«Северный полюс»: история атомного прорыва советских подводников
О чем фильм «Северный полюс»
В разгар холодной войны Советский Союз стремился показать американцам мощь своего Военно-Морского флота. Для этого была создана атомная подводная лодка К-3, которой впоследствии дали имя «Ленинский комсомол». Ее экипажу поставили задачу не только добраться до Северного полюса, но и всплыть в этой точке.
Миссия оказалась непростой — далеко не все механизмы субмарины работали отлаженно. Именно поэтому экипаж сформировали исключительно из опытных моряков, которые вопреки трудностям справились с задачей.
Как создавалась картина о героях-подводниках
Александр Котт, известный зрителям по «Елкам 11», создал на основе реальной истории настоящий блокбастер. Режиссер признается: «Меня восхищают мужество и сила духа моряков. Труднее всего было снимать в подводной лодке — постоянное ощущение, что задыхаешься, мало места, темно. Но при этом понимаешь, что герои, о которых рассказываем, прошли этот путь. И не час, и не два, а недели под водой в неизвестности. Эта мысль вдохновляла и заставляла всё делать по-настоящему».
Подготовка к фильму шла около пяти лет, а сами съемки заняли полгода. Специально для проекта собрали полноразмерную модель подводной лодки. Ее изготавливали три месяца из металлокаркаса, фанеры и резины.
Авторы тщательно прорабатывали сценарий, консультировались со специалистами из Института Арктики и Антарктики и моряками-подводниками. «Это огромный исторический проект, очень важный для нас», — говорит генеральный продюсер и исполнительница одной из главных ролей Елена Север.
Капитана К-3 Живцова (у реального командира была фамилия Жильцов) сыграл Андрей Мерзликин. Режиссер отметил, что для него было принципиально важно, чтобы именно этот актер исполнил главную роль. Оказывается, 20 лет назад Котт и Мерзликин уже работали вместе при создании фильма «Конвой PQ-17», тоже про подводников.
В картине также снялся Евгений Миронов. Его герой, конструктор Морозов, постоянно спорит с Живцовым. Ученый сомневается, что субмарина выдержит плавание. Тем не менее разногласия не смогли встать на пути их общего дела.
«Северный полюс»: ожидания и критика
Фильм выходит в прокат в период, когда российский кинематограф активно осваивает исторический жанр. Создатели постарались найти баланс между зрелищностью и достоверностью. Масштабные сцены, снятые на льду Финского залива, соседствуют с камерными эпизодами внутри подводной лодки, а технические подробности не затмевают историю человеческих отношений.
Елена Север выразила надежду, что картина станет одним из самых успешных кинопроектов года. «Отечественных фильмов про подводников практически нет, а это невероятные люди, о героических поступках которых нужно говорить», — отмечает она.
В отдельных кинотеатрах страны уже прошли премьерные показы «Северного полюса» и появились первые отзывы зрителей и критиков. Так, корреспондент сетевого издания «NewРепортаж» отмечает моменты, которые, по ее мнению, идут вразрез с исторической действительностью. «Американская подлодка, которая якобы гонялась за нашей, была построена на 20 лет позже описываемых событий. Зачем это сделано, я не поняла», — отметила обозреватель. Кроме того, она напомнила о неписаном законе, по которому женщин в море не берут, а в фильме присутствует героиня Елены Север. Несмотря на это, автор обзора считает, что на фильм сходить стоит, к тому же не помешает и посетить Музей военно-морской славы в Кронштадте, где находится подводная лодка К-3.
Лидия Маслова в рецензии для «Фонтанки.ру» также обращает внимание на «фантастический поворот» в сюжете. Речь идет о моменте, когда подлодка сбивается с курса подо льдами, а чтобы вывести ее к полюсу, персонажу Миронова приходится устраивать два взрыва. И хотя технология расчетов, по которым К-3 находит правильный маршрут, совершенно непонятна обывателю, «но зато второй взрыв очень зрелищно осуществляет красивая девушка-пилот, выстрелив в бензобак своего самолета».
Ранее мы рассказали о новом сериале «Челюскин. Первые», который также посвящен покорению Северного полюса советскими людьми.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».