В России хотят разрешить ремонт иностранных авто без оригинальных запчастей. Как это повлияет на безопасность
Что за инициатива и кто ее выдвинул
Ассоциация параллельного импорта выдвинула инициативу о смягчении требований к ремонту техники из-за рубежа в Госдуму. 5 марта соответствующее письмо его глава Анатолий Семенов направил депутату Рифату Шайхутдинову, члену думского комитета по транспорту и развитию инфраструктуры. А уже 12 марта в парламенте его обсудили на экспертном совещании.
Основная проблема в том, что российские бизнесмены теперь вынуждены сталкиваться с проблемами интеллектуального права и получают иски при попытках починить автомобили и оборудование без оригинальных запчастей и сервиса. Несколько статей гражданского кодекса и судебных прецедентов привели к тому, что суды расценивают такой ремонт как производство контрафакта.
Однако на фоне санкций против России ситуация сильно поменялась: техника стала ломаться чаще, но ремонтировать ее местные компании по факту не имеют права.По факту сейчас это больше всего ударило по автовладельцам, однако в целом касается и промышленности, и энергетики, и строительства, и топливной индустрии.
Пообщались с экспертами о ремонте авто, если такие поправки в законодательство примут — как действовать и чего опасаться обычным водителям.
Чего ждать от легализации такого ремонта
По мнению Яна Хайцера, вице-президента Национального автомобильного союза, ничего критичного в этой ситуации нет — главное использовать те агрегаты, которые не повредят автомобилю.
«В первую очередь, речь идет о восстановленных запчастях: коробках передач, двигателях. Второе — это какие-то ключевые вещи, которые производят сторонние производители. Главное здесь — внимательно следить за качеством», — подчеркнул эксперт.
Также он отметил, что даже если владелец решит сам изготовить условное крыло взамен поврежденного и оно будет идентичным и не нанесет никому ущерба, то это тоже не проблема. Однако чтобы это работало эффективно и безопасно, нужно внести правки в технический регламент таможенного союза о безопасности транспортных средств — чтобы использование неоригинальных запчастей было законным.
«Если запчасть прошла испытания завода и получила омологацию, то это безопасно — у того же «Мерседеса» есть свои поставщики, по сути, неоригинальных запчастей», — рассказал сертифицированный автоэксперт RoSPA Владимир Бахарев, шеф-тренер экспертного центра «Движение без опасности».
По его словам, если брать параллельный импорт, нужно очень внимательно следить за выполнением заводских требований качества — поскольку дефект даже простой запчасти может привести к большим неприятностям. Однако импортозамещение сейчас — неизбежная реальность и наше ближайшее будущее, особенно для автопарка старше трех лет. Притом зачастую не всегда понятно, что безопаснее: изношенная, но оригинальная деталь б/у или ее новая копия.
«Я изначально исповедую использование оригинальных запчастей на своем автомобиле — допустим, деталей подвески, в противном случае это просто опасно. Но если это касается каких-то пластмассовых деталек в салоне — бог с ним», — подчеркнул Бахарев.