Тот самый Василий Качалов: судьба и творческое наследие легенды русского театра
В России отмечают 150 лет со дня рождения актера Василия Качалова
Детство и юность
Будущий великий актер родился 11 февраля (30 января) 1875 года в городе Вильно (ныне Вильнюс) в семье священника. Его настоящее имя — Василий Шверубович, фамилию Качалов он взял позже как сценический псевдоним. Его отец, Иоанн Шверубович, был настоятелем Никольской церкви и мечтал видеть сына продолжателем священнического рода. Мать, Мелитина Матвеевна, происходила из старинного польского, но давно обрусевшего дворянского рода, она и привила сыну любовь к литературе и искусству.
Маленький Вася с детства проявлял артистические способности — он обладал великолепной памятью, прекрасно декламировал стихи, участвовал в домашних и любительских спектаклях. Учился будущий актер в 1-й Виленской гимназии одновременно с Феликсом Дзержинским, считался одним из лучших учеников. Однако уже тогда он понимал, что его призвание — театр.
В 1893 году Василий уехал в Петербург, где поступил на юридический факультет университета. Но юриспруденция не стала его судьбой — страсть к театру оказалась сильнее.
Начало карьеры Василия Качалова
В 1896 году он дебютировал в Суворинском театре Литературно-артистического общества в Петербурге. Тогда актер и взял псевдоним «Качалов» — фамилия Шверубович не годилась для сцены. По версии Фаины Раневской, новое имя актеру придумал сам Александр Суворин, владелец театра, редактор газеты «Новое время», близкий друг и наставник Чехова.
Еще одна легенда гласит, что взять фамилию «Качалов» актера подговорил Федор Шаляпин. Однажды за разговором в кофейне великий бас заявил: «Какая-то у тебя, Васька, фамилия никудышная — Шверубович, не актерская какая-то фамилия». После этого Шаляпин раскрыл газету и медленно прочел: «Умер кучер Василий, Иванов сын, Качалов». Подумав, он воскликнул: «Смотри-ка, тоже Василий, тоже Иванович, полный тезка! Вот и возьми себе псевдоним — Качалов! Ка-ча-лов! Звучит!»
В 1897—1900 годах Качалов ездил по стране с антрепризами, выступал в Казани и Саратове от «Казанско-Саратовского товарищества актеров». Работа в провинциальных театрах была тяжелой: низкие заработки, постоянные переезды. Однако именно здесь он отточил свое мастерство, научился находить подходы к самым разным ролям, понимать публику и взаимодействовать с ней.
Переломным стал 1900 год, когда Качалова пригласили в труппу недавно открывшегося Московского Художественного театра. Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко разглядели в молодом провинциальном актере будущую звезду.
Василий Качалов — легенда МХАТа
Качалов быстро стал одним из ведущих артистов МХТ. Его первой большой работой стала роль Берендея в «Снегурочке» Островского, затем он стал дублером Станиславского в чеховских пьесах, потом последовали Тузенбах в «Трех сестрах» Чехова, Барон из «На дне» Горького, Иван Карамазов в инсценировке романа Достоевского.
Качалов был не просто исполнителем — он был соавтором своих ролей. Его подход к работе отличался глубоким анализом текста и психологии персонажей. Это сделало его незаменимым в театре, который стремился к новаторству и реализму. По его признанию, он даже иногда переделывал текст во время работы над ролью — разумеется, если реплики были не строго каноничными.
За долгую творческую жизнь на сцене МХТ/МХАТ Качалов создал целую галерею незабываемых образов. Его Гамлет считается одним из лучших в истории театра. Критики отмечали, что актер привнес в эту роль особую философскую глубину и психологизм, и называли его «русским Гамлетом».
Второй «его» персонаж — Чацкий из «Горя от ума»: комедию ставили в театре несколько раз, и даже в 1938-м году он сумел убедительно сыграть роль молодого романтика с горячим сердцем.
Не менее значительными были его работы в пьесах Островского, Чехова и Горького — трех «столпов» Художественного театра. Впрочем, почти каждая его роль становилась событием в театральной жизни Москвы. Всего за время службы в МХТ/МХАТ он создал около 60 сценических образов, каждый из которых был отмечен особым качаловским стилем — сдержанным, интеллигентным, глубоко психологичным.
