Списались и пошли в суд: как платформа для коллективных исков облегчит жизнь россиян
Юрист Воробьев высказался за создание сервиса для групповых исков россиян
Все пострадавшие в одном месте
Идею Совфеда о создании портала для коллективных жалоб поддержали в Роспотребнадзоре. А Минюст заявил, что работает над упрощением подачи групповых исков вместе с Минцифры и Верховным судом, сообщили «Известия».
Коллективные иски чаще всего подают против недобросовестных поставщиков услуг ЖКХ или из-за утечки персональных данных. По закону в таких делах должно быть не меньше 20 заявителей. Иногда пострадавшие живут в разных регионах и найти друг друга им проблематично.
Сенатор Артем Шейкин предложил создать цифровую платформу, чтобы россияне могли быстро находить информацию о том, где рассматривается иск против определенной организации, и присоединяться к нему. Коллективные обращения появились в судебной практике только в 2019 году и пока не особо популярны. Доработка механизма подачи исков могла бы сделать его доступнее, считает Шейкин.
Роспотребнадзор допустил, что создать сервис можно на базе уже существующих ресурсов. Например, есть портал ГАС «Правосудие» и картотека арбитражных дел. Но в Совфеде выразили мнение, что новый портал должен быть направлен конкретно на подачу коллективных исков в суд.
Молодая практика
Создавать отдельную платформу на нынешнем этапе развития института коллективных исков рановато, выразил мнение партнер фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов. Для начала нужно разобраться, нужна ли она людям. Можно составить базу для представления истцов на платформе адвокатов. Для этого уже есть источник финансирования, правовая основа и информационный ресурс, отметил он.
Существуют онлайн-площадки для составления коллективных жалоб, заявил в интервью «Ямал-Медиа» председатель Союза жилищных организаций Москвы, член комитета по ЖКХ ТПП РФ, юрист Константин Крохин.
«По линии ЖКХ есть федеральный портал ГИС ЖКХ. <…> Есть региональные хорошие порталы: «Доброделы» в Московской области, портал мэра Москвы. Везде есть порталы, куда люди могут обратиться, и сейчас все они делают чаты», — рассказал он.
Там люди могут голосовать и принимать совместные решения. Поэтому необходимости создавать специальный портал для коллективных исков пока нет, выразил уверенность Крохин.
Как будет работать сервис
Информации, что кто-то собирается подать иск, нет в открытом доступе. Узнать можно только по факту на сайте суда, если есть понимание, как искать эти данные. Но даже тогда присоединиться к иску нельзя — он должен подаваться единовременно всеми заявителями. Поэтому предложение сенаторов очень кстати, отметил в интервью «Ямал-Медиа» юрист по гражданским, арбитражным и административным делам Василий Воробьев.
«Инициатива в целом хорошая. Единственное, нужно понимать, что за категория дел, потому что не все хотят демонстрировать проблему, с которой обращаются в суд. Если будет возможность для подачи исков и публикации на этом информационном ресурсе с согласия людей, тогда инициатива хорошая».
Василий Воробьев
юрист по гражданским, арбитражным и административным делам
Если сервис совместят с уже существующим порталом из тех, что предложил Роспотребнадзор, то проблем не будет, счел юрист. Профильным специалистам очень помогло бы создание единой базы по судебным делам, добавил он.
«Аналоги подобных систем существуют, те же сайты судов. Или ее можно интегрировать в сайты судов, если возможно. Это бы сильно облегчило людям жизнь, и я думаю, это выполнимо», — заключил собеседник «Ямал-Медиа».
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».