http://Top.Mail.Ru
Вездеходы марки «ТРЭКОЛ»: особенности, модели, как используют на Ямале | Ямал-Медиа
27 декабря 2022, 09:04

Трэкол – экологический вездеход: обзор машины от А до Я

Название марки «ТРЭКОЛ» происходит от словосочетания «транспорт экологический». Колесные вездеходы, оснащенные шинами низкого давления, больше 30 лет производит одна из московских компаний.

Техника в основном используется для работы в суровых условиях русского Севера.

Чем трэкол лучше гусеничного вездехода

Раньше единственным способом относительно комфортного передвижения по арктическому безмолвию являлись гусеничные вездеходы. Однако у них есть масса ограничений: большой расход топлива, невозможность заехать в город. Но самый важный недостаток — тяжелая техника разрушает почву тундры и лесотундры. На восстановление хрупкой экосистемы в условиях Севера уходят десятилетия. Трэкол благодаря своим огромным шинами при движении не повреждает почву, практически не проваливается и способен проехать абсолютно везде. А благодаря их плавучести — способен и пересекать водоемы.

Модификации трэколов

За все время компания выпустила более 10 моделей: «ТРЭКОЛ Агро», «ТРЭКОЛ-39446», «ТРЭКОЛ Хаски», «ТРЭКОЛ Вега» и другие.

Среди них большей популярностью пользуется серийный грузопассажирский внедорожник «ТРЭКОЛ-39294». С 2005 и по 2018 год в общей сложности было выпущено около 1800 автомобилей данной модели.

«ТРЭКОЛ-39294»: технические детали, нюансы, стоимость

Трэкол – скорая помощь
Вездеход применяют и при оказании первой медицинской помощи, и для доставки оборудования к местам аварий, стихийных бедствий и техногенных катастроф. Фото: пресс-служба губернатора ЯНАО

Колеса

Основная отличительная черта вездехода — три пары колес с шинами сверхнизкого давления. Они работают по принципу спасательных кругов, попросту выталкиваясь наверх на рыхлой почве. Благодаря регулируемому давлению, которое может снижаться до 0,08 килограмма на квадратный сантиметр, колеса не деформируют поверхность, по которой движутся. Это позволяет эффективно адаптироваться практически к любому рельефу. К слову, стоимость одного такого колеса начинается от 30 тысяч рублей.

Двигатель

Переднее расположение силового агрегата позволяет устанавливать два варианта двигателей. Первый — бензиновый ЗМЗ-40905 на 149,6 л. с., второй — дизельный HYUNDAI D4BH на 100 «лошадок».

Предусмотрена функция полного привода. Из-за больших колес клиренс машины почти полметра. Ее максимальная скорость при движении по асфальту — 70 километров в час. Номинальный расход горючего при скорости 50 км/ч составляет 14 литров на 100 километров.

В машине предусмотрен 100-литровый бак, позволяющий совершать длительные путешествия без дозаправки. Для передвижения по воде на вездеход можно устанавливать водометные двигатели.

Масса и габариты

Трэкол не имеет ограничений по движению по дорогам общего пользования, так как не превышает допустимой ширины (2550 мм). На слабонесущих грунтах и даже на воде он может везти до 400 килограммов груза, на твердой поверхности — в два раза больше. Вес самого шестиколесного внедорожника составляет 2,8 тонны. Длина машины — 561 сантиметр, высота — 268 сантиметров, ширина — 254 сантиметров. Кузов изготовлен из стеклопластика, поэтому отличается очень низкой теплопроводностью и позволяет эксплуатировать транспорт при температурах до минус 60 градусов. Салон — не образец роскоши: с комфортом сидят только водитель и передний пассажир. Для остальных в задней части кузова оборудованы откидные скамьи, зато это позволило оставить много места для перевозки грузов.

