http://Top.Mail.Ru
Деструктивный контент: что это такое и почему из-за него хотят запретить видеоигры в России | Ямал-Медиа
10 января 2025, 12:47 (обновлено: 10 января 2025, 13:22)

Улыбнись игре или игра улыбнется тебе. Российских геймеров хотят оградить от деструктива

Распространителей видеоигр обяжут предупреждать пользователей о деструктивном контенте, а геймерам для регистрации потребуется номер телефона или биометрические данные. Эти меры могут ввести в январе 2025 года, о них напомнил председатель Госдумы Вячеслав Володин. Спикер также рассказал о массе жалоб на агрессивный контент и пропаганду чуждых для страны ценностей в играх. Детали инициативы пока не раскрыты. «Ямал-Медиа» вместе с экспертами проанализировал возможную опасность видеоигр и последствия принятия анонсированного законопроекта.

Оградить от деструктива в видеоиграх: за и против

В первый рабочий день 2025 года телеграм-канал Вячеслава Володина (спикера парламента) стал местом бурной дискуссии. Спикер Госдумы опубликовал пост, в котором заявил о намерении депутатов защитить россиян от деструктивного контента в видеоиграх. По его мнению, такие игры «содержат агрессию, насилие и пропаганду чуждых ценностей».

Фото: Gorodenkoff/Shutterstock/Fotodom
Фото: Gorodenkoff/Shutterstock/Fotodom

Вместе с постом был запущен опрос, поддерживают ли подписчики такую инициативу. Вначале большинство голосов были за, но вскоре ситуация изменилась. Молодежь и геймеры, пришедшие по ссылке, выразили протест. Количество голосов против инициативы стало резко расти, поэтому админы канала остановили голосование и отключили негативные эмодзи. Тем не менее оставшийся плачущий смайлик нажали более 40 тысяч недовольных пользователей. Комментарии также были преимущественно негативными, их число превысило 17 тысяч.

Позднее подобное голосование запустила на своем канале член ОП РФ и глава «Лиги безопасного интернета» Екатерина Мизулина. Ее опрос включал дополнительные варианты ответа: «возрастной маркировки достаточно», «решение должны принимать родители детей» и «лучше ограничить отдельные жестокие игры». Больше всего голосов набрал вариант с возрастной маркировкой, на втором месте — несогласие с запретом «деструктивных» игр. Вариант, поддерживающий позицию Володина, вместе с запретом жестоких игр поддержала в общей сложности только четверть проголосовавших пользователей.

Фото: New Africa/Shutterstock/Fotodom
Фото: New Africa/Shutterstock/Fotodom

Напомним, 12 декабря 2024 года в Госдуму был внесен законопроект, разработанный группой сенаторов и депутатов, об обязательной маркировке контента в видеоиграх. Как отметил зампред думского IT-комитета Антон Горелкин в интервью «Парламентской газете», это нововведение предполагает, что разработчики и распространители игр будут обязаны наносить на продукцию не только возрастную маркировку, но и указания на наличие в сюжете жестокости, сцен насилия, нецензурной лексики, алкоголя, наркотиков и других подобных элементов.

Также законопроект предусматривает три варианта верификации пользователей: по номеру телефона, с использованием портала «Госуслуги» или по биометрии. Эти меры, по мнению инициативной группы, направлены на обеспечение более безопасного игрового процесса и контроль доступа к играм с потенциально вредным контентом.

Аудитория компьютерных игр в России оценивается в 80 миллионов человек — такие данные приводит издание. Поэтому неудивительно, что вопрос о потенциальных ограничениях контента вызвал такой резонанс в Сети.

Какой контент считается деструктивным

Деструктивным считается контент, который может негативно повлиять на психику ребенка или сформировать у него неприемлемое поведение, рассказал «Ямал-Медиа» руководитель группы разработки ПО и геймер-любитель Максим Гутин. «Но оценивать такой контент без учета контекста нельзя. Важно учитывать, какое формируется отношение к этому контенту — положительное или отрицательное. Этим занимаются специальные организации по оценке контента», — добавил он.

Фото: Lysenko Andrii/Shutterstock/Fotodom
Фото: Lysenko Andrii/Shutterstock/Fotodom

Всё так, но проблема в том, что у нас существует серьезная семантическая путаница, считает независимый эксперт по видеоиграм Александр Кузьменко. Многие люди, особенно те, кто работают в кабинетах, до сих пор считают, что видеоигры — это просто игрушки, уверен он.

«Но что такое игрушки? Это то, во что играют дети. Соответственно, никакого насилия и прочего контента, не подходящего для детей, там быть не должно. Это глубокое заблуждение насчет какого-то деструктива. Тем более что игры, которые приносят значительный доход и являются важной частью российской индустрии, ориентированы не на детскую, а на взрослую аудиторию».

