http://Top.Mail.Ru
5 покушений на картины: как и зачем арт-вандалы портят шедевры искусства | Ямал-Медиа
04 июня 2024, 06:47 (обновлено: 05 июня 2024, 05:02)

Слезы Моны Лизы. Самые громкие атаки вандалов на шедевры живописи

Историк Вятчин рассказал, как защищают музейные шедевры от вандалов

Что побуждает человека испортить ценное произведение искусства? Причины могут быть самыми разными, но основной мотив всегда один — привлечение внимания к себе или глобальной культурной проблеме. В последние годы у актов вандализма появился и экологический подтекст. «Ямал-Медиа» рассказывает о самых резонансных нападениях на произведения искусства и о том, что делается для их предотвращения.

Последний громкий инцидент связан с картиной Клода Моне «Маки», выставленной в парижском музее Орсе. Напомним, экоактивистка из движения Riposte Alimentaire приклеила постер на защитное стекло полотна. Она объяснила свои действия желанием обратить внимание на проблему глобального потепления. На плакате изображено то же место, что и на картине, но после пожаров и засухи. «Так будет выглядеть 2100 год, если мы не найдем другой путь», — заявила активистка.

Клод Моне «Маки». 1873 г. Источник: wikipedia.org
Клод Моне «Маки». 1873 г. Источник: wikipedia.org

Музей Орсе, подавший гражданский иск, предварительно оценил ущерб в 27 тысяч евро — во столько обошлись работы по снятию плаката с защитного стекла и внеплановый двухчасовой перерыв. За умышленное повреждение культурных ценностей девушке грозит до 10 лет тюремного заключения, это уже не первый подобный инцидент с ее участием.

Зачем вандалы портят картины

Нападение с целью порчи или уничтожения произведений искусства — тема не новая. А термин «вандализм» придумал в конце XVIII века французский епископ Анри Грегуар. Революционно настроенный прелат не ожидал настолько мощного воздействия «свободы, равенства и братства» на неокрепшие умы санкюлотов. Дворцы и храмы грабили и разрушали до последнего кирпича без остановки — не хуже вандалов, уничтоживших в V веке Рим. Поэтому для описания повреждений религиозных и светских памятников по всей Франции епископ как член Конвента и ввел новый термин.

Но основные причины у современных нападений на произведения искусства несколько иные. Часть связана с «тонкой душевной организацией» вандалов, идущей рука об руку с клиническим диагнозом. Некоторые вполне нормальны, но вымещают таким образом свою злость на несовершенство мира. И третья категория — собственно «акционисты», привлекающие внимание общественности к глобальным проблемам, рассказал «Ямал-Медиа» историк Дмитрий Вятчин.

«В числе пострадавших от рук экоактивистов шедевров — полотна Ван Гога, Ренуара и других. А в феврале 2024 года участники Riposte Alimentaire облили супом еще одну картину Моне — «Весна».

Дмитрий Вятчин

историк

В любом случае эффект обычно обратный — общественность и власти возмущены, а проблемы так и остаются неразрешенными или замалчиваются.

Топ-5 актов вандализма в искусстве

«Святое семейство» и «Воскресение Христово» Василия Верещагина (1885)

После поездки в Палестину и Сирию художник глубоко изучил Ветхий и Новый заветы, пытаясь передать на холсте человеческую сторону Иисуса, оставляя его божественность в тени. Так в 1883–1885 годах появились его работы «Святое семейство», «Воскресение Христово», «На Тивериадском (Генисаретском) озере» и другие.

Василий Верещагин «На Тивериадском (Генисаретском) озере». До 1893 г. Источник: tretyakov.ru
Василий Верещагин «На Тивериадском (Генисаретском) озере». До 1893 г. Источник: tretyakov.ru

В России из-за церковной цензуры эти картины Верещагина не показывали, но в Вене публика толпами шла на скандальные произведения. Австрийское католическое духовенство было против: священники призывали прихожан не ходить на выставку, а тем, кто все-таки решался хотя глазком взглянуть на «запретку», угрожали епитимьей. Но это только подогревало интерес. В один из дней на выставку Верещагина пришел религиозный фанатик и облил кислотой два «безбожных» полотна — «Святое семейство» и «Воскресение Христово». Увы, картины были практически уничтожены.

«Иван Грозный и сын его Иван» Ильи Репина (1913 и 2018)

В январе 1913 года 29-летний старообрядец-иконописец Абрам Балашов напал в Третьяковской галерее на знаменитую картину Ильи Репина. Тремя ударами ножа он повредил лица обоих Иванов. При этом мужчина кричал: «Довольно смертей, довольно крови!» Его задержали сотрудники музея и отвели в контору галереи. До прибытия полиции злоумышленник сидел, закрыв лицо руками и без устали повторяя: «Господи, что я сделал?»

