http://Top.Mail.Ru
«Увидел пришельца – убей»: кинокритик рассказал ямальцам, что он смотрит под плохое настроение | Ямал-Медиа
25 октября 2022, 10:17 (обновлено: 25 октября 2022, 13:18)

«Увидел пришельца – убей»: кинокритик рассказал ямальцам, что он смотрит под плохое настроение

Почему сериалы стали интереснее кино, из-за чего фильм «Гладиатор» нужно выключать, не досмотрев до конца, и какая из последних российских картин окрыляет? Об этом и многом другом из мира кинематографа в эксклюзивном интервью «Ямал-Медиа» рассказал профессиональный кинокритик Егор Москвитин.

В конце сентября — начале октября в Салехарде прошел первый на Ямале кинофестиваль. Егор Москвитин считает, что у проката фестивальных фильмов в округе, как и в других регионах, есть большие перспективы.

Организаторы привезли в окружную столицу три киноленты. Все они, отметил кинокритик, добрые, нежные, светлые и отвлекающие от проблем. Фильмы схожи между собой тем, что рассказывают о людях, ищущих свою родину на чужбине. По выражению Егора фильмы о том, что у каждого есть своя «внутренняя Америка».

Картина «Гив ми либерти» режиссера Кирилла Михановского — история русских, которые переехали в США.

Фото: «Ямал-Медиа»
Фото: «Ямал-Медиа»

«Прощание» — история американской китаянки, приехавшей на историческую родину. Ее семье нужно собраться вместе, якобы чтобы сыграть свадьбу, но свадьба эта фальшивая. Истинная цель, для которой члены семьи собрались, — попрощаться с бабушкой (они знают, что та смертельно больна, а ей самой это пока неизвестно). Героиня фильма пытается понять, кто она больше — американка или китаянка.

«Первая корова» — история о приехавших в Америку 19 века со всего света представителях разных народов — русских, китайцах, евреях, поляках, пытающихся создать на новом месте нацию. Все они используют свои уникальные навыки (например, в приготовлении национальных блюд), чтобы найти место под «новым солнцем».

Существует стереотип, что фильмы, которые показывают на кинофестивалях, не предназначены для «большого зрителя». Егор Москвитин уверен, что эта проблема по большей части маркетинговая. Бывает непросто объяснить, что фестивальное кино не «слишком сложное», что оно не «травмирует», что оно не скучное.

В Советском Союзе на такие картины продавали огромное количество билетов, а в Соединенных Штатах фестивальные фильмы часто становятся хитами проката.

В этом году сборы фестивальных фильмов в России сильно выросли, отметил кинокритик. Сказывается отсутствие конкуренции — громких американских премьер вроде новых серий франшиз Marvel. Люди стали ходить на фильмы, которые раньше «не смели» зарабатывать столько, как сейчас.

Что смотрят кинокритики, когда им плохо

Егор Москвитин рассказал, что в сложные моменты своей жизни он смотрит не комедии, а картины более тяжелые, чем его состояние, но в то же время мотивирующие на борьбу. В качестве примера он привел фильм «Восхождение» режиссера Ларисы Шепитько, вышедший на экраны Советского Союза в 1976 году и победивший на Берлинском кинофестивале.

Это фильм о двух советских партизанах, попавших в плен к фашистам в ходе Великой Отечественной войны. Один из них делает героический выбор, мужественно принимая смерть, восходя на свою «Голгофу» (отсюда и название ленты). Другой идет на компромиссы с совестью, что в итоге заканчивается для него моральной катастрофой.

Это очень сильное кино, считает Егор, и несмотря на свою трагичность, оно может взбодрить и заставить что-то делать.

Если же плохое настроение вызвано лишь легкими невзгодами личной жизни, кинокритик поднимает его просмотром фильма «Прогулка» режиссера Алексея Учителя.

Это романтическая мелодрама про путешествие нескольких молодых людей в течение дня по Санкт-Петербургу. Среди них — хрупкий романтик, самоуверенный мужчина и девушка, в которую они оба влюбляются, что наносит существенный урон их дружбе.

Один из любимых фильмов детства Егора, который он часто пересматривает, — «Гладиатор» Ридли Скотта. Главное при его просмотре — вовремя остановиться, уточнил критик. Первые полтора часа экранного времени — гениальны, считает он, а вот далее начинается очень пафосное и скомканное повествование. Это связано с тем, что часть сценария писали прямо на съемочной площадке.

