдерах, это может стать основанием для пересмотра его финансирования или статуса, а также для принятия мер по оптимизации образовательных программ и управленческих решений», — добавила Полина Молоток.

Что делать аутсайдерам

Вузы действительно могут повлиять на свой рейтинг по трудоустройству выпускников, рассказала профориентолог. По ее словам, активная работа с бизнесом и постоянное обновление образовательных процессов помогут образовательным учреждениям улучшить позиции.

«Вузы, которые активно сотрудничают с работодателями и адаптируют обучение под запросы рынка, показывают более высокие показатели по трудоустройству и зарплате выпускников, что напрямую может влиять на их позиции в рейтингах», — добавила эксперт.

Вузам с низкими позициями в рейтинге эксперт также порекомендовала несколько направлений работы.

  1. Активнее выстраивать партнерства с работодателями, развивать программы стажировок и практик, приглашать экспертов из отрасли для преподавания и совместных проектов
  2. Пересматривать учебные планы, чтобы они соответствовали требованиям рынка труда, внедрять современные образовательные технологии и развивать soft skills у студентов.
  3. Усилить работу карьерных центров, внедрять индивидуальное сопровождение студентов и выпускников при поиске работы.
  4. Вести системный мониторинг трудоустройства, анализировать причины низких показателей и оперативно реагировать на изменения.
  5. Развивать адресную подготовку специалистов для конкретных предприятий, особенно если вуз небольшой.
Фото: SeventyFour/Shutterstock/Fotodom
Фото: SeventyFour/Shutterstock/Fotodom

Рейтинг Минтруда — это первый шаг к прозрачности в образовании. Он неидеален, но помогает абитуриентам принимать осознанные решения, а вузам — улучшать подготовку кадров. Главное — помнить, что выбор профессии должен основываться не только на статистике, но и на личных интересах и способностях.

Ранее «Ямал-Медиа» писал, что в России планируют изменить распределение бюджетных мест в вузах.

Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».


Загрузка...