Школа щадящего режима: зачем предложили отменить домашние задания
«Планируем в следующем месяце вернуться к вопросу чрезмерной нагрузки на школьников. В этой связи предлагаю обсудить тему, которая звучит среди родителей и профессионального сообщества, — отмена домашних заданий», — написал спикер Госдумы в своем Telegram-канале.
Большая нагрузка на школьников: миф или реальность
Вячеслав Володин отметил, что большинство депутатов Госдумы считают, что школьники перегружены, поскольку в среднем за учебой они проводят по 8—10 часов в день.
«Мы обратились в правительство с тем, чтобы этот вопрос был рассмотрен. Несмотря на признание проблемы, до сегодняшнего дня конкретных предложений в этой части не выработано», — написал Володин.
Он отметил, что этот вопрос становится все более актуальным еще и той причине, что у детей появляются новые возможности для формального выполнения домашнего задания — технологии искусственного интеллекта, поиск готовых ответов в интернете. Поэтому домашние задания порой превращаются в пустую трату времени.
«Мировой опыт различен в подходах к самостоятельной работе школьников после уроков. Есть примеры, когда домашние задания носят исследовательский и творческий характер, что даёт ребёнку навыки более глубокого изучения тем и формирует критическое мышление. Дети должны развиваться, а не искать готовые ответы при помощи различных программ и ИИ», — считает председатель Госдумы.
Володин предложил подписчикам его страницы порассуждать на тему домашнего задания: в каком виде лучше его оставить, где его выполнять — в школе или дома и нужно ли оно вообще. Комментаторы откликнулись на животрепещущую тему. За два дня под постом набралось почти восемь тысяч сообщений.
- «Отменять не стоит, стоит оптимизировать под современные реалии. Перегрузка была всегда и дальше будет еще больше», — пишет Дмитрий.
- «Я считаю, что 8—10 часов работы — это нормальная нагрузка для школьника. Чтобы успешно сдать экзамены, например, ОГЭ или ЕГЭ, нужно много учиться. А это, в свою очередь, может привести к стабильной работе с высоким доходом», — считает Blue Machine.
- «Отменить домашнее задание. Ребенок уже даже первого-второго класса может пользоваться интернетом и ГДЗ. Родители работают, и контроль не всегда могут осуществлять. Д/з делать в школе, часть урока — новая тема, часть урока — повторение», — рассуждает Ольга.
- «Домашние задания по русскому языку, математике, иностранному языку, физике, химии должны быть обязательно! Музыка, ИЗО, технология, физкультура — не нужны. По устным предметам: история, литература и т. д. можно варьировать. Стихи по литературе учить обязательно нужно, пересказывать тоже. В старших классах приоритет на профильные предметы. Установить норму для д/з — не более 20—30% от выполненного в школе. И убрать д/з в электронном виде, гдз ничего хорошего не приносит. Или хотя бы сократить», — уверена Svetlana.
- «На данный момент контроль выполнения домашних заданий лежит на родителях, которые и без того сильно перегружены на работе и дома. Лично я за отмену домашних заданий, либо контроль их выполнения должен быть на школьном учреждении», — пишет Ирина.
Совместимы ли домашние задания с ИИ
На Петербургском международном экономическом форуме-2025 вице-спикер Государственной думы от партии «Новые люди» Владислав Даванков уже предлагал отменить домашние задания в школах. Об этом сообщал телеграм-канал SHOT.
По его мнению, сложившаяся сегодня система домашних заданий не способствует получению качественных знаний, поскольку школьники прибегают к помощи искусственного интеллекта для их выполнения. Даванков отметил абсурдность ситуации, когда учителя и родители вынуждены проверять работы, созданные учащимися с помощью нейросетей.
«Знаете, когда ты с помощью ChatGPT проверяешь то, что сын у тебя сделал через DeepSeek. Это самое глупое, что ты можешь делать», — сказал депутат.
Даванков по-прежнему настаивает на том, что необходимо отказаться от «имитации образования» и перейти к новым, более эффективным формам оценки знаний. В качестве альтернативы он предложил внедрение творческих заданий, которые, по его мнению, позволят по-настоящему проверять понимание материала и развивать учеников. «Пора вводить прогрессивный подход: творческие задания, исследования, групповые и индивидуальные проекты. Обсудим, как это будет, в осенней сессии», — пишет он.
