http://Top.Mail.Ru
Сериал «Путешествие на солнце и обратно»: сюжет, мнение критиков и стоит ли смотреть картину | Ямал-Медиа
15 июля 2025, 14:32 (обновлено: 15 июля 2025, 15:20)

Сериал «Путешествие на солнце и обратно»: сновидческая реальность лихих 90-х

Зеленое пламя детской книги сказок, ночное озеро, голая невеста, карточные «фокусы», психиатрическая лечебница как территория свободы — новый сериал Романа Михайлова «Путешествие на солнце и обратно» на первый взгляд напоминает всё, что поклонники творчества режиссера уже нашли в его предыдущих работах. Однако именно в этом семисерийном произведении режиссер достигает кульминации своего видения, превращая историю о лихих 90-х в метафизическое исследование о памяти, любви и преображении.

Дети солнца в эпоху тьмы: сюжет сериала

«Путешествие на солнце и обратно» разворачивается как воспоминания главного героя Руслана (Олег Чугунов), рассказывающего свою историю психиатру (Олег Рязанцев). Его детство пришлось на 80-е — время, наполненное солнечным светом, музыкой и семейными поездками в санаторий. Впрочем, эта идиллия быстро развеивается: выясняется, что отец Руслана (Кирилл Полухин) — карточный шулер, использующий семейные ссоры с его матерью (Дарья Екамасова) как отвлекающий маневр во время игры.

Кадр из сериала «Путешествие на солнце и обратно»/START/«Фрут Тайм»/kinopoisk.ru
Кадр из сериала «Путешествие на солнце и обратно»/START/«Фрут Тайм»/kinopoisk.ru

Заработав авторитет в криминальном мире, отец берет семью на свадьбу сына бандита. Там девятилетний Руслан влюбляется в невесту (Мария Мацель), образ которой будет преследовать его всю жизнь. И откровенно мистической эта встреча становится, когда герой обнаруживает точное изображение девушки в старой детской книжке своего деда.

Когда вступают в свои права 90-е, Руслан оказывается в компании то ли друзей, то ли видений: Ласло (Марк Эйдельштейн), Алладина (Сергей Двойников) и других подростков, которые дрейфуют между уличными драками, экспериментами с различными веществами, перемежающимися попытками найти смысл в мире, где разрушились все ориентиры. И тут в неожиданной роли целительницы Мамы Лены появляется Любовь Аксенова и помогает Руслану вернуться к себе настоящему.

В отличие от других фильмов о 90-х, где ведущим содержанием жизни героев стал криминал, создатели сериала предлагают принципиально иной взгляд: вместо шокирующего натурализма — сновидческую реальность, вместо соблазна криминальной романтики — сказку о внутреннем поиске, где бандитская эстетика становится лишь декорацией для истории о человеческой душе.

Как снимали сериал

«Мы сделали сложнейший фильм, не цинично выстроенный, а прожитый — это был прекрасный угар, общий трип», — рассказывал режиссер Роман Михайлов о работе над сериалом. За этим проектом стоят пять лет полноценной карьеры постановщика и семь фильмов, выходивших один за одним в течение трех последних лет и ставших своеобразными эскизами к полномасштабной телекартине: «Сказка для старых», «Снег, сестра и росомаха», «Наследие», «Отпуск в октябре», «Поедем с тобой в Макао», «Жар-птица» и «Надо снимать фильмы о любви» (Приз Федерации киноклубов России за лучший фильм российской программы на ММКФ).

Кадр из фильма «Отпуск в октябре»/«Фрут Тайм»/kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Отпуск в октябре»/«Фрут Тайм»/kinopoisk.ru

Таким образом, подготовка к съемкам «Путешествия на солнце и обратно» началась еще в 2022 году. Команда успела столкнуться с рядом препятствий, в том числе финансовых, которые разрешились только с появлением загадочного ценителя творчества Михайлова, обозначенного в титрах как Д. М.

Еще одна особенность проекта — уникальная актерская команда, которую часто называют «сектой Михайлова». Режиссер собрал как звезд первой величины, так и представителей молодого поколения, готовых сниматься практически на любых условиях. В сериале задействованы 300 актеров, включая постоянных соратников режиссера (Олег Чугунов, Марк Эйдельштейн, Мария Мацель, Федор Лавров, Кирилл Полухин) и новые для его каста лица (Дарья Екамасова, Лев Зулькарнаев, Любовь Аксенова).

Роман Михайлов как культурный феномен

Чтобы понять проект «Путешествия на солнце и обратно», необходимо иметь представление о создателе. Михайлов — фигура, не укладывающаяся в привычные рамки: доктор физико-математических наук (тема диссертации — «Гомотопическая теория нормальных рядов в группах»), профессор РАН, а также писатель, драматург, танцор и, конечно, режиссер.

