Василиск: мифический монстр с убийственным взглядом
Кто такой василиск
Василиск — мифическое существо, обладающее смертоносным взглядом и ядовитым дыханием, представляемое обычно как змея с петушиной головой или помесь петуха и рептилии. Название происходит от греческого βασιλίσκος, что означает «маленький царь», «царек». В некоторых традициях василиск действительно считается царем змей и носит на голове не гребень, а подобие короны.
Василиск в мифах и античной литературе
По легендам, василиск родился в глубинах подземелий, куда никогда не проникает солнечный свет. Проклятое яйцо противоестественным образом снес петух. Это яйцо, лишенное скорлупы и покрытое слизью тления, высидела жаба или змея. В объятиях хладнокровного монстра семя зрело в течение семи лет, подпитываясь ненавистью и проклятьями, носящимися над миром.
И когда наконец пробил час рождения , из всей этой мерзости появился василиск, чей взгляд нес мгновенную смерть, дыхание превращало камень в прах, а крик был способен расколоть человеческую душу. Его появление сопровождалось таким зловонием, что содрогнулись даже демоны...
Наиболее «авторитетное» античное описание василиска принадлежит Плинию Старшему, который в своей «Естественной истории» (I век н. э.) рассказывает: «В длину он не более 12 локтей, с белыми пятнами на голове, расположенными как бы в форме диадемы. Своим свистом василиск обращает в бегство всех змей и продвигается вперед не при помощи бесчисленных извивов, как прочие змеи, но высоко приподнимая середину тела. Он уничтожает кустарники не только своим прикосновением, но и дыханием; сжигает траву, крушит камни. Его сила губительна для других животных».
Примечательно, что античный автор описывал монстра не как фантастическое создание, а как реальный биологический вид, хотя и наделял его сверхъестественными способностями. В частности, упоминалось, что даже у столь грозного создания был природный враг — это ласки. Они якобы затаскивали василисков в свои норы и убивали их своим запахом, но при этом погибали и сами.
Марк Анней Лукан в «Фарсалии» добавлял, что другие ядовитые твари тоже боятся василиска. Это создание он описывал как абсолютное воплощение смерти, от которого нет защиты, кроме зеркала: взглянув в отражение собственного взгляда, василиск от него и погибнет.
«На аспида и василиска наступишь»: упоминание в Библии
В Библии василиск упоминается в нескольких местах, но следует учитывать особенности перевода. В русском синодальном переводе слово «василиск» встречается в 90-м псалме: «На аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона» (Псалтирь 90:13). В латинской Вульгате использовалось слово basiliscus, однако в древнееврейском тексте фигурирует «петен» (פתן), что обычно переводится как «кобра» или просто «ядовитая змея».
Аспид, упоминаемый рядом с василиском, в библейской традиции — также ядовитая змея, возможно гадюка или кобра. Интересно, что в разных переводах Библии оба существа получают различные наименования: «лев», «змей», «аспид», «василиск», «дракон», что свидетельствует о сложности интерпретации древних текстов и зависимости от культурного контекста перевода.
Символически василиск и аспид в библейском контексте представляют смертельную опасность, которую верующий может преодолеть только с божественной помощью. В христианской традиции василиск — метафора зла, которое будет побеждено праведником под защитой Бога.
Средневековые легенды о василиске
В средневековой Европе образ василиска приобрел дополнительные черты. В бестиариях — средневековых сборниках описаний реальных и вымышленных животных — василиска часто изображали как существо с головой петуха, телом жабы или змеи и хвостом змеи. На голове также часто изображали корону, подчеркивающую его статус «змеиного царя».
Средневековая медицина пыталась объяснить смертоносное действие взгляда василиска через теорию испарений: считалось, что из глаз змеепетуха исходят ядовитые испарения, которые проникают через глаза жертвы и отравляют ее.
В городском фольклоре средневековой Европы периодически возникали сообщения о появлении василисков. Один из самых известных случаев произошел в Варшаве в 1587 году. В хрониках сообщалось, что в подвале одного из домов обнаружили существо, убивающее взглядом. Для его уничтожения использовали приговоренного к смерти преступника, защищенного зеркалами. Историки интерпретируют этот и подобные случаи как встречи с ядовитыми змеями или другими опасными животными, которые со временем обрастали мифическими подробностями.
