http://Top.Mail.Ru
«Стеклянные» дети: кто такие, почему их так называют и как найти к ним подход | Ямал-Медиа
27 января 2025, 11:32 (обновлено: 27 января 2025, 11:59)

«Стеклянное» поколение. Как гаджеты меняют наше будущее и отношения в семье

Психика современных детей стала «стеклянной», как экраны смартфонов. Подростки меньше общаются вживую, но лучше ориентируются в потоках информации, чем их родители. Эксперты расходятся во мнениях, ограждать ли подрастающее поколение от чрезмерного влияния гаджетов или самим следовать новым тенденциям.

«Стеклянные» дети — какие они

Детей, рожденных после 2010 года, называют «стеклянными». Специалисты утверждают, что психика и тело подростков становятся все более хрупкими. Они в большей степени подвержены стрессам и чаще получают физические травмы, чем предыдущие поколения.

С другой стороны, «стеклянным» детям нет равных, когда нужно отыскать скрытую за экраном смартфона информацию. Уровень их осведомленности в разных сферах жизни впечатляет, но знания эти обычно поверхностны.

Журналист Гуля Хабибуллина объяснила «Ямал-Медиа» термин «стеклянное» поколение по-своему: «Это не только стеклянные гаджеты, которые находятся в руках подростков, но и момент сосредоточенности, замирания перед экраном».

Фото: Roman Bodnarchuk/Shutterstock/Fotodom
Фото: Roman Bodnarchuk/Shutterstock/Fotodom

Быстрое мышление

«Стеклянные» дети стали первыми, кому довелось расти в эпоху высоких технологий. С нежного возраста они погружены в цифровой мир, привыкли мгновенно получать результат по любому запросу. В школе многим из них легче подготовить презентацию, чем вдумчиво прочитать параграф из учебника.

Особенно страдает концентрация внимания: современным подросткам сложно сосредоточенно работать даже в течение 10–20 минут. «Они физически не могут воспринимать информацию старыми методами», — поясняет эксперт по образовательным технологиям Кристина Граль в интервью Techinsider.

К сильным сторонам «стеклянных» детей стоит отнести их способность выполнять несколько дел одновременно. Их не смущает обилие информации, которая поступает из нескольких источников сразу. Выполняя домашнее задание, подростки могут тут же вести переписку в соцсети и слушать музыку.

«Да, дети изменились. Они стали схватывать всё на лету, они стали обладать энциклопедическими знаниями за счет возможности быстро получить ответы на вопросы».

Гуля Хабибуллина

журналист, медиа-технолог, социолог

Фото: sitthiphong/Shutterstock/Fotodom
Фото: sitthiphong/Shutterstock/Fotodom

Высокая информированность, вероятно, способствует активной позиции молодежи во многих глобальных вопросах — от политики до экологии. Впрочем, их заинтересованность в основном проявляется в интернет-пространстве, например через участие в онлайн-проектах.

Филолог Елена Шуванникова согласна, что современные подростки быстрее воспринимают информацию и оперативнее анализируют большие объемы данных. Однако нередко за этой скоростью скрывается поверхностное восприятие вопроса, обратила внимание эксперт в интервью «Ямал-Медиа».

Хрупкая психика

Сегодня дети по-другому взаимодействуют друг с другом, они предпочитают переносить общение в соцсети. На уроках им проще выполнить задание самостоятельно, чем работать в команде. Хотя совсем недавно обучение в группе считалось весьма эффективным способом. Серьезной проблемой филолог Елена Шуванникова назвала снижение эмоционального интеллекта у «стеклянных» детей.

«Подростки всё чаще испытывают трудности в построении личных отношений, они реже развивают эмпатию. Создается ощущение, что они меньше сочувствуют другим людям и своим близким».

Елена Шуванникова

преподаватель Дипломатической академии МИД России, кандидат филологических наук

Еще одна особенность современных детей — зависимость от внешней оценки, говорит филолог. По ее словам, соцсети формируют культуру лайков, а это влияет на самооценку и уверенность в себе. «Нет лайка, значит, меня не любят. Значит, со мной что-то не так. Отсюда неуверенность в себе», — поясняет эксперт.

