Сказочные герои в союзниках: дошколят обучат действиям при теракте с помощью фольклорных игр
Минпросвещения внедряет программу традиционных фольклорных игр в детских садах. Они должны научить дошкольников правильно действовать в экстремальных ситуациях. Программа основана на детских подвижных играх. Ее разработали специалисты факультета «Юридическая психология» МГППУ. Об этом пишут «Известия».
«Фольклорные игры в детском саду»: суть программы
Программа «Фольклорные игры в детском саду» разработана «в условиях роста террористической опасности», сейчас она тестируется, рассказали изданию в университете. Идея реализуется специалистами факультета «Юридическая психология» Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) Владимиром Чернушевичем и Анной Тепловой под руководством замглавы Минпросвещения Александра Бугаева.
В программе семь игр: «Закличка», «Каравай», «Коза», «Тетера», «Коршун», «Ворон Иван Петрович» и «Курочка». Общая продолжительность игр — около 30 минут. Они призваны подготовить детей к действиям в условиях артналетов и нападения, пояснили в МГППУ.
Малышам об этом не скажут — дли них все действия останутся просто игрой. Программа составлена так, чтобы она способствовала сплочению детского коллектива, развивала взаимопомощь, учила соблюдать дисциплину и поддерживать друг друга в эмоционально напряженной обстановке. Одновременно с этим программа сохранит народную игру как нематериальное культурное наследие.
Проводить игры для дошколят смогут музыкальные руководители, воспитатели и учителя физкультуры.
Первый этап внедрения программы — добровольное включение образовательной организации в этот проект Минпросвещения. Программу рассылают по регионам. Скорее всего, прежде всего откликнутся сады, которые уже имеют опыт фольклорных игр, рассказал в беседе с «Известиями» Владимир Чернушевич.
Эффективность программы будут оценивать с помощью сравнительного анализа: как дети вели себя во время антитеррористических учений раньше и как действуют после введения программы.
Какие игры входят в программу
Программа строится последовательно из нескольких игр. Группа малышей играет в течение 30 минут, начиная с «Заклички». На этом этапе дети знакомятся друг с другом. Затем идут круговые объединяющие игры с элементами тактильного контакта: «Каравай» и похожая на него «Коза».
Далее следуют более активные и эмоциональные игры: «Тетера» и «Коршун». В первой игре выбранная по считалке Тетера ведет вереницу ребят через «ворота», которые создают два других ребенка. Ворота закрываются, когда заканчивается песенка. В этой игре воссоздается ситуация, когда человек вынужден остановиться по не зависящим от него причинам. Такая ситуация в контексте игры проживается легче и веселее.
В игре «Коршун» ребенок, находящийся внутри круга, пытается ловить остальных ребят после того, как заканчивается диалог, прописанный в правилах игры. Здесь изображается стрессовая ситуация: на фоне спокойного диалога между кругом и «коршуном» нарастает эмоциональное напряжение. Оно достигает своего пика в тот момент, когда «коршун» вскакивает и начинает догонять остальных.
Третья часть занятия спокойная: проводятся либо жестовые игры с мелодичными распевами, например «Курочка», либо игры-сказки с минимальным количеством движений, такие как «Ворон Иван Петрович».
«За основу взята фольклорно-игровая программа для детей дошкольного возраста. Ее эффективность проверена экспериментально. В каталоге профессиональной игровой подготовки социальных педагогов на факультете «Юридическая психология» около 20 игр для этого возраста. Предложены такие варианты программы, чтобы освоившие игровой репертуар дети могли свободно выбирать себе развлечения. Запрета уличным играм — салкам, казакам-разбойникам, вышибалам — нет. Просто это разные ситуации бытования традиционной культуры», — подчеркнула Анна Теплова в беседе с «Известиями».
Почему с помощью игр можно научить поведению при терактах
Владимир Чернушевич отметил, что заказал фольклорно-игровую программу отдел мобилизационной подготовки и гражданской обороны Минпросвещения.
По его словам, специалисты не могли найти способа лучше для подготовки малышей к действиям в ситуациях террористической угрозы. То, что подходит школьникам — задымления, сигналы тревоги и разыгрывание вариантов террористических угроз, — неприемлемо для самых маленьких. Риск психотравмы в мирное время высок. С помощью игровой фольклорной практики можно моделировать преодоление экстремальных ситуаций.
