Благоприятное воздействие ограничений. Как изменятся цены на бензин и дизтопливо в России
Эксперт в области энергетики Фролов рассказал, как изменятся цены на бензин в РФ
Потребителям нужен результат
Правительство предложило скорректировать демпфер на топливо — повысить коэффициент, который снизили с 1 сентября. Вице-премьер Александр Новак сообщил, что кабмин предложил повысить экспортную пошлину для «серых» экспортеров топлива с 20 до 50 тысяч рублей за тонну.
В своем докладе вице-премьер рекомендовал полностью запретить поставки на экспорт нефтепродуктов, которые были не произведены, а куплены на внутреннем рынке. По его словам, это ограничит возможность спекулятивных поставок на экспорт.
При этом, по словам вице-премьера, в целом ситуация на внутреннем рынке нефтепродуктов стабилизируется. По его оценкам, запрет на экспорт топлива с 21 сентября привел к снижению биржевых цен в среднем на 20% по бензину и на 16% по дизелю.
Однако российский лидер заявил, что несмотря на то, что власти приняли меры, цены продолжают расти, и привел другие данные.
«В сентябре, по данным Международной биржи в Санкт-Петербурге, стоимость 1 литра бензина Аи-92 выросла на 8 рублей. 21-го числа мы ввели эти запреты — на экспорт бензина и дизельки — вроде как снижение наблюдается на бирже. А вот за вчерашний день в рознице литр бензина Аи-92 — 51,6 рубля. До 21-го был 49,7. То есть цена-то растет в рознице».
Владимир Путин
президент России
Глава государства подчеркнул, что потребителям нужен результат, а что происходит в других звеньях — «их мало интересует».
По его словам, аналогичная ситуация и с сельхозпроизводителями. «В некоторых регионах люди ездят — условно, конечно, — покупают дизельку в соседних регионах. Потому что у них ничего не снижается. А в отдельных регионах даже подросла цена на дизель», — сказал Владимир Путин.
В ходе заседания президент поручил правительству плотнее работать с нефтяниками, чтобы «они понимали свою ответственность».
Глава Минфина Антон Силуанов предложил предоставить дополнительную финансовую помощь для решения этой проблемы. Также министр предложил решать ее системно. «Можно какой-то определенный объем мазута закупать для государственных нужд, в первую очередь для регионов», — сказал Силуанов.
Разные цены в регионах
В конце сентября после стремительного роста оптовые цены на бензин и дизель на бирже начали падать. Однако с 26 сентября котировки снова пошли вверх. Как пояснил Life.ru финансовый аналитик BitRiver Владислав Антонов, это случилось в связи с ростом спроса на подешевевшее топливо на рынке.
«Он [спрос] увеличился после 20%-го снижения цен с 19 сентября. Это обычное явление после резкого снижения котировок. Оптовые цены на бирже могут подняться еще на 5–10% в рамках восстановления. Удивляться этому не стоит», — сказал финансовый аналитик.
По словам Антонова, в некоторых регионах страны из-за логистических проблем с поставками наблюдается дефицит топлива. Что также давит на цены. После введенных ограничений нефтеперерабатывающие заводы могут снизить производство, так как не хватает мощностей для хранения топлива. Так, предложение еще уменьшится, что спровоцирует дальнейший рост цен, продолжил эксперт. Однако власти уже готовят меры, чтобы предотвратить этот сценарий. Вряд ли цены стремительно вырастут, отметил он.
«К 1 октября высока вероятность, что цена на бензин останется на текущих уровнях, а в регионах с дефицитом предложения — умеренно повысится», — добавил Антонов.
В краткосрочной перспективе текущий уровень цен будет преобладать на рынке топлива в стране, считает финансовый аналитик маркетплейса «Финмир» Александр Соловьев. После введения ограничительных мер сдерживающий фактор роста, по его мнению, уже стал заметен. Средняя цена бензина А-92 на заправках в РФ составила 52,05 рубля за литр, увеличившись на 0,37% по сравнению с уровнем недельной давности. Усредне нная цена А-95 составила 56,26 рубля за литр, этот вид бензина подорожал на 0,43% за неделю.
Цены точно станут падать в осенне-зимний период, а уже ближе к зиме россияне заметят более значительное снижение, допустил руководитель департамента продаж и клиентской поддержки «Альфа-Форекс» Александр Шнейдерман.
Благоприятное воздействие
Текущие котировки на бирже стали адекватными текущему уровню розничных цен, пояснил в беседе с «Ямал-Медиа» заместитель гендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов. В России есть политика по сдерживанию, которая связана с регуляторной функцией, возложенной на нефтяные компании. По его словам, эти компании «крайне медленно повышают цены на своих заправках», несмотря на то что текущие котировки диктуют более стремительное повышение.
«Если мы посмотрим на разницу, которая наблюдается в больших городах, мы увидим, что у многих независимых игроков цены стали выше на 5—6, а где-то на 8 рублей. <...> Иначе они бы работали в минус», — отметил эксперт в области энергетики.
Фролов предположил, что через некоторое время цены на заправках независимых игроков несколько упадут, при этом на максимально дешевых заправках они останутся на прежнем уровне.
«Принятые ограничения могут частично оказать благоприятное воздействие на цены на внутреннем рынке. Но из-за того, что на эти цены действует сразу несколько факторов, а объем производства и объем поставок на внутренний рынок — не решающий среди них, то я бы поостерегся давать оптимистичный прогноз».
Александр Фролов
заместитель гендиректора Института национальной энергетики
В свою очередь это означает, что ситуация разрешится, возможно, гораздо быстрее, что не придется долго ждать, допустил эксперт. «Правда, тут мы входим в период потенциального кризиса на рынке дизельного топлива, но это другой момент. Зимний дизель будет скоро активно продаваться. Мы каждый раз, входя в этот период, сталкиваемся с тем, что цены на зимний дизель растут очень быстро», — подытожил Фролов.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».