«Будь собой. Прочие роли уже заняты». 170 лет назад родился писатель и денди Оскар Уайльд
170 лет назад родился писатель, драматург, поэт и денди Оскар Уайльд
Ранние годы
Оскар Уайльд родился в 1854 году в Дублине в семье известного офтальмолога Уильяма Уайльда, получившего дворянство за работу врача-консультанта во время переписи населения Ирландии. Матерью писателя была Джейн Франческа Уайльд, урожденная Элджи — дочь знаменитого адвоката и горячая сторонница освобождения Ирландии, ставшая национальной героиней после выступления в суде в защиту восставших дублинских рабочих.
Будущий писатель и его старший брат Уильям получили прекрасное светское воспитание. Уайльд вспоминал, что благодаря гувернанткам по-немецки и по-французски он заговорил раньше, чем по-английски, а в доме почти постоянно гостили преподаватели Тринити-колледжа.
Вкус и страсть к словесности маленькому Оскару привила мать, писавшая стихи для революционного движения «Молодые ирландцы» под псевдонимом «Сперанца» и собиравшая гэльские сказки и предания. По всей видимости, от Франчески же он унаследовал и свое чувство юмора.
«Учитель математики написал мне, что вместо двух ты прибавил пять. Запомни: это позволительно только извозчикам», — наставляла она сына, никогда не любившего точные науки.
Школа Портора и Тринити-колледж
С 1864 по 1871 год Уайльд учился в Королевской школе Портора. Педагоги отмечали талант мальчика к языкам и любовь к чтению, ученики — его общительность и умение оживить самую скучную беседу. Окончив школу с отличием, он направился в Тринити-колледж — старейшее учебное заведение Ирландии, где посвятил себя античной истории и культуре. Под влиянием профессора Джона Пентланда Махаффи он начинает формировать свое эстетское мировоззрение будущего денди, законодателя мод и иконы стиля.
Оксфорд и первые литературные опыты
Став стипендиатом Оксфорда в 1874 году, Уайльд продолжил свои изыскания в истории искусства, проникнувшись величием итальянского Возрождения. В годы учебы он побывает в Италии и Греции и опубликует несколько стихотворений. За поэму «Равенна» автору присудили престижнейшую Ньюдигейтскую премию.
Оскар Уайльд — звезда светского Лондона
Ворвавшись в светскую жизнь Лондона в 1881 году, Оскар Уайльд произвел настоящую эстетическую революцию, провозгласив себя глашатаем нового дендизма. Отказавшись от строгих темных костюмов — наследия основателя движения Бо Браммела — он ломает дресс-код джентльмена времен королевы Виктории, предписывающий сдержанность и утилитарность, шокируя публику яркими шелковыми жилетами, кюлотами до колен, длинными волосами, подсолнухами и зелеными гвоздиками в петлице.
Природное обаяние, тонкий вкус и дар собеседника принесли Уайльду светский успех, «ирландского острослова» стали часто приглашать в салоны. Он быстро заводит друзей в богемных кругах, сближается с прерафаэлитом Уильямом Моррисом, издает первый сборник «Стихотворения», в который вошли его сонеты, посвященные актуальным политическим событиям, выдающимся деятелям искусства, свободе, красоте.
Критики встретили стихи прохладно, отметив претенциозность стиля и «отсутствие подлинной оригинальности при совершенстве формы», что не помешало читателям полюбить их.
Уайльд в Америке
В 1882 году 27-летний Оскар Уайльд отправился в Америку в грандиозное годичное турне по 150 городам. Там он прочитал серию лекций о моде и искусстве, аудиторией которых были не только завсегдатаи нью-йоркских гостиных и студенты Гарварда, но и шахтеры в Спрингфилде, рабочие в Чикаго, фермеры в Колорадо.
Публику американской глубинки он удивил и покорил своей любознательностью, доброжелательностью и способностью перепить любого ковбоя.
Спустя десять лет он напишет эссе «Душа человека при социализме», в котором отрефлексирует опыт выхода за пределы мира светской богемы и отразит свои взгляды на преобразования общества.
«Сочувствие к больному чахоткой не искоренит чахотку; это под силу Науке. И когда Социализм решит проблему нищеты, а Наука разрешит проблему заболеваемости, армия сострадающих будет меньше, а сочувствие человечества станет масштабней, здоровее, естественней. Человек будет испытывать радость при виде радостной жизни других»
Оскар Уайльд
«Душа человека при социализме», 1891
Представить денди в роли борца за интересы угнетаемых классов трудно. Однако Бернард Шоу, не попавший, по собственному признанию, под сокрушительное обаяние Уайльда, проникся к нему уважением именно за проявленную гражданскую позицию во время бунта чикагских анархистов.
