http://Top.Mail.Ru
Максимум уроков для учителя в школе — 5-6 в день: в чем суть приказа о сокращении нагрузки и каковы последствия | Ямал-Медиа
06 мая 2025, 06:37 (обновлено: 06 мая 2025, 10:24)

«Так жить нельзя»: педагоги раскритиковали приказ о максимуме уроков для учителя

Инициатива Министерства просвещения по ограничению максимального количества уроков, проводимых учителем в день, вызвала оживленную дискуссию в педагогическом сообществе. С одной стороны, мера направлена на снижение учебной нагрузки, предотвращение профессионального выгорания и, как следствие, повышение качества преподавания. С другой стороны, возникает ряд вопросов, касающихся практической реализации этой идеи, особенно в условиях существующего дефицита кадров. Подробности — в материале «Ямал-Медиа».

Приказ Минпросвещения об уменьшении числа уроков: подробности

В конце апреля Министерство просвещения РФ зафиксировало в приказе максимальную нагрузку на педагогов: они должны проводить не более пяти-шести уроков в день (1,4 ставки). Об этом сообщил министр просвещения РФ Сергей Кравцов на заседании Совета законодателей Российской Федерации.

Конечно, ограничение максимального числа уроков имеет положительные стороны. Уменьшение нагрузки позволит учителю уделять больше времени подготовке к занятиям, проверке тетрадей, индивидуальной работе с учениками, а также повышению собственной квалификации. Это, в свою очередь, может положительно сказаться на успеваемости учащихся и общем уровне образования.

Фото: Vereshchagin Dmitry/Shutterstock/Fotodom
Фото: Vereshchagin Dmitry/Shutterstock/Fotodom

Однако, по словам председателя профсоюза «Учитель» Дмитрия Казакова, «ограничением» нагрузку, предложенную Кравцовым, назвать сложно. Потому что даже пять-шесть уроков в день — это 36 уроков в неделю при шестидневном рабочем дне, то есть две ставки, указал он в беседе с «Ямал-Медиа».

«Таким образом пытаются решить проблему перегруженности учителей. То есть названная им цифра — пять-шесть уроков в день — это 36 уроков в неделю, если брать по шесть. Получается, что работа за двоих. И это совсем не малое количество уроков. Поэтому я не верю, что как-то реально снизится нагрузка».

Дмитрий Казаков

председатель профсоюза «Учитель»

Учитель истории высшей категории Елена Валова подтвердила, что нагрузка, которую предлагает Кравцов, — это своего рода «золотой стандарт» для школьных учителей.

«Ставка учителя — это 18 часов в неделю, то есть, если грубо, то три дня в неделю по четыре урока, два — по пять. Но это не значит, что все остальное время в течение дня педагог просиживает. Подготовка к урокам, про которую все забывают, проверка тетрадей, какие-то конкурсы, участие в которых практически не оплачивается, а для портфолио они нужны», — перечислила она в беседе с «Ямал-Медиа».

Отразится ли сокращение нагрузки на зарплате учителей

При этом, как отмечают специалисты в области образования, при принятии подобных решений в очередной раз забыли спросить мнение учителей. Ведь педагоги часто сами «набирают» часы для того, чтобы увеличить зарплату. А именно она, уверены эксперты, — это первое, с чего нужно начинать, говоря об улучшении качества жизни школьных учителей.

«Для того чтобы что-то решать, нужно не ограничивать количество уроков, потому что это вынужденная мера, а повышать заработную плату. Только тогда придут новые учителя и дефицит кадров будет понемногу сокращаться. Помимо этого, нужно еще и улучшить условия труда, в которых работают учителя. Ведь сегодня, особенно в сельской местности, приходится учить детей в холодных кабинетах с протекающими потолками. Плюс невыносимое количество мероприятий, которые в том числе спускаются министерством. И когда эти проблемы будут решены, то учителя пойдут в школу и не будут брать огромное количество уроков».

Дмитрий Казаков

председатель профсоюза «Учитель»

В пример он привел историю учительницы английского языка из большой сельской школы (около 300 учеников). Это молодой педагог (три года стажа), которая одна поднимает двух детей. И чтобы как-то их содержать, ей приходится брать много часов. Поэтому у нее их 56 и классное руководство.

Фото: Alexey Smyshlyaev/Shutterstock/Fotodom
Фото: Alexey Smyshlyaev/Shutterstock/Fotodom

Историк Елена Валова рассказала о своей ситуации. Со следующего года в школах убирают большую часть уроков обществознания, этот предмет останется только в старших классах. И это существенно ударит по карману ряда педагогов.

«Честно говоря, с ужасом жду следующего года. Часов будет на порядок меньше. Чем компенсировать этот пробел? Среди возможных вариантов только какие-то курсы, не имеющие отношения к моему предмету. То есть да, меня не устраивает небольшое количество уроков именно из-за низкой зарплаты. При всех моих «бонусах» в виде категории, стажа и классного руководства ежемесячный гонорар все равно ничтожно мал. При сокращении часов это и вовсе будет немногим больше 30 тысяч рублей», — отметила она.