Роман Михайлов на съемках фильма «Сказка для старых»/«Фрут Тайм»/«Вольга»/kinopoisk.ru
Роман Михайлов на съемках фильма «Сказка для старых»/«Фрут Тайм»/«Вольга»/kinopoisk.ru

До прихода в кино он решил в науке проблему размерных подгрупп, над которой ученые бились более 80 лет, выпустил более 70 научных статей и монографий. Параллельно писал книги, которые попадали в шорт-листы литературных премий, а роман «Дождись лета и посмотри, что будет», ставший основой для сериала, получил в 2021 году премию Андрея Белого.

Театральный режиссер Андрей Могучий так охарактеризовал прозу Михайлова: «В рассказах Романа Михайлова заряд подлинности и чистоты. Его герои — наивные, странные люди, «люди тайн». Они живут в том же мире, что и мы, но у них особое зрение — видеть и чувствовать мир иначе, целостно, открыто, по-настоящему».

Более 10 лет Михайлов работал в театре Morph в качестве драматурга, актера, сорежиссера и танцора. Его произведения также ставили в Театре Наций, БДТ, РАМТе и «Мастерской Петра Фоменко». В 2022 году он окончательно ушел из науки, чтобы полностью посвятить себя творчеству.

Особенности киноязыка Романа Михайлова

«Странно, здесь всё больше на сон похоже», — говорит один из героев «Жар-птицы», и эта фраза точно описывает ощущение от кинотворчества Михайлова. Фильмы режиссера будто извлечены из череды сновидений — тревожных, ярких, неуловимых, где отсылки к реальности — лишь прикрытие.

Кадр из сериала «Путешествие на солнце и обратно»/START/«Фрут Тайм»/kinopoisk.ru
Кадр из сериала «Путешествие на солнце и обратно»/START/«Фрут Тайм»/kinopoisk.ru

В «Путешествии на солнце и обратно» сновидческая эстетика достигает апогея. Визуально сериал местами опирается на живопись эпохи барокко (как, например, это было в картине Алена Корно «Все утра мира», но у Корно видеоряд был созвучен эпохе), но более — на тенебризм, течение, сложившееся в Италии XVII века под влиянием Караваджо. Тенебристы специализировались на «ночных сценах», «играли» на контрасте света и тени. Для создания драматического эффекта они «выхватывали» из темноты или подсвечивали дополнительно детали, отдельные предметы, лица. Ключевая сцена сериала на «волшебном» озере, во время которой героиня Марии Мацель, окутанная лунным светом, погружается в воду, также снята под впечатлением от полотен Караваджо.

Режиссер и оператор разработали особую монтажную структуру, в которой сцены перетекают друг в друга через световые импульсы. Так свет становится действующим лицом, обретает собственный «голос». Залитые солнечно-желтым светом или погруженные в синеву кадры (контрастная гамма Teal and Orange) создают гипнотический эффект, усиленный пульсирующей электронной музыкой.

Синхронии и символика сериала

«Путешествие на солнце и обратно» можно воспринимать как криминальную драму о 90-х, но это лишь на первый взгляд. Михайлов исследует феномен, который сам называет «синхрониями», — совпадениями, которые выходят за рамки случайности.

Ключ к дешифровке смыслов создатель проекта дает зрителю сам — психиатр в сериале несколько раз упоминает о теории синхроничности Юнга. Если кратко, ее суть в том, что рандомные события, между которыми не должно быть причинно-следственной связи, в нашей жизни происходят неслучайно. Всуе такое обычно называют «судьбой», но в сериале о сыне карточного шулера, который снял математик, все вероятности просчитаны.

Когда Руслан показывает Ласло старую книгу своего деда со словами: «Братан, ты выпал из книги!» и находит там изображения всех своих друзей, невесты и себя самого, зритель понимает: книга жизни уже написана, а жанр у нее, как ни странно, — сказка. И, по Михайлову, сказка — это «пустой контейнер, который заполняется человеческими смыслами».

Кадр из сериала «Путешествие на солнце и обратно»/START/«Фрут Тайм»/kinopoisk.ru
Кадр из сериала «Путешествие на солнце и обратно»/START/«Фрут Тайм»/kinopoisk.ru

Поэтому весь сериал пронизывают мифологические символы: красный конь (детская игрушка, которую приносит герой Марка Эйдельштейна) — солнечный символ у славян; путешествие на солнце — метафора духовного поиска; заброшенное здание, которое герои хотят использовать как космический корабль, — портал между мирами. И даже психиатрическая больница становится пространством свободы и театральных экспериментов: главврач ставит «Трех сестер» с санитарками и пациентами.

90-е с нами: влияние эпохи на психологию и культуру

Клинический психолог Валерия Амелина-Прилепская в беседе с «Ямал-Медиа» отметила двойственную природу современного интереса к 90-м.

