Смена передач: как телеведущий и автоэксперт Джереми Кларксон стал рачительным фермером
Британскому телеведущему и автоэксперту Джереми Кларксону исполнилось 65 лет
Биография телезвезды
Джереми Чарльз Роберт Кларксон родился 11 апреля 1960 года в Донкастере, Йоркшир. Его родители, учительница Ширли и коммивояжер Эдди, не имели отношения к автоиндустрии, зато владели бизнесом сначала по производству чехлов для чайников, а потом — плюшевых медвежат Паддингтонов. Так будущий гроза экологов вырос в семье, зарабатывавшей на детских игрушках.
В школе-интернате Рептон юный Джереми проявил себя как образцовый трудный подросток — был исключен до получения аттестата. Как позднее утверждал он сам, его выгнали за «пьянство, курение и неподобающее поведение». Зато школьные годы успели в нем сформировать неприязнь к авторитетам, которая позже станет частью его личного бренда.
Начинал Кларксон как провинциальный журналист, но истинной страстью всегда оставались автомобили. В 1984 году он основал Motoring Press Agency, где тестировал машины, а потом писал о них для региональных изданий. Затем пришел черед журнала Performance Car и колонки в The Sun.
Кларксон рос как автор именно тогда, когда британская автомобильная журналистика была чем-то средним между скучным техническим обзором и развлекательным контентом. Он однозначно выбрал второе, щедро добавив перца и еще больше — личного мнения.
Кларксон и Top Gear: от нишевой передачи до глобального тренда
В 1988 году Кларксон присоединился к автомобильной программе BBC Top Gear, которая тогда была довольно формальной передачей для узкого круга энтузиастов. Его подход к обзору автомобилей разительно отличался от общепринятого — он не стеснялся называть некоторые модели «ужасными» и использовал красочные метафоры вместо технических характеристик.
В поздних 90-х Джереми активно работал на телевидении: вел британский шоу-сериал Robot Wars и часто появлялся в разных программах в качестве гостя. В 1998 году запустил собственное ток-шоу Clarkson, просуществовавшее около двух лет. В рамках этой программы он беседовал с представителями музыкальной индустрии, политиками и коллегами-телеведущими, обсуждая в том числе темы, не связанные с автомобилями.
В 2002 году произошло возрождение Top Gear в новом формате с Кларксоном, Ричардом Хаммондом и позже — Джеймсом Мэем. Формула была проста и гениальна одновременно: трое взрослых мужчин разъезжают по всему миру и творят глупости с дорогими и не очень «тачками». Так Top Gear перестала быть программой об автомобилях, а стала развлекательным шоу, где машины выполняли роль «подопытных кроликов» и декораций.
На пике популярности Top Gear смотрели около 350 миллионов зрителей в 170 странах. Кларксон стал самым высокооплачиваемым телеведущим BBC с годовым доходом более трех миллионов фунтов.
Однако карьера в BBC завершилась скандально. В марте 2015 года Кларксон ударил продюсера Ойсина Тимона из-за отсутствия горячей еды после долгого дня съемок. Компания не стала продлевать с ним контракт, несмотря на петицию с миллионом подписей в его поддержку.
Кларксон говорил: «Скорость ни разу никого не убила, внезапная остановка… вот что убивает». Поэтому увольнение стало для него поводом для перехода на новый уровень. Amazon предложил ему и его коллегам — Хаммонду и Мэю — контракт на 160 миллионов фунтов для создания The Grand Tour — по сути, того же Top Gear, но с еще большим бюджетом и меньшей цензурой. Последняя серия этого телепроекта под названием One for the Road вышла 13 сентября 2024 года. А в 2025-м Джереми с напарниками вернулся с «облегченной версией» шоу — The Not Very Grand Tour. Первый выпуск был посвящен воспоминаниям о прошлых приключениях трио и сравнению двигателей внутреннего сгорания с электромоторами.
Также с мая 2018-го Джереми ведет британский аналог небезызвестной в России шоу-викторины Who Wants to Be a Millionaire? — «Кто хочет стать миллионером?»
«Ферма Кларксона»: неожиданный поворот
Еще в 2008-м Джереми Кларксон купил ферму площадью 1000 акров в Котсуолдсе. Поначалу он сдавал ее в аренду, но в 2019-м решил заняться сельским хозяйством сам. Так родился сериал «Ферма Кларксона» для Amazon Prime. Первая серия вышла 11 июня 2021 года.
Шоу показало Кларксона с неожиданной стороны. Телеведущий, который прославился пренебрежением к экологии, внезапно погрузился в проблемы британского сельского хозяйства, борьбу с непогодой и бюрократией. На экране Кларксон пытается выращивать пшеницу, разводить овец и пчел, терпит неудачи и искренне расстраивается из-за погибшего урожая.