В традиционных народных играх часто «проживаются» ситуации, связанные с реакцией на опасность: отрыв от группы, возможность быть схваченным. Это помогает детям выработать в условиях игры правильные реакции на чрезвычайную ситуацию. Речь идет о смекалке и контроле над эмоциями, говорит Анна Теплова.
Основатель и совладелица сети билингвальных детских садов и школ Discovery, Виктория Боева считает, что такая программа станет эффективной. В игровой форме дети не испытывают стресса, а модельные ситуации помогают учиться без психологических травм. Малыши гораздо сложнее воспринимают прямые объяснения техники безопасности.
Такой метод не должен полностью исчерпывать подготовку — правильно будет сочетать игровые методы с простыми и доступными объяснениями основных правил безопасности. Ребенок должен понимать, почему и зачем он это делает, какие угрозы могут быть и какие простые действия помогут ему защититься, отметила Виктория Боева.
По мнению учителя начальных классов высшей квалификационной категории московской школы № 705 Тамары Грицковой, сегодня тема безопасности «вплетена» в учебный процесс в младших классах. С детьми в группах разбираются ситуации, они рисуют памятки, смотрят и обсуждают добрые мультфильмы на тему «Как вести себя с незнакомцем» или «Что делать, если потерялся». Также ребята моделируют разные ситуации на тему «Что ты сделаешь, если..?».
Игры в детских садах — не просто развлечение. Например, с помощью популярной игры «Тише, мыши, кот на крыше» детей учат слышать команду, быстро реагировать, прятаться. Так им закладывают основы поведения в опасной ситуации, уверена педагог.
В начальной школе на эту базу накладываются более осознанные вещи. Дети взрослеют, информация становится сложнее, однако она остается дозированной и понятной. Спокойствие и уверенность ребенка — результат большой работы, которая начинается со взрослых, резюмирует Тамара Грицкова.
Как ведут себя дети во время ЧС
Сегодняшние методики все чаще применяют игровые и интерактивные формы обучения правилам безопасности, чтобы добиться усвоения материалов на интуитивном уровне, пояснила Виктория Боева. Дети во время реальных чрезвычайных ситуаций теряются, испытывают страх, поэтому организованность действий сильно зависит от предварительной подготовки. Подростки лучше справлялись с ЧС в тех школах, где проводились систематические учения с отработкой алгоритмов поведения, подчеркнула эксперт.
Вице-президент, руководитель Центра по специальной оценке условий труда, эксперт сервиса «Инфоурок» Сергей Борисов отмечает: сейчас учебные учреждения регулярно отрабатывают правила поведения в экстремальных ситуациях. В 2025 году во многих садиках и школах уже проводились общероссийские учения по антитеррористической защищенности. Создавались ситуации эвакуации и отрабатывалось взаимодействие педагогов и родителей. Дети оказались хорошо организованы и были готовы к действиям в чрезвычайных ситуациях. К примеру, в омском детском саду № 314 была отработана эвакуация при обнаружении подозрительного предмета. Действия малышей и воспитателей оценили как удовлетворительные.
Повлияют ли игры на психику детей
«Наше государство хочет максимально оградить детей и взрослых от экстренных ситуаций, чтобы они знали, каким образом действовать в таких случаях. При помощи игр детям действительно можно объяснить практически все. Однако важно, чтобы педагог, который это будет объяснять, делал это через игровую деятельность, а не с помощью каких-то лекций. Проигрывая ситуацию, ребенок может спокойно переложить это на себя и в будущем действительно использовать», — рассказала «Ямал-Медиа» детский психолог Дарья Дугенцова.
По ее мнению, подобные игры не могут отразиться на психике и ментальности детей, разрушив представление о сказочном игровом мире. Ситуации бывают разные, и проигрывания тоже бывают на разные темы. Вся сложность игры ложится на человека, который будет вместе с детьми ее проводить. В будущем дети смогут чувствовать влияние пройденных игр на подсознательном уровне.
«При возникновении экстренной ситуации человек сможет вспомнить, как действовать и даже не понять, откуда он эту информацию знает. А на самом деле эти навыки были даны, например, в игре. И, скорее всего, полученные в детстве навыки сохранятся на всю жизнь. Но все будет зависеть от возраста ребенка, от его готовности воспринимать информацию и интереса к игре. Если ребенку будет не интересно, то в голове у него ничего не отложится и не сохранится», — заключила Дарья Дугенцова.
Ранее мы писали о том, что в детских садах планируют ввести дисциплину «Разговоры о важном».
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».