Что такое календарное планирование
На проблему выполнения и оценки домашних заданий обращали внимание и на Общероссийском ежегодном родительском собрании, которое состоялось почти год назад Москве. Родители отметили перегруженность детей: школьникам сложно совмещать уроки, различные секции и выполнение домашних заданий. Министр просвещения Сергей Кравцов, возглавлявший собрание, тогда заявил, что несмотря на неоднократные предложения по этому поводу, отмена домашнего задания в российских школах не планируется, пишет ТАСС.
Кравцов подчеркнул, что домашняя работа очень важна в образовательном процессе. Она помогает закреплять материал, изученный на уроках, и подготовиться к дальнейшему усвоению знаний. Министр отметил, что полный отказ от домашних заданий может привести к снижению качества образования, поскольку материал требует повторения и самостоятельного анализа. Домашняя работа также формирует у школьников важные навыки планирования времени и самодисциплины.
Однако министр признал, что проблема перегрузки существует, и в Министерстве просвещения уже работают над ее решением. Одним из шагов в этом направлении станет создание календарных планов по каждому предмету, которые и ввели уже в этом году. Эти документы помогут грамотно распределить задания так, чтобы они не перегружали школьников.
По словам министра, новое расписание поможет сделать домашние задания более структурированными. Родители будут заранее знать, сколько времени их детям необходимо для выполнения домашних заданий, а учителя смогут планировать уроки так, чтобы дети не перегружались.
Министр напомнил, что предложение об отмене домашних заданий уже обсуждалось в России ранее, были выдвинуты идеи о возможной отмене этой части учебного процесса. Однако такие предложения вызвали споры среди родителей и учителей. Отмена домашних заданий, по мнению экспертов, может негативно сказаться на качестве обучения, особенно в старших классах, где ученики готовятся к ЕГЭ и поступлению в вузы. Без закрепления материала дома учащиеся могут испытывать проблемы с усвоением полученной в школе информацией.
Кроме того, на собрании обсуждалось, как сделать домашние задания более продуктивными и увлекательными для детей. Кравцов подчеркнул: ученикам важно видеть смысл в том, что они делают дома, чтобы потом они могли применять полученные знания на практике. Одной из целей реформы домашней работы станет создание заданий, которые помогут развивать у детей навыки критического мышления и решения практических задач.
Как отметил министр, ключевая задача — найти баланс между учебной нагрузкой и временем на отдых. Важно создать такую систему, которая позволит детям не только получать качественные знания, но и иметь время на свои интересы и хобби, а также полноценное общение с семьей.
Почему возникли проблемы с выполнением домашнего задания
«У Володина, к сожалению, представление об образовании очень слабое, я бы сказал. Действительно, дети очень много списывают с решебника и со всяких нейросетей. Это говорит лишь о том, что в школе есть серьезная проблема с тем, что учителя не могут нормально подготовиться к урокам и подготовить нормальное домашнее задание. Почему они это сделать не могут? Дело в том, что они очень сильно перегружены, работают на две ставки, поэтому подготовиться к уроку, а тем более разработать какое-то нормальное домашнее задание, которое нельзя будет списать и сделать с помощью нейросетей, у учителей просто нет времени. Отмена домашнего задания ничего не решит. Только создаст еще больше проблем», — рассказал в беседе с «Ямал-Медиа» член Совета межрегионального профсоюза работников образования «Учитель», учитель истории и обществознания Дмитрий Казаков.
По его словам, учителя задают большие домашние задания детям не потому, что им так хочется. Это связано с тем, что не хватает времени на полноценную подготовку к урокам. В результате учителю сложно качественно объяснить материал. При этом требования к знаниям учеников и к работе учителя остаются высокими. Но так или иначе, невозможно нормально преподавать, работая на двух-трех ставках.
«Педагог видит, что у учеников не хватает знаний, он начинает перераспределять недополученную информацию в пользу того, чтобы школьники дома выполняли домашние задания. Естественно, ученики тоже не могут самостоятельно освоить материал. В итоге это приводит к проблемам. Проблема — не в решебниках. Проблема в огромной загруженности и невозможности нормально преподавать», — считает Дмитрий Казаков.