Балашова признали психически нездоровым и поместили в больницу. Качественные фото оригинала помогли отреставрировать картину всего за месяц, хотя сразу после инцидента Илья Репин сомневался, что это возможно.

Полотно вернули на законное место в галерею, но век спустя, в мае 2018 года нетрезвый вандал Игорь Подпорин разбил металлической стойкой защитное стекло, повредил раму и порвал холст.

Последствия нападения на картину Репина «Иван Грозный и сын его Иван» в 1913 и 2018 годах. Коллаж: Александра Максимова, источник: wikipedia.org
Последствия нападения на картину Репина «Иван Грозный и сын его Иван» в 1913 и 2018 годах. Коллаж: Александра Максимова, источник: wikipedia.org

Он утверждал, что работа Репина оскорбляет чувства верующих и всех россиян вообще. В итоге его приговорили к двум с половиной годам тюрьмы. На этот раз реставрация картины заняла почти четыре года, в мае 2022-го шедевр вернули в постоянную экспозицию.

«Даная» Рембрандта (1985)

15 июня 1985 года в Эрмитаже литовец Бронюс Майгис облил картину Рембрандта серной кислотой и дважды ударил ножом. Вандал объяснил свой поступок политическими мотивами. Суд признал его невменяемым и отправил на лечение в психиатрическую больницу. Через шесть лет его перевели в Литву и вскоре отпустили.

Сразу после инцидента началось спасение картины. Полотно промывали холодной водой, чтобы нейтрализовать кислоту. Но треть оригинала была утрачена навсегда, особенно пострадала женская фигура. Кислота оставила глубокие борозды, некоторые детали исчезли полностью. К концу 1985 года завершили консервацию полотна: укрепили красочный слой, подвели новый холст, восстановили лак. Реставрация заняла 12 лет.

«Даная» Рембрандта после реставрации. Фото: Netelo/wikimedia.org
«Даная» Рембрандта после реставрации. Фото: Netelo/wikimedia.org

14 октября 1997 года «Даная» снова предстала перед посетителями Эрмитажа, но уже под бронированным стеклом.

«Оплакивание Христа» Альбрехта Дюрера и еще 55 картин (1988)

В 1988 году в мюнхенской Старой пинакотеке мужчина залил кислотой три картины Дюрера, в том числе «Оплакивание Христа». Преступника быстро нашли — это был Ханс-Йоахим Больман, который только что вышел из тюрьмы после пятимесячного срока за подобное деяние и вообще успел «прославиться» в 1970—1980-х годах. Его «любимым инструментом» для порчи картин была серная кислота.

В общей сложности от рук Больмана пострадали 56 произведений живописи и графики, включая работы Рембрандта и того же Дюрера. Общий ущерб специалисты оценили в 270 миллионов марок (около 130 миллионов евро).

Альбрехт Дюрер «Оплакивание Христа». Фрагмент. 1500—1503. Источник: wikipedia.org
Альбрехт Дюрер «Оплакивание Христа». Фрагмент. 1500—1503. Источник: wikipedia.org

После инцидента в Мюнхене ему дали два года тюрьмы, а в 1990 году его, наконец, отправили в психиатрическую лечебницу. Но в 2005 отпустили — и зря: уже через год Больман посетил амстердамский Рейксмузеум, где обрызгал жидкостью для зажигалок картину Бартоломеуса ван дер Хельста «Трапеза стрелков на праздновании Мюнстерского мира» (1648) и поджег ее. К счастью, пострадал только верхний защитный слой — лак. Ущерб оценили еще в 17,5 тысяч евро. Помешанного вандала снова отправили в тюрьму, откуда выпустили по УДО только на последней стадии рака.

«Мона Лиза» Леонардо да Винчи (1956, 1974, 2009, 2022, 2024)

На самую известную картину в мире покушались шесть раз, причем дважды — за один год.

В 1956 году, на временной выставке в музее на юге Франции, нижнюю половину картины облили кислотой. В конце того же года боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в картину камень, в результате чего на локте Джоконды образовался скол. После этого картину поместили за пуленепробиваемое стекло, но и это не уберегло ее от нападений.

В 1974 году женщина-инвалид, недовольная тем, что в Токийском национальном музее, куда привезли картину, нет инфраструктуры для людей с ограниченными возможностями, опрыскала «Мону Лизу» аэрозольной краской.

В апреле 2009-го россиянка, разозленная тем, что ей отказали в предоставлении французского гражданства, бросила в картину кружку, которую она только что купила в сувенирной лавке.

