Фильм «Гадкая сестра»: как норвежский боди-хоррор переписал сказку о Золушке
Сказка о Золушке не для детей: о чем фильм «Гадкая сестра»
Действие фильма происходит в XIX веке, но проблемы вполне современные. Юная Эльвира — добрая, но некрасивая девушка, чья мать, отчаявшись выбиться из нищеты, решает сделать из нее «принцессу» любой ценой и выдать замуж за принца. Но есть нюанс: Эльвира не соответствует стандартам красоты, зато ее сводная сестра Агнес — настоящая красавица. И поэтому в ход идут всевозможные методы, доступные в то время для коррекции внешности.
Финал, по словам обозревателей, оставит зрителя в легком шоке. Это не добрая сказка, а циничная притча о том, как далеко люди готовы зайти ради статуса и красоты.
«Фильмы — это всегда чей-то голос и желание высказаться на волнующие темы, — считает кинокритик Дмитрий Бортников. — «Гадкая сестра» — это и обыгрывание хрупкости женского бытия, того, что человек готов на все ради своего будущего. Что угодно проглотить, исправить, удалить или отрезать...».
Но в этой кинокартине нет однозначных злодеев. Эльвира, которую сыграла потрясающая Леа Мюрен, вначале предстает перед зрителем как добрая и наивная мечтательница, но гонка за принцем превращает ее в монстра. А «золушка» Агнес в исполнении Теа Софьи Лок Несс — не безропотная жертва, а живая и отважная девушка. Принц же — всего лишь способ вырваться из нищеты.
Главный антагонист в фильме — мать Ребекка (Ане Даль Торп), готовая на все ради социального успеха. Эта картина показывает, как патриархальные механизмы ломают женщин, заставляя их ненавидеть себя и друг друга.
Фильм «Гадкая сестра»: мнение психолога
Клинический психолог и гештальт-терапевт Валерия Амелина-Прилепская проанализировала фильм «Гадкая сестра» с профессиональной точки зрения и рассказала «Ямал-Медиа», что картина наглядно демонстрирует разрушительное влияние нарциссической матери на формирование личности ребенка.
Фильм, по ее словам, точно передает как саму динамику нарциссических отношений «мать — дочь», так и их разрушительные последствия для психики. Героиня, лишенная здоровой привязанности, пытается заполнить внутреннюю пустоту через навязчивое стремление к внешнему совершенству.
«Зритель видит боль этой девочки и понимает, что девочка всего лишь стала жертвой системы. Социума, где женщин оценивают только по внешности. А отвращение вызывает нарушение социальных норм, которые мы видим, и то, как оно проявляется. И сами сцены с кровью, с отрезанием чего-либо — всё это это воспринимается мозгом как акт агрессии. А агрессия — это негативно, поэтому сцены и вызывают такое неприятие», — пояснила психолог, почему зрители одновременно испытывают отвращение и сочувствие к Эльвире.
Боди-хоррор как метафора
В сказке фея преображает Золушку волшебством, а здесь «преображение» — это варварские медицинские процедуры, где брекеты вырывают без анестезии, нос корректируют стамеской, а для контроля веса подсаживают солитера. Эти сцены сняты с шокирующим натурализмом, напоминая работы Дэвида Кроненберга и новейшие боди-хорроры вроде «Субстанции» (2024).
Фильм показывает, что стандарты красоты — это не естественный идеал, а социальный конструкт, требующий жертв. Эльвира не просто меняет внешность — ее буквально разбирают на части, чтобы сделать «удобной» для общества.
Подготовка к балу напоминает реалити-шоу в духе «Топ-модель по-американски»: девушек оценивают как на аукционе, их обучают фальшивым улыбкам и искусственному поведению, а мать Эльвиры подкупает судей, чтобы та прошла в финал. Так кино проводит прямую параллель с индустрией красоты XXI века. Фильм, конечно, гиперболизирует эти явления, но суть остается узнаваемой.