Как превратить домашние задания в любимое занятие: мнение психолога
Для того, чтобы ребенок добровольно делал уроки, важно понимать, что внутренняя мотивация к добровольной учебе без внешнего принуждения — это, скорее, результат, а не стартовая точка. А для результата должны быть условия. Прежде всего — внутренняя мотивация: интерес, любопытство, удовольствие от процесса, потому что ребенку важно заниматься чем-то, что ему это интересно, пояснила в беседе с «Ямал-Медиа» психолог, гипнотерапевт, эксперт по работе с подсознанием Анастасия Валуева.
«Еще один из ключевых элементов — это некая самоэффективность. То есть ребенок должен верить, что может справиться с задачей, у него есть успешный опыт выполнения подобных заданий в прошлом. Это критически важно. И тут родитель или учитель может помочь, допустим, разбить задачу на маленькие шаги и попутно отмечать прогресс».
Анастасия Валуева
психолог, гипнотерапевт, эксперт по работе с подсознанием
Также ребенку необходимо предоставлять выбор, он должен чувствовать свою автономию, понимать, что делает что-то не потому, что его заставили, а потому что он сам так решил. Обязательно должно быть целеполагание: детям стоит внедрять понимание, зачем им это нужно делать — вот лично им, а не родителям или учителям.
«Надо мотивировать ребенка на большую идею, связывать это с увлечениями или с планами на будущее и прививать ответственность. У ребенка должна формироваться осознанность, осознание, что результат зависит от его усилий», — говорит наша собеседница.
Роль родителей в процессе подготовки домашней работы более, чем очевидная, потому что дети учатся у родителей через копирование. Поэтому родителям важно быть примером. Если нужно поправлять ребенка — нужно поправлять и себя. Как только родитель сам с собой разберется, ребенок последует ему.
«Родителю важно поддерживать любопытство и огонь в ребенке, отвечать на его вопросы или искать ответы вместе, поощрять исследования, предоставлять доступ к ресурсам, например, к книгам, фильмам, музеям. Также родителю важно фокусироваться на процессе, а не только на результате, хвалить за усилия, за настойчивость, поддерживать, создавать позитивную атмосферу, вместе читать, обсуждать прочитанное, увиденное, играть в игры, посещать интересные места без внутреннего давления. Важно уважать интересы ребенка, чтобы это ни было: игра на гитаре или увлечение динозаврами».
Анастасия Валуева
психолог, гипнотерапевт, эксперт по работе с подсознанием
Привить мотивацию, самообразование, заинтересованность ребенку, у которого на ранних стадиях не сформировалась причинно-следственная связь, практически невозможно, поделилась своим мнением с «Ямал-Медиа» клинический психолог Валерия Амелина-Прилепская.
«Нужно поддерживать ребенка, а не контролировать. Вместо «Ты сделал уроки?» спрашивать: «Что было сегодня интересным?». Не ругать за ошибки, не начинать их за него исправлять, спасать его. Эти моменты возможны только тогда, когда у ребенка сложилось понимание причинно-следственной связи. Например, ребенок забыл сменку в школу, и мама бежит, привозит эту сменку ему. У ребенка не происходит формирование причинно-следственной связи: если ты забыл, то следствие этого — нужно вернуться или тебя не допустят на первый урок, или тебе придется руками мыть кроссовки, или брать половую тряпку в руки и мыть ею. Когда нет причинно-следственной связи, формировать мотивацию практически бесполезно», — говорит психолог.
У ребенка может быть внутренняя мотивация, интерес к предмету, личная цель, сложившаяся уже самоорганизация, но чаще всего это происходит на дошкольном этапе и развивать это нужно тоже до школы. И здесь важна роль родителей, считает Валерия Амелина-Прилепская.
По словам психолога, с ребенком важно все обсуждать: например, зачем нужна математика или история и биология. Кроме прочего, родителям необходимо обеспечивать базовые потребности детей. Ребенок, который выспался, сыт, чувствует себя в безопасности, принят, больше открыт к познанию. А избыточный контроль, критика, сравнение с другими, навязывание своих амбиций убивает внутреннюю мотивацию ребенка.
«Доверие, поддержка — это ключ ко всему. Замотивированный ребенок будет сам хотеть смотреть ролики, читать статьи и экспериментировать», — заключила Анастасия Валуева.
Ранее мы писали о том, что школьной формы введены стандарты ГОСТ. Что они из себя представляют, читайте в нашем материале.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».