«Мона Лиза» Леонардо да Винчи в Лувре. Фото: Alexandra Lande/Shutterstock/Fotodom
«Мона Лиза» Леонардо да Винчи в Лувре. Фото: Alexandra Lande/Shutterstock/Fotodom

В 2022 году мужчина в женском парике подъехал к «Джоконде» на инвалидной коляске, резко вскочил и попытался разбить защитное стекло. Когда он понял, что это сделать не удастся, швырнул в «Мону Лизу» куском торта. По его крикам стало ясно, что он — эко-активист и таким образом пытается привлечь внимание к проблемам изменения климата.

В феврале 2024-го две экоактивистки выступили за «право на здоровое и экологически чистое питание» и устроили акцию прямо в зале с картиной в Лувре. Шедевр да Винчи облили супом. «Что важнее? Искусство или право на здоровое и экологически чистое питание? Наша сельскохозяйственная система больна!» — кричали женщины. Картина за бронестеклом не пострадала.

Как защитить шедевры от вандалов

Самый радикальный способ защиты бесценных шедевров, по словам Дмитрия Вятчина, — это пуленепробиваемое стекло и отдельное помещение, как поступили с «Мона Лизой». Можно, конечно, полностью ограничить доступ к картинам, спрятав их в сейфах и специальных хранилищах, однако существуют и другие, не менее эффективные способы защиты произведений искусства от вандалов.

Особо ценные экспонаты давно находятся под серьезной лазерной защитой. Однако цель современных экоактивистов — обратить внимание на проблемы, и сигнализация им нипочем. Фото: Peshkova/Shutterstock/Fotodom
Особо ценные экспонаты давно находятся под серьезной лазерной защитой. Однако цель современных экоактивистов — обратить внимание на проблемы, и сигнализация им нипочем. Фото: Peshkova/Shutterstock/Fotodom

«Полотно размещают на системе подвесов, оснащают датчиками движения и сигнализацией. Также используются стеклянные короба и настенные витрины из пуленепробиваемого стекла. Доступ публики к защищенным таким образом картинам не ограничивают».

Дмитрий Вятчин

историк

Случайный ущерб

Существует множество требований для хранения экспонатов: не ставить картину под стекло, не вешать под прямые солнечные лучи, не размещать близко к отопительным приборам. К сожалению, музейные работники не всегда соблюдают все эти условия, отметил эксперт. Но иногда ни хранители, ни вандалы ни при чем: особо уязвимые экспонаты могут повредить случайно.

«Например, в 2007 году яйцевидную скульптуру из стекловолокна «Свет Иши 2003» задели штативом микрофона при фотосъемке. А на одной из ваз, выставленных в музее Жоржа де Ла Тура во Франции, при осмотре обнаружили значительную трещину. Как и когда она появилась — неизвестно».

Дмитрий Вятчин

историк

Помогает ли страховка? Не всегда. У страхования музейных экспонатов свои особенности.

«Во-первых, объекты страхуют только тогда, когда они покидают музей. В период нахождения в экспозиции или в хранилище они не защищены страховкой. Во-вторых, рассчитать сумму страхования очень сложно. В Европе, например, оценкой занимаются всего несколько фирм, и этот процесс занимает много времени».

Дмитрий Вятчин

историк

Шедевр на реставрации

Вандалы повредили картину — что дальше? Дальше — реставрация, процесс долгий, трудоемкий и дорогостоящий.

Картины в реставрационной лаборатории музея изящных искусств  Валенсии. Фото: Jerónimo Roure Pérez/wikimedia.org
Картины в реставрационной лаборатории музея изящных искусств Валенсии. Фото: Jerónimo Roure Pérez/wikimedia.org

«Для работы необходимы усилия разных специалистов, включая экспертов по истории. Ведь важно не только восстановить внешний вид, но и сохранить аутентичность произведения».

Дмитрий Вятчин

историк

Современные реставрационные технологии тесно связаны с IT. Один из методов — лазерное сканирование.

«Это позволяет сделать точную цифровую модель объекта, после чего реставраторы могут подробно изучить шедевр».

Дмитрий Вятчин

историк

Реставрация картины Репина «Иван Грозный и сын его Иван» после нападения в 2018 году. Презентация промежуточных результатов в Третьяковской галереи в 2021 году. Фото: Софья Багдасарова/wikimedia.org
Реставрация картины Репина «Иван Грозный и сын его Иван» после нападения в 2018 году. Презентация промежуточных результатов в Третьяковской галереи в 2021 году. Фото: Софья Багдасарова/wikimedia.org

К сожалению, до сих пор возможны случаи неудачной реставрации, и далеко не всегда ошибки удается исправить. И это тоже связано с тем, что процесс долгий и дорогостоящий, подчеркнул Дмитрий Вятчин.

Ранее геолог и искусствовед назвала местность в Италии, ставшую фоном «Моны Лизы».

Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».


Загрузка...