Особое место в творчестве Качалова занимала поэзия — его поэтические вечера собирали полные залы. Он виртуозно читал Пушкина, Блока, а затем — Есенина и Багрицкого. Он создал особый жанр эстрадного исполнения драматических произведений — «монтажи», в которых исполнял по несколько ролей. При этом актер никогда не «играл» стихи на публику, а словно проживал их, делая слушателей соучастниками всего действа.
Часть поэтических и прозаических произведений в его исполнении можно услышать и в наши дни: сохранилось немало граммофонных записей Качалова. В инсценировке романа «Воскресение» Толстого в роли «От автора» актер, по словам Станиславского, «создал новый жанр — голос автора, его душу». И именно Качалов произносит вступительное и заключительное слово в первом звуковом фильме СССР — «Путевка в жизнь».
Качалов во времена СССР
После Октябрьской революции Качалов, как и многие представители творческой интеллигенции, оказался перед сложным выбором. Во время Гражданской войны он с группой артистов МХТ оказался на юге России, отрезанном от Москвы. «Качаловская группа», как ее называли, гастролировала по городам, занятым белыми, и даже доехала до Константинополя. В 1922 году, после долгих скитаний, часть труппы вместе с Качаловым вернулась в Москву, актер продолжил работу в МХТ. Несмотря на все политические потрясения, он оставался верен своим художественным принципам.
«Роль должна быть хорошо, глубоко и искренно пережита в процессе подготовки, в самом существе роли, в его зерне, тогда и на любом спектакле исполнитель сможет ее переживать, вызывая в себе искренние чувства, а не повторяя, не «представляя» их мертвую зафиксированную форму, не копируя, не вспоминая своих собственных, когда-то от переживания явившихся интонаций, жестов, мимики, пауз, темпа и т. д. Если роль предварительно хорошо пережита, если у актера крепкое, живое «зерно» роли, роль всегда будет переживаться, а не представляться на спектаклях; это зерно всегда будет давать ростки, иногда похожие на вчерашние (но не вчерашние), а иногда и совсем новые и неожиданные для актера (и это самое приятное в актерском самочувствии, по-моему)», — так отвечал в 1924 году Качалов на один из вопросов анкеты по психологии актерского творчества, направленной крупнейшим актерам русского театра.
Качалов стал признанным мэтром сцены, получил звание народного артиста СССР, был награжден орденами и медалями, получил Сталинскую премию I степени. При этом он никогда не участвовал в политической жизни. В 1930-е годы, когда многие его друзья и коллеги подверглись репрессиям, Качалов продолжал работать, но по мере сил и возможностей помогал близким тех, кто попал в беду. Его авторитет в театральном мире был настолько высок, что даже власть вынуждена была с этим считаться.
Василий Качалов и Фаина Раневская
Особые отношения связывали Качалова с Фаиной Раневской. Их дружба началась в 1920-е и продолжалась до самой смерти Василия Ивановича. Актриса вспоминала, что еще до революции она шла по Столешникову переулку и случайно встретила Василия Качалова. Расчувствовавшись от близости кумира, она упала в обморок. Её перенесли в ближайшую булочную, и Качалов не покинул ее, пока не убедился, что она в порядке.
Спустя годы Раневская, собравшись с духом, написала ему письмо: «Это я, которую вы видели в Столешниковом переулке в обмороке. Я стала начинающей актрисой и приехала в Москву с единственной целью — увидеть вас на сцене. Это моя главная цель в жизни». Неожиданно она получила ответ: «Дорогая Фаина, подойдите к администратору, у которого на ваше имя два билета. Ваш Василий Качалов». Так началась их дружба.
Раневская боготворила Качалова как актера и человека. Она часто говорила, что именно он научил ее настоящему отношению к профессии. Качалов поддерживал Раневскую в трудные моменты жизни, помогал советами, защищал от нападок критики. Они часто встречались вне сцены, вели долгие разговоры об искусстве, читали друг другу стихи.
Раневская вспоминала, что Качалов обладал удивительным даром общения — он умел слушать и понимать собеседника, никогда не позволял себе менторского тона. После смерти Качалова Раневская написала пронзительные воспоминания о нем, где назвала его «последним рыцарем русской сцены». «В жизни я любила только двоих. Первым был Качалов. Второго не помню», — полушутя признавалась она.