Как повысить зарплату педагогов в школе

Учителя хорошо знают ответ на вопрос, как повысить зарплату педработников. Всё дело в базовой ставке. За те самые 18 часов, про которые шла речь выше, часто платят копейки. Если и есть какое-то стимулирование (ежемесячное премирование учителей по итогам достижений), оно лишь подгоняет цифры до МРОТ. Поэтому единственный вариант — сделать достойную оплату за ставку.

Фото: Oleg Elkov/Shutterstock/Fotodom
Фото: Oleg Elkov/Shutterstock/Fotodom

«Когда вводили систему со стимулированием, мы говорили, что это плохо. Да, временно произошло увеличение зарплат, да и то не везде. Сейчас же система себя изжила. Например, в одной из школ Нижегородской области балл стоит 25 рублей. Как повысить зарплату? Нужно вводить единые требования на всю страну, чтобы начисление зарплаты было прозрачным. Нужно поднимать оплату за ставку (а в большей половине страны они ниже, чем МРОТ), то есть сделать ставку не менее двух МРОТ. Или же сделать так, чтобы ставка была привязана к средней зарплате по региону. Понятно, что на всю страну единую зарплату сделать нельзя: есть регионы, где условия жизни кардинально от всех отличаются. В этом случае возможны повышенные ставки. Но в целом учителя должны получать равную оплату за равный труд. Как это сделать — другой вопрос, требующий серьезной проработки», — считает Дмитрий Казаков.

И ситуация не поменяется, уверен эксперт, пока учителя будут сидеть сложа руки и делать вид, что их все устраивает.

«Пока учителя не осознают, что надо что-то менять и так жить нельзя, ничего не поменяется. Даже сейчас независимые профсоюзы учителей по стране объединяют всего несколько тысяч человек. Есть официальные профсоюзы, там много людей, но толку от таких структур почти нет. То есть официальных претензий от учителей нет, борьбу никто не ведет, поэтому ничего и не меняется. Только активная позиция педагогического сообщества может сдвинуть всё с мертвой точки».

Дмитрий Казаков

председатель профсоюза «Учитель»

Как справиться с дефицитом кадров в образовании

Вторая проблема, которая вытекает из заявлений Кравцова, — это дефицит кадров в образовании. При сокращении нагрузки оставшиеся места нужно будет кем-то «закрывать», вот только специалисты в школы не торопятся. По словам Казакова, сегодня дефицит кадров исчисляется сотнями тысяч.

По данным Министерства просвещения, с которыми ознакомился RTVI, численность учителей в российских школах сокращается с 2020 года. Тогда в ведомстве насчитали 1,087 миллиона человек, это был рекордный показатель за все время доступной статистики с 2016 года. В 2024 году число учителей снизилось до минимума за весь период — 1,068 миллиона человек.

Фото: Vereshchagin Dmitry/Shutterstock/Fotodom
Фото: Vereshchagin Dmitry/Shutterstock/Fotodom

Но даже при такой катастрофической ситуации часто руководство школ не заинтересовано в том, чтобы восполнить дефицит. И педагогам, которые не готовы работать на полторы-две ставки, просто отказывают. Причина всё та же — нехватка средств и необходимость достижения показателей по зарплате учителя не ниже средней по региону (часто цифра просто «нарисована», так как в нее включается и компенсация за ЖКУ и другие выплаты).

Единственный вариант — это привлечение в школу молодых специалистов. Но так как по своей воле в эту сферу выпускники колледжей и вузов идут неохотно, предлагается применять «штрафные санкции». Например, не просто требовать с отучившихся по целевому направлению «отказников» возмещения потраченных государством средств, а наказывать их более чувствительно. Но и такой подход вызвал у экспертов сомнения.

«Какая-то часть людей под гнетом такого рода санкций придет, конечно, работать. Но как будут трудиться люди, которых насильно загонят в школу? Почему-то нет у чиновников и депутатов понимания того, почему учителя не идут работать в образование. И распоряжениями по типу «не хотите — заставим» ничего не решить. Кадры не идут, потому что в школе условия адские, зарплата невысокая. Да, какая-то часть людей работает, кто-то по инерции, кто-то по призванию — на этом всё и держится».

Дмитрий Казаков

председатель профсоюза «Учитель»

В целом такого рода полумеры приведут только к одному — к снижению качества образования.

Фото: Andrey Sayfutdinov/Shutterstock/Fotodom
Фото: Andrey Sayfutdinov/Shutterstock/Fotodom

«У нас уже сейчас в образовании работают и прошедшие переквалификацию парикмахеры, и продавцы… Плюс часто филолог, например, может вести английский язык, географию и биологию… Это то, что уже есть сейчас. И корень зла — это зарплата. Будет достойная зарплата — будет и качество образования. Пока эта сфера деградирует. И год от года становится только хуже. Мы занимается воспитанием, конкурсами, патриотизмом, а на уроки остается все меньше и меньше времени», — заключила учитель Елена Валова.

Ранее мы разбирались с проблемой принудительных сборов средств с родителей учеников на школьные нужды. Как защитить свои права и не платить лишнего — в нашем материале.

Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».


Загрузка...