«Тогда я пытался уговорить кое-кого из лондонских литераторов, бунтарей и скептиков исключительно на бумаге, подписать петицию об отсрочке приведения в действие смертного приговора. И единственный человек, поставивший свою подпись под петицией, был Оскар. С его стороны это была акция абсолютно бескорыстная, и с этого дня я испытывал к нему особое уважение», — писал Шоу.
Женитьба на Констанс Ллойд и отцовство
Вернувшись из Америки, Оскар Уайльд влюбился в Констанс Ллойд — дочь лондонского адвоката и признанную красавицу. Девушка ответила ему взаимностью, и в 1884 году они поженились.
Констанс не была тихой и скучной леди — она писала статьи о женском движении, с удовольствием путешествовала и даже носила в обществе брюки с полного одобрения супруга.
В браке родились двое сыновей, Сирил (1885—1915) и Вивиан (1886—1967). Говоря современным языком, Оскар был вовлеченным отцом и проводил с мальчиками много времени.
Благодаря сыновьям он напишет повесть «Кентервильское приведение» и сборник «Счастливый принц» и другие сказки», ставшие классикой детской литературы.
В тот счастливый период Оскар Уайльд пишет лучшие свои рассказы и статьи, роман «Портрет Дориана Грея», а также попробует себя в качестве драматурга. Комедии «Веер леди Уиндермир» и «Идеальный муж» произвели фурор в лондонских театрах, принеся писателю хорошие деньги и укрепив его славу главного культурного явления британской столицы.
Скандал, суд и каторга
Головокружительный взлет «короля комедии» оборвала драма, причиной которой стали противозаконные в глазах викторианского общества отношения с молодым лордом Альфредом Дугласом по прозвищу Бози.
История очень английская: отец Альфреда маркиз Куинсберри терпеть не мог писателя, распускал слухи о его личной жизни и шантажировал. После письма с угрозами, ставшего достоянием третьих лиц, Уайльд выдвинул в суде обвинение в клевете. Однако у маркиза хватило ресурсов доказать свою невиновность, попутно представив свидетельства, позволившие открыть против Уайльда уголовное дело о «безнравственности».
В 1895 году по итогам громкого и во всех смыслах грязного процесса, подобного которому Англия не знала со времен развода лорда Джорджа Байрона, Уайльд отправился на каторгу в Рединг сроком на два года. Там родился сюжет «Баллады Редингской тюрьмы» — одного из лучших стихотворений, написанных на английском языке.
«Есть возле Рединга тюрьма...»
Прототипом героя «Баллады Редингской тюрьмы» стал кавалерист Чарльз Томас Вулридж, убивший из ревности горячо любимую жену и приговоренный к смерти в возрасте 30 лет, с которым Уайльд познакомился в заключении. Писатель видел казнь Вулриджа, которая произвела на него сильнейшее впечатление.
Поэма открывается сценой встречи в тюремном дворе с убийцей, которому суждено быть повешенным на рассвете. Протагонист размышляет о том, что каждый из живущих был причиной смерти любимых, но лишь немногие платят за это собственной жизнью, и откровенно сопереживает приговоренному. По-уайльдовски чеканный катрен о всеобщей ловушке греха обрамляет произведение.
«Ведь каждый, кто на свете жил,
Любимых убивал,
Один — жестокостью, другой —
Отравою похвал,
Коварным поцелуем — трус,
А смелый — наповал».
В последующих сценах поэт детально описывает чудовищный быт каторжан, воссоздавая атмосферу, «где тишина порой страшней, чем барабанный бой». После освобождения Уайльд опубликует несколько громких эссе, заставив общественность обратить внимание на «царство боли и насилия в Рединге». В 1898 году Палата общин приняла «Акт о тюрьмах», в котором отразились многие предложения Уайльда, в том числе смягчение условий содержания женщин и детей.
Последнего приговоренного в Англии казнили в 1964 году, однако тюрьма в Рединге до сих пор существует и представляет собой учреждение на 300 мест. Имя Оскара Уайльда есть в регистрационных списках британского МВД — ведомство отказалось исключить его даже спустя сто лет после смерти «заключенного из камеры С3.3».
Отъезд из Англии и смерть
Вернуться к прежнему образу жизни после тюрьмы Оскар Уайльд не мог. Большую часть имущества распродали на торгах, чтобы покрыть долги писателя. Констанс вскоре после суда увезла детей в Париж, а позже потребовала развода, однако продолжала поддерживать его деньгами. В 1898 году, спустя год после освобождения Уайльда, она умерла в результате неудачной хирургической операции.