Средневековые трактаты также предлагали способы и средства защиты от василиска: зеркала, отражающие его смертоносный взгляд; петухов, чье пение якобы могло убить василиска; ласку — животное, которое продолжали считать естественным врагом химеры.
Василиск в научной литературе
Архиепископ Исидор Севильский в VII веке описывал василиска как маленькую ядовитую змейку, тогда как флорентийский поэт Брунетто Латини изображал его в XIII веке четвероногим монстром с петушиными грудью и головой и змеиным хвостом. В своей книге «Василиск античных врачей и магов» медиевист Александр Юрченко разобрался с этим несоответствием. Оказалось, что это два разных существа, объединенных лишь именем. Античный василиск был ядовитой рептилией, а змеепетух как воображаемое создание появился только в XI веке в Германии.
Свойства василиска также эволюционировали. Первоначально это была ядовитая змея, убивавшая прикосновением и предупреждавшая о появлении звуком. Легенды о смертоносном взгляде возникли позднее. В результате появилось несколько «видов» василиска: два античных (известных арабским ученым XI века ал-Бируни и Ибн Сине) и третий — чудовище, рожденное из петушиного яйца, высиженного жабой.
Взгляд василиска Александр Юрченко связал с эпохой крушения Римской империи, когда люди, уставшие от неопределенности и набегов, фантазировали об оружии, разящем неприятелей подобно голове Медузы Горгоны. Эти представления через сирийцев попали к арабам, а затем в эпоху крестовых походов — снова на Запад.
Места обитания василиска постоянно менялись: от храмовой пещеры в Лаконии до африканских пустынь, а с XV века он якобы обитал в катакомбах Рима и Кракова, городов — центров средневековой алхимии. Также считалось, что эту химеру можно вырастить в лабораторных условиях.
Парадокс василиска заключался в том, что средневековые авторы никогда его не видели, поскольку встреча с ним считалась смертельной. Впрочем, еще около четырехсот лет назад это существо было объявлено вымышленным.
В современной зоологии термин «василиск» используется для обозначения конкретного рода ящериц из Южной Америки, относящихся к семейству Corytophanidae. Интересная особенность данных рептилий заключается в морфологической характеристике самцов — на задней части головы у них есть треугольный гребень. Именно эта анатомическая деталь послужила основанием для параллели с легендарным василиском.
Образ василиска в современной литературе
Василиск получил новое «рождение» в серии романов Дж. К. Роулинг о Гарри Поттере. Во втором романе «Гарри Поттер и Тайная комната» василиск — это гигантская змея, взгляд которой убивает, а яд разрушает даже магические предметы. Роулинг трансформировала классический образ, сделав василиска более змееподобным и связав его с темой наследия Салазара Слизерина. Важной деталью стало то, что отраженный взгляд василиска не убивал, а только парализовал жертву.
Анджей Сапковский в цикле о Ведьмаке описывает василиска как магическую рептилию, созданную в результате проклятия, но убийственный взгляд чудовища, по мнению героев романов, это выдумки. Зато Терри Пратчетт в саге о Плоском мире представил василиска как змею с едкой слюной и взглядом, разрушающим даже не тело, а мозг.
Российская фантастическая литература также обращается к образу василиска. Например, Макс Фрай в цикле «Лабиринты Ехо» упоминает некоего Базилио — овеществленную иллюзию наподобие василиска, сумевшую потом даже стать человеком. А сборник «Ветры, ангелы и люди» начинается так: «Быть василиском-сиротой, с младенчества лишенным присутствия старших, а значит, знаний о себе и об окружающем мире, которые они могли бы передать. Жить в подземелье, есть драгоценные камни, не знать о себе ничего — ни о птичьей голове, ни о змеином хвосте, ни о прекрасных жабьих глазах, ни о способности убивать взглядом, ни о смертельной опасности, которую сулит петушиный крик. Думать, что тьма пещеры — это и есть весь мир, а огненный хохолок на твоей макушке — единственное светило. Быть вполне довольным таким мироустройством — всё на месте, ничего лишнего».
Ранее мы рассказали, как норвежский боди-хоррор «Гадкая сестра» переосмыслил и ужесточил сказку о Золушке.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».