Комплектующие и запчасти

Многие узлы вездеходов перекочевали в неизменном виде из других российских автомобилей, в основном из ВАЗ, ГАЗ и УАЗ. Шасси здесь от «Газели» с мостами от УАЗа. Поэтому при необходимости можно без труда найти запчасти. Однако, по заверению владельцев, некоторые механизмы не рассчитаны на большие нагрузки и не отличаются надежностью.

Неоднозначно обстоят дела и с шинами. При покупке вездехода лучше приобрести несколько комплектов колес, подбирая нужные покрышки в зависимости от типа грунта. К примеру, при движении по лесу базовые шины легко проколоть об острый сучок.

Стоимость

По данным прайса завода-изготовителя от 12 декабря 2022 года, бензиновый трэкол стоит 6,3 миллиона рублей — это почти на полмиллиона рублей дешевле дизельного варианта.

Категория водительских прав для управления трэколом

Следует отметить, что вездеход довольно прост в управлении даже для начинающего автомобилиста. Для эксплуатации транспортного средства необходимо наличие свидетельства о регистрации, полиса ОСАГО и удостоверения тракториста-машиниста категории AII.

Контролируют владельцев большеколесных машин инспекторы специальной службы технадзора.

Постановка самоходной техники на учет

В 2021 году Ямал стал пилотной площадкой для реализации проекта по регистрации самоходной техники в режиме онлайн. Осмотр снегоходов, вездеходов, прицепов, дорожно-строительных машин и буровых установок теперь проходит дистанционно.

На процедуру уходит день. Раньше, чтобы присвоить технике регистрационный номер, требовалось личное присутствие инспектора и несколько недель.

Вездеходы марки «ТРЭКОЛ» на Ямале

Ямал-Ири на фоне трэкола
Фото: АНО «Медиацентр «Салехард»

Техника, с учетом ее особенностей, оказалась незаменимой на Севере. Огромные расстояния и отсутствие дорог на некоторых территориях делает данный вид транспорта неотъемлемой частью жизни ямальцев в глубинке. Само название марки в округе стало нарицательным, как слово «ксерокс».

«ТРЭКОЛ-39294» нашел широкое применение среди геологов и нефтяников, спасателей и скорой помощи. На таких доставляются товары в малонаселенные районы Крайнего Севера, а также в удаленные поселения во время неблагоприятных погодных условий.

В начале 2019 года новый трэкол пришел в Приуральский район и поступил в распоряжение районной больницы села Аксарка. Летом 2022-го парк подразделения «Ямалспас» в поселке Харп пополнился вездеходом на больших колесах.

Также каждую весну на нескольких десятках трэколов до Полярного Урала забрасывают участников ежегодного массового восхождения на Рай-Из «Движение вверх».

Кроме того перед наступлением Нового года ямальский Дед Мороз — Ямал Ири — совершает свое предновогоднее турне по селам и городам округа именно на трэколе.

Другие вездеходы с шинами низкого давления — аналоги трэколов

В ЯНАО помимо уже привычного «ТРЭКОЛ-39294» используют и другие вездеходы с шинами низкого давления.

вездеход "Бурлак"
Фото: Андрей Ткачёв/«Ямал-Медиа»

Житель Лабытнанги Евгений Сказка — обладатель уникального вездехода «Бурлак». Это новый класс многоцелевых арктических вездеходов, не имеющий аналогов по проходимости и грузоподъемности. В первой версии эта машина брала на борт более двух тонн полезного груза. Аналогичной техникой нынешним летом обзавелись в салехардском поисково-спасательном отряде.

Салехардец Андрей Анищенко приобрел для работы самый габаритный снегоболотоход на Ямале. Его восьмиметровый «Русак» весит шесть тонн. И он, по сути, является домом на колесах: в нем тепло, даже когда за окном минус 55 градусов, сиденья внутри раскладываются в огромную кровать.

вездеход "Русак"
Фото: Юлия Чудинова/«Ямал-Медиа»


Загрузка...