«Я думал, что фермерство — это просто ездить по полям на тракторе и жевать травинку, опершись на забор. Оказалось, что это самая тяжелая работа в мире», — признался Кларксон в одном из интервью. Его попытки открыть фермерский магазин, столкновения с местными властями и борьба с непредсказуемой погодой Туманного Альбиона принесли сериалу неожиданный успех.
«Ферма» открыла миру и самому Кларксону новую аудиторию — людей, которые никогда не интересовались автомобилями. Многие британцы признали, что шоу при всей его комедийности честно показывает проблемы сельского хозяйства в стране. Так звездный телеведущий, сам того не ожидая, стал «голосом» фермерского сообщества.
Личная жизнь Джереми Кларксона
Джереми был дважды женат. Первый брак с Александрой Джеймс продлился всего год — с 1989-го по 1990-й. Второй женой стала его менеджер Фрэнсис Кейн, с которой он прожил с 1993 по 2014 год. У пары трое детей: Эмили, Финло и Катя.
Развод с Кейн был болезненным и дорогостоящим для телеведущего. По слухам, Фрэнсис получила половину состояния Кларксона и их дом в Котсуолдсе стоимостью пять миллионов фунтов.
С 2016 года Кларксон встречается с ирландской моделью и актрисой Лизой Хоган, которая моложе его на 13 лет. Она регулярно появляется в «Ферме Кларксона», где не стесняется подшучивать над своим партнером и его крестьянскими потугами.
Отношения Кларксона с детьми остаются теплыми. Его дочь Эмили пошла по стопам отца и стала журналисткой, у нее двое детей. Сын Финло предпочел более спокойную жизнь вдали от камер, а младшая Катя увлекается фотографией.
Кларксон о России: между восхищением и непониманием
Отношение Кларксона к России неоднозначно, как и всё, что касается этого человека. В разных выпусках Top Gear и The Grand Tour он неоднократно комментировал российскую действительность, автомобильную культуру и менталитет. По его мнению, в отличие от британцев, «русские не подкрепляют контраргументы тонкими намеками, а просто говорят: «Вы не правы».
И еще: «Я заметил у русских еще одну характерную вещь. Они никогда не улыбаются и не пробуют вступить с вами в контакт». Но зато «И в этом все русские. Мы носим майки с надписью «No Fear («Без страха» — Прим. ред.). У них это написано в глазах».
В Москву он приезжал несколько раз — с шоу Top Gear и в частном порядке. Впечатления от поездки на ВАЗ-2107 были «потрясающими»: «Не знаю, откуда родом машина, на которой я ездил. Или кто ее сделал. Могу лишь догадываться, что он был на что-то очень зол, потому что машина ужасна. <...> Она могла разогнаться до 100 км/ч. Но лишь в те времена, когда ее производил Fiat. Став «Ладой», она вообще потеряла способность двигаться. И, бог ты мой, какая же паршивая сборка!»
А еще он писал: «Один друг прислал сообщение, когда я был там [в России]: «Будь начеку. Москва вредна для души». Он ошибается. Душе она не навредит, чего не скажешь о браке, банковском счете и мужском хозяйстве».
Цитаты Джереми Кларксона
- «Самое странное, что, когда вам нечего делать, у вас абсолютно нет ни на что времени».
- «Убеждать людей, что скорость убивает и что надо затормозить, — всё равно, что бороться с законом тяготения. Мы торопимся не потому, что спешим, мы себя постоянно подстегиваем потому, что только так чувствуем себя живыми».
- «Мы все знаем, что малолитражные машины полезнее, чем спорткары — как полезны рыбий жир и утренняя пробежка».
- «Никогда не читал правил игры в «Монополию», я просто делал то, что казалось мне более осмысленным в данный момент. Если кто-то говорил, что надо двигаться в другом направлении, я отвечал ему долгим тяжелым взглядом. Это работает. Я всегда выигрываю».
- «Нас пугают глобальным потеплением и озоновыми дырами. Но меня больше страшат те люди, чье ремесло — защищать наше здоровье».
- «Если у вас есть какие-то возражения против того, что мы делаем, то, пожалуйста, во что бы то ни стало не стесняйтесь держать их при себе».
- «Да, мы немного более цивилизованные — у нас есть микроволновка и самолет, но в душе мы все те же пещерные люди. Мы все еще разгоняем адреналин, повышаем эндорфин и бьемся за дофамин. И единственный способ получить весь этот букет сразу — рисковать».
Ранее мы рассказали, кто, как и зачем приобретает блатные номера на автомобили за большие деньги.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».