Во Франции Уайльд поселился под именем Себастьяна Мельмота, заимствованным из готического романа знаменитого английского писателя XVIII века Чарльза Метьюрина «Мельмот Скиталец». Он переезжает с места на место, избегая встреч с теми, кто мог бы его узнать, здоровье его подорвано тяжелым трудом в заключении.
«Уайльд предельно упростил свою жизнь, как будто заранее знал, что необходимо избавиться от всего лишнего, дабы читатель в полной мере ощутил драматизм предпоследнего акта», — вспоминал Бернард Шоу о последних годах блестящего эстета.
Он умер 30 ноября 1900 года от острого менингита в дешевом отеле, где его навещали лишь несколько старых друзей. Незадолго до смерти он заметил, что его присутствия в XX веке англичане не вынесут. Другая известная предсмертная уайльдовская шутка касалась безвкусного интерьера:
«Я сражаюсь со своими обоями на смертельной дуэли. Кто-то из нас должен уйти».
Те обои давным-давно сгнили, а Оскар Уайльд все-таки остался в истории одной из знаковых фигур европейской культуры.
«Портрет Дориана Грея»: история романа и персонажа
Идея «Портрета Дориана Грея» (1890) — единственного законченного романа Уайльда — пришла к нему благодаря знакомству с художником Бэзилом Уордом. Однажды писатель вслух пожалел, что красота модели станет добычей безжалостного времени, в ответ на что художник пообещал сохранить ее в серии портретов. Этот эпизод почти в точности воспроизводит начало книги.
По фабуле роман представляет собой философскую сказку-притчу с чертами готики с ее мрачными семейными тайнами, внезапными смертями, духом мистицизма, инфернально притягательными героями и злодеями.
Источники вдохновения Уайльда можно проследить в гетевском «Фаусте» — заронившего в душу Дориана желание остаться молодым навсегда лорда Генри Уоттона литературоведы рубежа прошлого столетия называли новым Мефистофелем. Очевидны аллюзии на «Шагреневую кожу» Оноре де Бальзака и, разумеется, культовый для декадентов «конца века» роман Жориса Карла Гюисманса «Наоборот», присутствующий в тексте как та самая «желтая книга», что околдовала героя.
Написанная за несколько недель книга взбаламутила английских читателей. В адрес Уайльда посыпались обвинения в аморальности, роман потребовали запретить. Однако писатель вступился за своего героя, назвав его «зеркалом обвинителей».
«Никто не может сказать, в чем состоял грех Дориана Грея. Однако всякий, кто признает этот грех, совершил его сам».
Оскар Уайльд
«Скотс обсервер», 1890
Юноша, обменявший душу на неувядающую красоту, стал одним из бессмертных героев массовой культуры, странствующих сквозь время. Кинематографисты отправляли его на модные тусовки в безумных нарядах 1970-х, обременяли злодейской миссией по захвату мира и обязанностями хозяина тайного джентльменского клуба чернокнижников, заставляли вести популярный блог в качестве инфлюэнсера.
Психологи дали имя Дориана Грея синдрому одержимости молодостью, который выражается в паническом ужасе перед естественным процессом старения, заставляет людей отчаянно держаться за стиль своей юности и злоупотреблять пластикой.
Афоризмы Оскара Уайльда
Уильям Моррис вспоминал, что побывать в Лондоне 1880-х и не посетить вечер, где гостит Уайльд, было промахом, равносильным тому, как если бы путешественник в Афинах не увидел Парфенон. Афоризмы Уайльда, рассыпанные по его статьям и книгам, позволяют представить, как хорош он был в искусстве беседы.
- Я слышал столько клеветы в Ваш адрес, что у меня нет сомнений: Вы — прекрасный человек!
- Настоящий друг зарежет тебя спереди.
- Ничто так не мешает роману, как чувство юмора у женщины и его отсутствие у мужчины.
- Бессмысленно делить людей на хороших и дурных. Люди бывают либо очаровательны, либо скучны.
- До тех пор, пока война считается порочной, она сохранит свое очарование. Вот когда ее сочтут пошлой, она перестанет быть популярной.
- Прощайте врагов ваших — это лучший способ вывести их из себя.
- Пессимист — это человек, который жалуется на шум, когда к нему в дверь стучится удача.
Ранее мы рассказали о творчестве русского писателя Владимира Набокова, ставшего классиком и англоязычной литературы.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».