Американский психолог Джонатан Хайдт полагает, что виртуальное пространство таит не меньше опасностей, чем реальный мир. Это и негативный контент, и буллинг в соцсетях. Специалист выделяет целый ряд рисков чрезмерного погружения в гаджеты.

  • Сокращение времени живого общения приведет к усилению изоляции, у подростка будет падать уверенность в себе.
  • Чем больше времени ребенок проводит в смартфоне, тем меньше он спит. Недосыпание может стать причиной тревоги, раздражительности и плохой успеваемости.
  • Обилие информации ухудшает способность к концентрации внимания. Это может негативно отразиться на самоконтроле.
  • У детей быстро формируется зависимость от телефонов. Играя в виртуальные игры и получая лайки под постами в соцсетях, ребенок ощущает действие гормона радости дофамина. Это чувство заставляет браться за телефон снова и снова.
Фото: Jelena Stanojkovic/Shutterstock/Fotodom
Фото: Jelena Stanojkovic/Shutterstock/Fotodom

Психолог Анастасия Валуева отметила в беседе с «Ямал-Медиа», что «стеклянные» дети могут иметь проблемы с психическим здоровьем.

«Постоянное сравнение с другими детьми, другими людьми в социальных сетях может привести к тревожным расстройствам, депрессии, снижению самооценки».

Анастасия Валуева

дипломированный психолог, гипнотерапевт, эксперт по работе с подсознанием

Елена Шуванникова, в свою очередь, обращает внимание на то, что негативный эффект от гаджетов может проявиться и в будущем, когда «стеклянное» поколение подрастет. Изолированность и склонность к виртуальному общению в дальнейшем приведет к трудностям в создании социальных связей. По мнению эксперта, это может отразиться на устойчивости семейных, дружеских и рабочих отношений.

На атмосферу внутри семьи и воспитание детей окажет влияние и низкий уровень эмоционального интеллекта. Если человек не научился с детства считывать чужие эмоции и управлять собственными, это отрицательно скажется не только на личных отношениях, но и на его работе, отмечает филолог. А зависимость от быстрых результатов может вылиться в нежелание вкладывать усилия в долгосрочные проекты. Достижение больших целей окажется под вопросом, считает эксперт.

«Стеклянные» кости

Хрупкость нового поколения проявляется даже физически. Современные дети больше подвержены травмам, чем их родители. Виной всему — минимальная физическая активность и особенности питания.

Современная молодежь склонна вести сидячий образ жизни. Часы напролет и каждый день подростки проводят в виртуальном мире. Во многих семьях ушла в прошлое традиция делать зарядку по утрам. А в рационе всё меньше становится натуральных продуктов.

Фото: ChameleonsEye/Shutterstock/Fotodom
Фото: ChameleonsEye/Shutterstock/Fotodom

«Стеклянное» поколение: за и против

Предшествующее поколение всегда будет находить какие-то недочеты в новых людях, считает журналист Гуля Хабибуллина и напоминает о том, что проблему «отцов и детей» поднимал еще Тургенев.

«Ситуацию, на мой взгляд, не нужно исправлять. Новые дети — это продукт времени, они идут на полшага впереди всех нас. И рано или поздно мы все будем такими. Мир идет к тому, что информация будет передаваться мгновенно».

Гуля Хабибуллина

журналист, медиа-технолог, социолог

Скоро мы сможем передавать мысли на расстоянии благодаря современным технологиям и станем «моментальными» людьми, уверена эксперт. И это вовсе не означает, что мы теряем нечто важное, подчеркивает она. О подрастающем поколении Гуля Хабибуллина рассказывает, основываясь на собственной практике. Ей нередко приходится работать с подростками на съемках.

«Эти дети более скоростные, но от этого не менее глубокие. И при необходимости будет и глубокий анализ, и сопоставление пластов информации. Все эти навыки сохранены в новых людях. Но к ним добавилась способность моментально всё схватывать и мгновенно принимать решения», — говорит журналист.