С одной стороны, через эти фильмы обществу транслируется антипример. «Смотрите, вы говорите, что сейчас плохо, посмотрите, как было тогда. Тогда было хуже, и люди жили и выживали», — говорит эксперт. С другой — это романтизация времени, где, по ее словам, «была настоящая жизнь, там люди сплачивались, объединялись».

«В этих героях показывают качества, которые сейчас отмирают. Такая общность сейчас из социума, особенно после ковида, вытеснена, а эти фильмы «подтягивают» к нам ту общность. Это эпоха, где один за другого, где дружба, сила, мужской мир».

Валерия Амелина-Прилепская

клинический психолог, гештальт-терапевт

Девяностые также привлекательны для современного зрителя, поскольку в них проявлено то, что заложено на уровне природы, но табуировано. «В сексе и агрессии огромное количество силы и энергии, и этими фильмами либо глушат этот секс и агрессию, показывая, как это плохо, либо наоборот, к общности приобщают», — пояснила психолог.

Кадр из сериала «Путешествие на солнце и обратно»/START/«Фрут Тайм»/kinopoisk.ru
Кадр из сериала «Путешествие на солнце и обратно»/START/«Фрут Тайм»/kinopoisk.ru

У поколения за сорок девяностые могут вызывать и травму, и тревогу, и ностальгию. Для молодежи это романтизированная эпоха свободы. «А нам всем хочется разрешения, мы устали от системы, от давления. Боже, а так можно было, можно хотя бы на это посмотреть, ведь там как будто есть настоящность, животность, агрессия, секс. Это мир, где нет масок, где мужчины полностью открыты в своей витальности, где есть аутентичность, грубость, искренность, эмоциональность», — подчеркнула Валерия Амелина-Прилепская.

Сериал «Путешествие на солнце и обратно»: мнение критиков

Критики назвали «Путешествие на солнце и обратно» метавселенной фильмов Романа Михайлова. «В нем таинственность, искренность и ощущение живой юности существуют в соседстве с иронией — над зрителем, вынужденным смотреть такие эпизоды, как, например, полностью «запиканный» монолог Алика, и даже над будущим критиком, разбирающим фильм на оммажи», — отметил Дмитрий Карпюк из «Киномании».

Вадим Богданов из «КиноТВ» сравнил сериал с «Крестным отцом», а не со «Словом пацана», как можно было бы ожидать. «Роман Михайлов использует 90-е как фон для семейной драмы и иллюстрации портрета морального разложения человека под влиянием совокупности факторов — от искажения понятия силы до воздействия запрещенных веществ», — пишет обозреватель.

Кадр из сериала «Путешествие на солнце и обратно»/START/«Фрут Тайм»/kinopoisk.ru
Кадр из сериала «Путешествие на солнце и обратно»/START/«Фрут Тайм»/kinopoisk.ru

Анастасия Гладильщикова из «Профиля» считает, что «90-е видятся Роману Михайлову временем смутным, беспощадным, тревожным. Однако герою Олега Чугунова все равно удается сохранить свет в глазах и продолжить верить в свою мечту. Несмотря даже на то, что лета, по мнению Ласло, вовсе не существует».

А Евгений Ткачев из «Афиши» нашел в сериале отсылки к «Твин Пикс» и «Сильвии» Кристи Джеффс. «Михайлов снимает не реалистичный боевик о бандитах, а психоделическую драму о 90-х в духе Дэвида Линча. Его герои отражаются в параллельных мирах, общаются с мертвыми и думают о полете на солнце», — отметил критик.

Стоит ли смотреть сериал

«Путешествие на солнце и обратно» — сериал, который может как привлечь новую аудиторию к творчеству Романа Михайлова, так и разочаровать тех, кто ждет традиционного повествования о «лихих 90-х». Первые две серии выглядят относительно привычно, но с каждым новым эпизодом повествование становится все более сложным и многослойным.

Кадр из сериала «Путешествие на солнце и обратно»/START/«Фрут Тайм»/kinopoisk.ru
Кадр из сериала «Путешествие на солнце и обратно»/START/«Фрут Тайм»/kinopoisk.ru

В английском языке есть выражение «Love you to the moon and back», которое обозначает бескрайнюю любовь. Название сериала перекликается с этой фразой, предлагая зрителю свой вариант — путешествие уже не на Луну, а к Солнцу и обратно как символ трансформации личности через испытания.

«Это история любви, которая проделала долгий путь через кромешную тьму к солнцу, сильно обожглась, но всё-таки уцелела и вернулась обратно с новым светом. Не все кинопутешествия в 90-е могут себе такое позволить», — резюмировал Вадим Богданов.

Первые три серии «Путешествия на солнце и обратно» покажут 16 июля.

Ранее мы рассказали, сможет ли российский сериал «Этерна» стать новой «Игрой престолов».

Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».


Загрузка...