Введение минимальной цены на пиво может поднять стоимость пенного в магазинах
Запрос на регулирование
25 января на совещании комитета Совета Федерации по экономической политике представители профильных ведомств и пивовары обсудят введение минимальной розничной цены (МРЦ) на некрепкий алкоголь.
«По мнению пивоваров, мера эта позволит минимизировать серый сектор и поспособствует здоровой конкуренции на рынке», — рассказал «Парламентской газете» сенатор Александр Жуков.
В России уже действуют минимальные цены на водку, бренди, коньяк и игристое вино. В 2018 году необходимость ввести МРЦ на пиво отметил глава Росалкогольрегулирования Игорь Алешин. Позже Союз российских пивоваров обратился в правительство с просьбой поддержать инициативу.
В сентябре 2020-го Минфин направил предложение Евразийской экономической комиссии, сообщила газета «Ведомости». Без изменения договора Евразийского экономического союза (ЕАЭС: РФ, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия) установить минимальные цены на пиво не получится.
Зачем регулировать цены
В Союзе российских пивоваров считают, что отсутствие МРЦ мешает здоровой конкуренции. Крупные компании демпингуют, в результате чего пиво может продаваться по цене питьевой воды — по 30-40 рублей за 0,5 литра. Малые и средние производители не могут конкурировать с возможностями корпораций, для них снижение себестоимости неизбежно будет сопровождаться потерей качества.
Союз предложил установить минимальную розничную цену на пиво в стеклянной бутылке или алюминиевой банке 110 рублей за литр, в пластиковой упаковке — 90 рублей за литр, а при продаже на розлив — 85 рублей.
Руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин рассказал «Известиям», что в случае введения МРЦ подорожает 40% продукции.
В этот сегмент стоимостью ниже 55 рублей за 0,5 литра постоянно переливаются новые напитки. Даже производители, которые вроде бы давно на рынке и производят более-менее приемлемый продукт, специально для дискаунтеров выпускают такое пойло, которое продается по 20 рублей
Павел Шишкин
руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики
Шишкин отметил, что ценовое регулирование оградит рынок от некачественного пива. А его в продаже немало, потому что пиво в России не маркируется и не учитывается в ЕГАИС. По мнению специалиста, около половины всей пивоваренной продукции может быть нелегальной, хотя точную долю посчитать невозможно.
Мнения против
Инициатива по ценовому регулированию пивоваренной продукции ожидаемо вызывает много разногласий. Из-за споров по поводу МРЦ из Союза российских пивоваров вышли крупнейшие производители, занимающие около 70% доли рынка — «Балтика», Heineken, AB InBev Efes. Компании предупредили, что МРЦ вызовет спад производства, подорожание продукции и только подтолкнет потребителей к покупке дешевого суррогата.
Российский союз промышленников и предпринимателей тоже оценил предложение негативно, написал «Коммерсант». Там указали на антирыночный характер инициативы: она повысит нагрузку на бизнес, ограничит возможность продавать пиво по акции, разрушит здоровую конкуренцию.
Самые важные и оперативные новости — в нашем Telegram-канале «Ямал-Медиа».