http://Top.Mail.Ru
Спорт и меньше домашки. Как организовать расписание школьников без вреда их здоровью | Ямал-Медиа
02 декабря 2023, 15:00 (обновлено: 02 декабря 2023, 14:46)

Спорт и меньше домашки. Как организовать расписание школьников без вреда их здоровью

Роспотребнадзор дал советы, как оптимизировать нагрузку на детей в школе и дома

Ребенку требуется до 10 минут, чтобы настроиться на учебу, а у первоклассников работоспособность падает уже на 20-й минуте урока, поэтому учителю следует объявить перемену. Роспотребнадзор опубликовал методические рекомендации, которые помогут педагогам и родителям оптимизировать нагрузку на школьников. Какие именно ведомство утвердило нормы нагрузки на детей в школе и дома — в материале «Ямал-Медиа».

Дети лучше соображают спустя 10 минут после начала урока

Рекомендации, ставшие совместным трудом Роспотребнадзора, Федерального научного центра гигиены имени Эрисмана, Института развития, здоровья и адаптации ребенка, Национального медицинского исследовательского центра здоровья детей и Первого медуниверситета имени Сеченова, опубликованы на сайте ведомства. Эксперты рассказали родителям и педагогам, как лучше составить расписание уроков для школьников, кого следует освободить от домашних заданий, какие упражнения нужно делать детям в физкультминутку, сколько им требуется времени на прогулку и сон. А самое главное, как сделать так, чтобы учеба ребенку была в радость и без вреда для его здоровья.

В советах отмечается, к примеру, что учителям следует проверять домашние задания в первые 7—10 минут урока, либо повторить с учениками пройденное. Так дети настроятся на учебу. Эксперты выяснили, что лучше всего дети соображают в следующие 25—30 минут — это время идеально подойдет для новой темы или проведения контрольных и проверочных работ.

Фото: Oleksandr P/Pexels
Фото: Oleksandr P/Pexels

Спустя 30-40 минут у детей появляются признаки утомления. Они отвлекаются и теряют внимание. Так, у педагога есть 5—7 минут для завершения урока, чтобы отпустить ребят на перемену.

Пик нагрузки приходится на вторник и четверг

Важно и распределения нагрузки на детей по дням. Самая низкая нагрузка на школьников должна быть в понедельник и пятницу. При шестидневной учебной неделе субботу также следует сделать более расслабленной.

Пик нагрузки может приходиться на вторник и четверг при пятидневке, либо среду и пятницу у тех ребят, которые учатся шесть дней.

Кроме того, эксперты обратили внимание, что восприимчивость к информации у школьников тоже разная. Если утром и днем высокая активность коры больших полушарий, то после обеда она будет сниженной, и совсем минимальная — вечером.

Педагогам важно помнить: чем ученики младше, тем они дольше сосредотачиваются. В 6—7 лет ребята устают уже с 20-й минуты, а с восьми лет — с 30-й. В связи с чем в первом классе длительность уроков следует увеличивать постепенно — с 35 до 40 минут, а их количество в день — с трех до четырех. Первоклашкам нужна и дополнительная неделя каникул.

Фото: Tima Miroshnichenko/Pexels
Фото: Tima Miroshnichenko/Pexels

Отмечается, что при половом созревании с 11 до 14 лет в начале обучения случаются низкая или неустойчивая результативность, а а также выраженное напряжение и резкое утомление.

А дети с малой подвижностью нервных процессов включаются в работу почти в два раза медленнее остальных ребят, говорится в методичке Роспотребнадзора.

Эксперты порекомендовали устраивать в середине урока двухминутный перерыв на упражнения, чтобы снять напряжение с глаз, шеи и плечевого пояса, а также повысить активность центральной нервной системы. Перемены помогают школьникам взбодриться, но на них важно двигаться, а не сидеть.

В день школьникам следует двигаться не менее 60 минут.

Каникулы после 5 — 6 недель учебы

В ведомстве подчеркнули: чем лучше школьное учреждение организует расписание школьников, тем успешнее будет процесс обучения.

Так, в первых — четвертых классах должны чередоваться предметы статической и двигательной направленности, а в пятых — одиннадцатых — естественно-научные и гуманитарные. При этом лучше не ставить два или три трудных предмета подряд: к примеру, физику и химию.

После сложных уроках следует проводить динамичные занятия, вроде физкультуры и ритмика. Кроме того, на один день школам не следует ставить предметы, требующие много времени на домашнюю подготовку.

Фото: Andrea Piacquadio/Pexels
Фото: Andrea Piacquadio/Pexels

В начальной школе уроки по одному предмету не сдвоены. Исключением может стать физкультура, когда дети катаются на лыжах или плавают. А в пятых — одиннадцатых классах занятия, наоборот, парные. Школьники будут меньше уставать и гораздо быстрее делать «домашку», уверены специалисты.

Роспотребнадзор даже порекомендовал учителям давать детям новый материал и проводить контрольные работы на втором-четвертом уроках и в середине недели. А после физкультуры эксперты не советовали ставить контрольные и проверочные.

При этом, чтобы дети не сильно уставали, полезно чередовать пять —шесть недель учебы с неделей каникул.

Такие рекомендации, безусловно, облегчат жизнь школьникам и помогут учителям правильно распределить учебную нагрузку, отметила в беседе с «Парламентской газетой» первый зампред Комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратов.

«Детей иногда чрезмерно перегружают в школах, и это не идет им на пользу. Они не станут умнее и образованнее от того, что им поставят слишком много уроков, не организуют вовремя отдых», — подчеркнула парламентарий.

Фото: Max Fischer/Pexels
Фото: Max Fischer/Pexels

Прогулки и оптимальная «домашка»

Прогулка должна обязательно присутствовать в жизни ребенка ежедневно: перед выполнением домашних заданий, после этого или перед сном. Детям младше семи лет важно гулять на воздухе не менее трех часов в день, остальным ребятам — не меньше двух.

Согласно рекомендациям, «домашку» школьникам лучше делать после обеда и полтора — двух часов отдыха — с 16:00 до 18:00. Но точно не до самой ночи. Эксперты подчитали оптимальное время, которое у школьников разного возраста должно уходить на домашние задания:

  • в 1-м классе — не более 1 часа;
  • во 2—3-м классах — 1,5 часа;
  • в 4—5-м классах — 2 часа;
  • 6—8-м классах — 2,5 часа;
  • 9—11-м классах — до 3,5 часа.

Кроме того, специалисты порекомендовали педагогам не задавать школьникам на дом слишком много, потому что «домашка» есть почти по каждому предмету. При перегрузках, после контрольных, в выходные и каникулы эксперты посоветовали учителям сократить задания на дом к минимуму или даже отменить.

Дополнительные занятия тоже подверглись анализу специалистов. Они порекомендовали уделять на них от часа до двух в день. Раз в неделю допускается общественно-полезный труд: 45 минут в начальных классах и 1,5 часа — для учеников с пятого по 11 классы. И только в те дни, когда меньше всего уроков.

Ранее в Минпросвещения РФ сообщили, что у школьников появится возможность получать консультации психологов онлайн. В России скоро заработает портал психологической помощи для подростков.

Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».


Загрузка...