«Объяснить современному поколению, кто такой Василий Иванович Качалов, наверное, невозможно. Надо было родиться в прошлом веке, чтобы понять его артистический уровень во МХАТе. Да, есть портреты Качалова, творческая биография, описание ролей, но это книги. Но Качалов — это реально легенда российского театра. Легендарность — это не ныне модное слово «популярность», а это громадное признание твоего таланта, твоих способностей как артиста с большой буквы А», — рассказывал исполнитель роли Качалова в сериале «Раневская» Александр Домогаров.
Качалов и Сергей Есенин
Качалов стал одним из первых исполнителей есенинских стихов со сцены. Они познакомились в последний год жизни поэта — ранней весной 1925 года. С тех пор Есенин часто бывал в доме актера, встречались они и на квартирах друзей, читали новые стихи, спорили о литературе и искусстве.
Одно из самых известных своих стихотворений Есенин посвятил собаке Качалова — доберману Джиму. «Прихожу как-то домой — вскоре после моего первого знакомства с Есениным, — вспоминал актер. — Мои домашние рассказывают, что без меня заходили трое: Есенин, Пильняк и еще кто-то, Тихонов, кажется. У Есенина на голове был цилиндр, и он объяснил, что надел цилиндр для парада, что он пришел к Джиму с визитом и со специально ему написанными стихами, но так как акт вручения стихов Джиму требует присутствия хозяина, то он придет в другой раз. И все трое молча ушли. Молча — и «нам показалось, — добавили мои домашние, — что все трое как будто слегка пошатывались».
Качалов тяжело переживал трагическую гибель Есенина в конце 1925 года. До последних лет жизни он включал стихи поэта в программу своих литературных вечеров, несмотря на то, что отношение властей к Есенину было по меньшей мере настороженным, хотя его сборники выходили регулярно.
«Настоящий Стива Облонский»: личная жизнь Василия Качалова
Летом 1900 года он женился на актрисе Нине Николаевне Литовцевой, с которой познакомился в Казанском театре. Нина Николаевна работала вместе с мужем во МХАТе и была не только женой, но и верным другом и понимающим собеседником. В 1901-м у супругов родился сын Вадим, впоследствии — известный театровед, написал книгу воспоминаний об отце. Внуки великого актера также связали свою жизнь с театром, а правнучка Ольга Любимова стала министром культуры РФ.
В доме Качаловых всегда царила творческая атмосфера, бывали известные писатели, художники, музыканты. Жена в шутку называла его «настоящим Стивой Облонским». Как и герой Толстого, Качалов был хлебосольным, любил компании и с легкостью расставался с деньгами.
Рассказывают, что при этом Качалов был скромен и деликатен в быту: он даже не смог уволить прислугу, которая тайком продавала поклонницам его носки и носовые платки. А еще он забавно отвечал на телефонные звонки — сначала тонким голосом изображал домработницу, а потом уже представлялся сам.
В 1930 году в семье Качаловых разразился скандал — его жена Нина случайно нашла любовное письмо от актрисы Ольги Пыжовой. Оказалось, что у мужа давно был роман на стороне. Более того, маленькая дочка Ольги была от Качалова. Для Нины это стало настоящим ударом — она считала свой брак безоблачным. Интересно, что сам Качалов был уверен, что жена давно знает о его связи с Пыжовой и даже одобряет ее. Правда, к тому моменту, когда супруга обнаружила любовное письмо, роман давно сошел на нет, и семью удалось сохранить.
До конца жизни Качалов сохранил способность влюбляться — даже в 73 года увлекся молодой студенткой своей жены. На этот раз Нина отнеслась к этому с пониманием — приняла характер мужа, действительно похожего на Стиву Облонского во всем, что не касалось искусства.
Болезнь и смерть
Последние годы жизни Качалова пришлись на тяжелое военное время. Во время Великой Отечественной войны он находился в эвакуации в Нальчике, затем — в Тбилиси. Несмотря на возраст и болезни, продолжал выступать перед ранеными в госпиталях, участвовал в радиопередачах. Вернувшись в Москву, он уже не смог играть на сцене из-за ухудшения здоровья и диагностированного рака легких, но продолжал работать над радиопостановками.
Василий Иванович Качалов скончался 30 сентября 1948 года в Москве. Проститься с легендарным мастером сцены пришли тысячи людей.
Похоронен Качалов на Новодевичьем кладбище. Его имя носит улица в Москве и театр в Казани.
Ранее мы рассказали о легенде театра Российской Армии — актере Владимире Зельдине.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».