Александр Кузьменко

независимый эксперт по видеоиграм

Конечно, настоящий деструктивный контент, такой как насилие или употребление сигарет и алкоголя, не должен быть доступен детям, подчеркнул Александр Кузьменко. Но ответственность за контроль лежит на родителях.

Фото: Olimpik/Shutterstock/Fotodom
Фото: Olimpik/Shutterstock/Fotodom

«Если вы нормальный родитель, вы должны следить за тем, чем занимается ваш ребенок, на каких сайтах он сидит, в какие игры играет и какие фильмы смотрит, и делать из этого выводы», — отметил эксперт.

Как ограничивают игровой контент в России

В нашей стране давно уже действуют различные меры по ограничению деструктивного контента в видеоиграх, например тот же возрастной рейтинг, напомнил Максим Гутин.

«В России действует стандарт РСВР (Российская система возрастных рейтингов), основанный на законе № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Присвоением рейтинга занимается каждый издатель самостоятельно, опираясь на РСВР. Контроль осуществляет Роскомнадзор».

Максим Гутин

руководитель группы разработки ПО, геймер-любитель

Не только в России, но и во многих других странах есть ведомства и организации, разрабатывающие стандарты возрастной маркировки и присваивающие их, рассказал эксперт. Но окончательный контроль за тем, какой контент потребляет ребенок и в какие игры он играет, также возлагается на родителей.

Запретят ли деструктивные видеоигры в России

В нашей стране уже существуют ограничительные меры, и запрещать целую индустрию, в которой заняты десятки тысяч человек и которая приносит колоссальные доходы, — это слишком радикально, считает Александр Кузьменко.

«Хочется, чтобы на самом высоком уровне поняли, что игровая индустрия — это не детские игрушки, а серьезная развлекательная сфера. Прежде чем запрещать игры, давайте посмотрим на альтернативные индустрии, такие как кино. Мы же не собираемся запрещать замечательные фильмы режиссера Алексея Балабанова».

Александр Кузьменко

независимый эксперт по видеоиграм

Соавтор законопроекта, сенатор Артем Шейкин, ответил на критику о возможной цензуре. По его словам, которые приводит «Парламентская газета», закон не направлен на запрет видеоигр, а лишь вводит механизмы для упрощения выбора и управления контентом, особенно для несовершеннолетних.

Фото: Ground Picture/Shutterstock/Fotodom
Фото: Ground Picture/Shutterstock/Fotodom

Эксперт РОЦИТ Илья Гогуа подтвердил: паниковать не стоит, запрета видеоигр не будет. Новый закон коснется лишь российских издателей и платформ, таких как VK Play и Lesta Games. Международные издатели смогут адаптироваться к новым условиям, если решат вернуться на российский рынок, что, по мнению Гогуа, укрепит возможности для игроков и разработчиков.

Заведующая кафедрой киберспорта Елена Скаржинская отметила, что рядовые пользователи могут и вовсе не заметить изменений. Каналы дистрибуции видеоигр очень пластичны, и для конечных пользователей мало что изменится. Однако остаются вопросы по подготовке киберспортсменов, особенно в свете возможных возрастных ограничений.

Вопрос цены и безопасности

Издатели игр в России будут обязаны хранить и обрабатывать персональные данные, что приведет к дополнительным затратам и может увеличить стоимость игр, считает Максим Гутин.

«Она вырастет и если цифровые платформы, такие как Steam, решат прекратить работу в России, да и в целом ситуация для игроков может ухудшиться. Однако такой сценарий маловероятен», — уверен он.

Генеральный директор Организации развития видеоигровой индустрии Василий Овчинников в интервью «Парламентской газете» также выразил опасение, что иностранные игровые платформы могут отказаться выполнять закон в части авторизации пользователей. Это, по его мнению, приведет к блокировкам и затруднениям для геймеров.

Фото: DC Studio/Shutterstock/Fotodom
Фото: DC Studio/Shutterstock/Fotodom

Требование об обязательной маркировке контента, по мнению Овчинникова, также может привести к запрету распространения и рекламы игр. Однако он надеется на конструктивный диалог с законодателями, да и в Госдуме также готовы обсудить возражения отрасли. Замечания уже обсуждались на площадке РОЦИТ, и дальше их проработают в IT-комитете.

Но как будет обеспечиваться защита данных пользователей при регистрации с личными данными или по биометрии, пока неясно. «Это риск, который потребует привлечения специалистов и компаний для обеспечения информационной безопасности», — заключил Максим Гутин.

Ранее Росреестр опроверг информацию об утечке данных из ЕГРН.

Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».


Загрузка...