Фото: Iuliia Shcherbakova/Shutterstock/Fotodom
Фото: Iuliia Shcherbakova/Shutterstock/Fotodom

Филолог Елена Шуванникова считает, что «стеклянное» поколение благодаря своим сильным сторонам способно внести огромный вклад в развитие общества.

«У них уже есть навыки быстрого освоения информации, креативное мышление, технологическая гибкость. Важно помочь детям развить два основных навыка: критическое мышление и эмоциональную зрелость».

Елена Шуванникова

преподаватель Дипломатической академии МИД России, кандидат филологических наук

«Стеклянные» дети: какую стратегию выбрать родителям

Журналист Гуля Хабибуллина уверена, что родители не должны запрещать детям идти в ногу со временем. И единственная проблема, которая может сопровождать развитие «стеклянного» поколения, — это разговор на «разных языках» между родителями и детьми. «Нам, старшим, необходимо самим адаптироваться, выходить из заскорузлости, переставать быть динозаврами в том, что касается современных технологий, и тогда не будет никаких проблем», — заключает наша собеседница.

Фото: Ground Picture/Shutterstock/Fotodom
Фото: Ground Picture/Shutterstock/Fotodom

На вопрос о том, стоит ли родителям ограничивать время использования гаджетов детьми, Елена Шуванникова отвечает: необходимо соблюдать баланс. «Важно понимать, что гаджеты сами по себе не являются ни абсолютным злом, ни абсолютным благом», — говорит она.

«Если мы, взрослые, научим детей разумно использовать технологии и уделять время живому общению, физической активности и хобби, ситуация может измениться. И тогда от пользования гаджетами будет больше плюсов, чем минусов, и в целом жизнь станет более гармоничной».

Елена Шуванникова

преподаватель Дипломатической академии МИД России, кандидат филологических наук

Психолог Анастасия Валуева также считает, что детей нужно учить грамотному использованию технологий, а не запрещать доступ к ним. Важно, чтобы родители и педагоги активно вовлекали детей в реальную жизнь, учили их управлять своим временем и цифровыми привычками. Эксперт дала несколько советов родителям, как минимизировать вред от гаджетов.

  • Стоит предложить ребенку альтернативу: прогулки, спорт, настольные игры.
  • Можно внедрить семейные ритуалы: ужины без гаджетов, совместный отдых на выходных, чтение книг перед сном, походы в походы в музеи, кино.
  • Нужно развивать цифровую грамотность у детей. Объяснять, как безопасно и с пользой использовать технологии, формировать у ребенка критическое отношение к контенту.
  • Самый эффективный вариант — становиться примером для детей. Стоит самим больше взаимодействовать с другими людьми и не увлекаться гаджетами сверх меры.
Фото: Evgeny Atamanenko/Shutterstock/Fotodom
Фото: Evgeny Atamanenko/Shutterstock/Fotodom

Филолог Елена Шуванникова уверена, что не стоит вводить строгие запреты — лучше обсудить правила пользования телефоном с ребенком. Например, можно чередовать час виртуального общения с часом активного отдыха. Кроме того, имеет смысл интегрировать технологии в обучение и подбирать образовательные игры, полезные для развития интеллекта, в том числе эмоционального.

Развить эмоциональный интеллект помогут даже короткие беседы, говорит эксперт. Научить ребенка осознавать свои эмоции и управлять ими можно, задавая вопросы: «Как ты себя чувствуешь?» или «Что тебя расстроило?»

«Воспитание — это процесс, который требует терпения и гибкости. Я уверена, что «стеклянных» детей можно вырастить любящими жизнь и общение друг с другом», — заключила Елена Шуванникова.

Ранее мы рассказали, чем опасны ранние заработки детей-блогеров.

Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».


Мы используем файлы cookie.
Продолжая пользоваться сайтом, Вы автоматически соглашаетесь с использованием файлов cookie. Вы можете отказаться от использования cookies, отключив самостоятельно эту опцию в настройках браузера. Сохраненные файлы cookie можно удалить в любое время.