Сериалы на «Железном троне» драматургии

Фото: Fotokvadrat/Shutterstock/ФОТОДОМ
Фото: Fotokvadrat/Shutterstock/ФОТОДОМ

В середине нулевых вышло множество сериалов, которые изменили наше представление о роли телевидения, рассказал Егор Москвитин. Они стали наследниками американской литературы ХХ века, и, по его мнению, самым драматичным видом повествования.

В основном это произошло благодаря стараниям телеканала HBO, который снял «Секс в большом городе», «Клан Сопрано», «Рим», «Прослушку» и другие. А точку над «i» поставила, конечно же, «Игра престолов».

Сериалы заменили нам серьезную драматургию. И этому есть объяснение, говорит кинокритик.

В кино есть так называемый закон трех актов: в любой художественной картине должны быть завязка, столкновение и развязка. Но у создателей на все это есть лишь полтора-два часа, поэтому повествование в большинстве случаев получается несколько «сказочным».

Сценаристам и режиссерам приходится идти на большое количество упрощений: например, в фильме «Гладиатор» герой мстит за свою жену, убивая в итоге императора. Зритель понимает, что это лишь миф, эпос, и не видит в персонаже себя — человека сомневающегося, многого боящегося и не уверенного, что он может измениться.

Фото: breakermaximus/Shutterstock/Fotodom
Фото: breakermaximus/Shutterstock/Fotodom

В сериалах же описанию психологического преображения героев можно отвести столько времени, сколько требуется. В итоге зритель воспринимает повествование как реальность, видит в персонажах реальных людей, начинает за них «болеть», а поскольку многосерийники могут выходить годами, он с героями начинает «сживаться» и отождествлять их с собой.

Егор Москвитин рассказал об исследованиях, которые показали, что есть три типа отождествления зрителя с персонажами: желаемое, отвергаемое и осознанное.

Желаемое — восхищение героем: зрителю хочется стать таким, как он. Отвергаемое — противоположность первому типу: зрителю не нравятся поступки героя, он радуется, что он на него не похож. Но самый «крепкий» тип отождествления  — «осознанное»: зритель чувствует, что герой — такой же, как он — со своими достоинствами и недостатками, хорошими и не очень поступками, ошибками и сомнениями.

Самые виртуозные драматурги делают так, что все эти три типа сменяют друг друга в одном произведении и одном герое. К примеру, в сериале «Безумцы» зритель в начале хочет быть похожим на главного героя — успешного американского маркетолога с огромным доходом, красавицей-женой, дочерью и прекрасным загородным домом. Ведь все его любят, он купается в восхищении окружающих.

Затем из «шкафа» начинают постепенно выпадать «скелеты»: оказывается, что персонаж изменяет жене, а сам он — трус, совершивший во время войны малодушный поступок. Зритель уже начинает такого героя «отвергать», с удовольствием ощущая себя лучше и выше него. По мере развития сюжета и раскрытия персонажа, он, наконец, понимает, что тот во многом с ним схож.

Все это, по образному сравнению кинокритика, напоминает карусель, по мере движения которой у зрителя происходит выброс различных гормонов: именно они регулируют наши отношения с драматургией.

Кино меняет людей к лучшему

Когда Егор приехал на фестиваль в Калининград, он познакомился с молодыми учениками лаборатории документального кино. Ими были сироты, выросшие в детских домах, рассказал кинокритик. Они получили от государства положенные им по закону квартиры, но обладали практически нулевым опытом самостоятельной жизни.

Жилье им выдали на окраине города, в том же районе, где жило много военных, наоборот, зрелых и дисциплинированных. Между таким во многом противоположным друг другу контингентом начались конфликты. Район быстро стал превращаться в гетто, туда опасались ездить социальные службы и полиция.

По словам Егора Москвитина, было удивительно наблюдать изменения, произошедшие с этими растерянными ребятами, когда они взяли в руки камеры.

Фото: gnepphoto/Shutterstock/Fotodom
Фото: gnepphoto/Shutterstock/Fotodom

Люди, которые раньше не могли смотреть друг другу в глаза и формулировать ясные и сложные мысли, во время работы над фильмом очень многое поняли про себя, осознали ситуацию, в которой находятся, и начали предпринимать меры по ее исправлению. Им буквально стало легче жить.

Егор Москвитин

кинокритик

После этой лаборатории они вряд ли станут великими режиссерами-документалистами, считает кинокритик, но благодаря кино они смогли изменить свое мышление и получили язык для разговора о своих проблемах.

Соприкосновение с кино меняет к лучшему жизнь людей. Поэтому кинематограф, как и литература, должен изучаться в школе, кино должно пронизывать все сферы наших социальных взаимодействий.

