Тайна избиения младенцев: что на самом деле произошло в Вифлееме в Страшный день
Значение фразеологизма «избиение младенцев»
Библеизм «избиение младенцев» прочно закрепился в русском языке как образ беспощадной, жестокой расправы над невинными душами. Исторически идиома восходит к сюжету, описанному в Евангелии от Матфея. Царь Ирод Великий, узнав о рождении Иисуса, приказал убить всех младенцев в Вифлееме. Этот акт жестокости был направлен на устранение возможного конкурента, который, по пророчествам, должен был стать Царем Иудейским.
В современном языке выражение «избиение младенцев» используется метафорически. Оно обозначает ситуацию, в которой одна сторона имеет несоизмеримое преимущество над другой. Например, когда в спортивном матче команда-фаворит громит соперника с огромным отрывом, комментаторы на волне эмоций могут назвать это «избиением младенцев».
Однако использование столь экспрессивного выражения требует понимания его исторического и культурного контекста.
Избиение младенцев в Евангелии от Матфея
Во второй главе Евангелия от Матфея повествуется о том, как с Востока, следуя за таинственной звездой, в окрестности Вифлеема пришли волхвы, чтобы поклониться новорожденному Царю Иудейскому. Их прибытие встревожило Ирода, который опасался за свой трон. Узнав от волхвов о времени появления звезды, он понял, что новорожденный Иисус представляет собой угрозу его власти. Ирод попросил волхвов сообщить ему точное местонахождение младенца в Вифлееме, чтобы он, якобы, тоже мог ему поклониться.
Однако волхвы получили во сне предупреждение и не раскрыли тайны. Ирод пришел в ярость. В страхе потерять трон и из желания уничтожить потенциального претендента на власть, он приказал убить всех младенцев мужского пола в возрасте до двух лет в Вифлееме и его окрестностях. Эта жуткая резня и вошла в легендарную историю как «избиение младенцев». Церковное предание сообщает разные данные о количестве погибших: в византийской традиции это число составляет 14 тысяч, а в сирийской — 64 тысячи.
В Евангелии эта трагедия описана с особой драматичностью, неоднократно подчеркивается, что плач и рыдания охватили весь Вифлеем — трагедия затронула каждого жителя поселения. Этим рассказом Матфей стремился показать, насколько далеко может зайти человеческая жестокость, когда на карту поставлена власть. Так история об «избиении младенцев» стала не только религиозным символом, но и воплощением крайней несправедливости, которые проистекают от злоупотребления этой властью.
Царь Ирод в истории
Ирод Великий правил в Иудее с 40 года по 4 год до н. э., поэтому его причастность к трагическим событиям вызывает множество вопросов. Царь прославился как талантливый архитектор и администратор, но жестокие методы правления и параноидальная подозрительность сделали его имя синонимом тирании.
Ирод взошел на трон, заключив союз с Римом. Его отношения с императорами были сложными, но он умело маневрировал между политическими интригами, чтобы сохранить власть. Одним из его главных достижений стала реконструкция грандиозного Второго храма в Иерусалиме, который стал символом его правления.
Однако, несмотря на политические успехи и славу царя-строителя, Ирод был крайне мнительным человеком. Он не доверял никому, в том числе членам своей семьи. На склоне лет его подозрительность только усилилась, и по доносу он приказал казнить своих сыновей Александра, Аристобула и Антипатра. Этот аспект его характера и попал в библейскую историю, так его имя связали с избиением младенцев после рождения Мессии.
Было ли избиение младенцев Иродом в Вифлееме на самом деле
Ни одно авторитетное историческое сочинение, включая труд Иосифа Флавия, главный источник о царствовании Ирода, об этом не упоминает. Отсутствие данных вызывает вопросы о том, было ли это событие реальным фактом или же литературным приемом, использованным Матфеем для подчеркивания мессианской роли Иисуса.
Сомнителен и сам масштаб предполагаемого избиения. Вифлеем был небольшим поселением, в начале новой эры там жило не более тысячи человек, и число младенцев мужского пола в возрасте до двух лет, вероятно, насчитывало максимум несколько десятков. В контексте жестокостей того времени, когда массовые убийства были довольно частыми, столь малое число жертв могло просто не привлечь внимания летописцев.
Не вызывает сомнений только жестокость царя Ирода. Но он скончался за четыре года до рождения Иисуса...
Избиение младенцев в искусстве
Трагическая история, описанная в Евангелии от Матфея, вдохновила многих мастеров на создание произведений, которые заставляют задуматься о мере человеческой жестокости и природе власти. Существовали и отдельные живописные работы, основанные на легендах из так называемых апокрифических «евангелий детства» — «Протоевангелия Иакова», «Евангелия Псевдо-Матфея» и других неканонических трудов. Кроме повторения рассказа от Матфея, в апокрифах содержатся подробности о спасении Иоанна Крестителя его матерью праведной Елизаветой.
Одно из самых известных полотен на сюжет от Матфея — картина Питера Брейгеля Старшего «Избиение младенцев» (1565–1567). Художник мастерски использует композицию и светотень, чтобы передать драму и страдания. На полотне изображены солдаты, безжалостно вырывающие детей из рук матерей, в то время как лица женщин выражают отчаяние и немыслимую боль. При этом Брейгель не просто иллюстрирует библейскую историю, но и проводит параллели с современными ему событиями религиозных войн, осуждая жестокость и насилие.
Во второй половине XIII века Никколо Пизано создал мраморный рельеф «Избиение младенцев» для оформления кафедры Сиенского собора. Все фигуры на панно сплетены в единый узор, динамика сцены подчеркивается их пластикой, перенасыщенной ужасом, отчаянием и безумием: зритель буквально становится очевидцем трагедии.
Картина итальянского художника Гвидо Рени «Избиение младенцев» (1611) мастерски и с ужасающей достоверностью передает хаос и страх в Вифлееме. В центре композиции — отчаявшиеся матери, защищающие своих детей от жестоких солдат Ирода.
Первая картина Рубенса «Избиение младенцев» написана в те же годы, но перед художником стояла несколько иная задача — проиллюстрировать посредством библейской истории религиозные и политические конфликты Европы того времени. Центральный символ картины — не матери, а солдаты и невинные дети, ставшие жертвами жестокости тирана. Они олицетворяют поруганную чистоту и порушенную невинность в мире, где царит сплошное насилие, что подчеркивается игрой света и палитрой картины.
Вторую картину на эту же тему художник написал на склоне лет. В центре сюжета — матери, которые не застыли в страдании, а пытаются сопротивляться солдатам или прикрывают малышей своими телами.
Еще одно знаковое произведение — английская рождественская песнь «Младенцы Вифлеема» (она же «The Coventry Carol»). Гимн написан в XVI веке в форме колыбельной, которую поют обреченным малышам несчастные матери. Эта песнь — часть праздничной мистерии, ее обычно исполняли три актрисы в образах женщин из Вифлеема. По сюжету, они выходили на сцену со своими детьми сразу после того, как Иосиф получал предупреждение от ангела о необходимости увести свою семью в Египет.
Ранее мы рассказали о символике Откровения Иоанна Богослова.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».