Егор Москвитин

кинокритик

Как стать кинокритиком…

Кино — невероятно демократичный вид искусства, заявил Егор Москвитин. А кинокритик — это профессия, в которую можно войти, посмотрев всего один фильм за свою жизнь, утверждает он. Все фильмы, когда-либо вышедшие на экран, невозможно посмотреть технически.

Каждый может видеть кино как хочет и при этом делиться своим восприятием с другими. Ради этого существуют показы с обсуждениями, в стране есть тысячи кинокритиков.

Чтобы стать одним из них, нужно лишь рассказывать о своих переживаниях через призму просмотренных фильмов, говорит Егор Москвитин. Он считает, что кинокритики не должны подстраиваться ни под какие стандарты. Академизм можно оставить киноведам-профессионалам, окончившим специализированные вузы, такие как ВГИК. Критикам же позволено использовать кино для разговора о своих чувствах и о мире вокруг.

…И как разглядеть скрытое

Часто в российский прокат выходят фильмы, показанные на международных фестивалях год—два назад, рассказал Егор Москвитин. Одна из таких лент — участвовавший в Венецианском кинофестивале художественный фильм «Закат». В нем снялись Тим Рот и Шарлотта Гинзбург. Это картина о семье, которая отдыхала в Мексике и получила с родины известие о смерти родителей. Героям нужно возвращаться в Англию, чтобы уладить дела с наследством и бизнесом и другие формальности.

Уже в аэропорту герой Тима Рота врет, что забыл дома свой паспорт, и остается в Мексике, в то время как его семья сталкивается с трагедией. Этот фильм вышел в российский прокат в марте—апреле 2022 года и смотрится сейчас совершенно иначе, чем мог бы смотреться год назад: это история о человеке, который во время колоссальных потрясений решил остаться в чужой стране и закрыться от боли. Но закрыться не получается, а все переживания героя становятся отражением наших.

Сильные кинокритики, обладающие массой дополнительных знаний, могут находить удивительные закономерности, отметил Егор Москвитин. Например, в 1982 году в один день вышли на экраны сразу два фантастических фильма: триллер «Нечто» о нападении инопланетного существа на полярников и «Репликанты» — о том, как люди ищут и уничтожают роботов, которых не отличить от человека. А всего через неделю состоялась премьера «Инопланетянина» Стивена Спилберга.

Сопоставив сюжеты трех фильмов, кинокритик рассказал о том, что их создатели описывают три разные стратегии человека при встрече с неизвестным, с кем-то, кто на него не похож.

Консерватор—республиканец Джон Карпентер, решительный и жесткий человек, выбрал хорошо характеризующий его слоган: «Увидел пришельца — убей его».

Режиссер Ридли Скотт, снявший «Бегущего по лезвию», наоборот, демократичный и либеральный, рассказал историю о том, как человек из чувства вины подчиняется иному.

И только Стивен Спилберг, создатель истории про детей, приютивших потерпевшего крушение инопланетянина, утверждал, что с пришельцем можно завязать дружбу.

У его героев в силу юного возраста нет установок ни на страх, ни на агрессию, они еще не травмированы ни одной из идеологий, поэтому они могут по-человечески отнестись к чему-то, что на первый взгляд не обладает человеческой природой.

В этом и заключается важность профессии кинокритика: через сильные образы, с которыми сталкиваются зрители, можно обсуждать то, что происходит внутри нас и вокруг, считает Егор Москвитин.

В заключение он рассказал о недавно вышедшем российском фильме, способном, по его словам, буквально окрылить. Таковым он считает снятый на Кавказе «Экспресс» черкесского режиссера Руслана Братова.

Это история о молодом человеке, который не знает, как выбраться из нищеты. Он ждет «чего-то большого» и желает себе яркой судьбы. Пытаясь разбогатеть, герой делает ставки на спортивном тотализаторе — и вот он уже в двух шагах от огромного куша. За ним начинают охотиться его друзья, надеющиеся разделить удачу, и бандиты, желающие все отобрать.

Выглядит как сюжет криминальной комедии, но ничего всерьез криминального в фильме не происходит. Зато есть много иронии и светлой тоски.

С одной стороны — понимаешь, что тебе показывают довольно страшную объективную реальность, с другой — твоя душа поет. «Экспресс» — очень доброе и при этом правдивое кино, я его очень рекомендую.

Егор Москвитин

кинокритик

Самые актуальные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».


Загрузка...