«Эльвира мне гораздо ближе, чем Золушка»
Режиссером и сценаристом картины выступила молодая дебютантка из Норвегии Эмили Блихфельдт. В своем интервью на Берлинском кинофестивале она рассказала, что не ставила перед собой цель просто перевернуть сказку с ног на голову, сделав Золушку отрицательной героиней, а ее сестер — жертвами.
Постановщик отметила, что ей было важно показать, как стандарты красоты и женственности, передающиеся из поколения в поколение, могут ломать людей. Эльвира становится заложницей этих ожиданий. Она отчаянно пытается им соответствовать, но у нее не получается, и это доводит ее до крайности.
«В этой истории Эльвира мне гораздо ближе, чем Золушка. У меня долгое время были сложные отношения со своим телом, очень искаженные представления о нем — я думала, что мое тело безобразно, а значит, я не представляю никакой ценности и меня не за что любить», — поделилась сокровенным Эмили Блихфельдт.
В фильме много провокационных сцен. Но Блихфельдт подчеркивает, что ее цель — не просто шокировать зрителя. Она хотела, чтобы аудитория почувствовала то же, что и Эльвира: ее боль, стыд и непонимание.
«Это волшебство, что мой фильм выходит в такое время. «Субстанция» — один в один моя сумасшедшая бунтующая старшая сестра. Фильм Корали Фаржа проложил для меня дорогу, подготовил аудиторию к выходу «Гадкая сестра». Многие зрители благодаря ему поняли, что у боди-хорроров тоже могут быть большие идеи», — добавила Блихфельдт.
Почему фильм «Гадкая сестра» сейчас важен
«Гадкая сестра» — это сатира на индустрию красоты и беспощадный разбор социальных конвенций. Если классическая сказка Шарля Перро учила добродетели и смирению, здесь мораль куда более двусмысленна: красота требует не просто жертв, а буквально плоти и крови. За провокационной формой кинокартины скрывается серьезное высказывание о токсичных стандартах красоты, патриархальном насилии и цене социального успеха.
Норвежская интерпретация — не просто шокирующее зрелище, а стильный и актуальный фильм, который заставляет по-новому взглянуть на знакомые с детства истории. С другой стороны, картина демонстрирует, как далеко может зайти жанр боди-хоррора в исследовании социальных тем.
От «Мухи» Кроненберга до «Субстанции» — кино давно исследует ужасы телесных метаморфоз. Но «Гадкая сестра» бьет больнее: это не фантастика о чудовищах, а историческая драма о том, как женщины веками становились ими по воле социума.
«Субстанция» стала знаковой вехой для жанра — даже спустя год после релиза фильм выглядит всё более едким и актуальным, отметил Дмитрий Бортников. Ведь страх перед старостью, перед потерей социальной значимости и возможностью быть замененным кем-то моложе и привлекательнее универсален — он не зависит от пола. «Гадкая сестра» в этом смысле оказывается даже изощреннее «Субстанции», добавляя к традиционным для жанра темам еще и критику навязанных стандартов красоты», — подчеркнул критик.
Фильм «Гадкая сестра»: отзывы российских критиков
Картина уже вызвала ажиотаж на международных фестивалях, таких как Sundance, «Берлинале» и ММКФ. Критики также не остались в стороне. Фильм «Гадкая сестра» также получил преимущественно положительные отзывы от российских кинокритиков.
Так, Кирилл Банницин из «25-го кадра» отметил радикальный подход режиссера, который буквально «калечит свою героиню», подчеркивая тезис о красоте как форме страдания, и ставит картине 4 из 5. Обозреватель «КиноРепортера» Анна Ентякова подчеркнула баланс между сатирой и сочувствием в обличении стандартов красоты. Елена Трусова из ProfiCinema назвала фильм «пронзительным» с «проблесками надежды» и оценивает его в 80 баллов из 100. Критик «Киномании» Дмитрий Карлюк переосмыслил цитату Раневской о красоте как «страшной силе» и отметил, что картина раскрывает эту идею через новый визуальный язык. Общий вердикт — смелый авторский взгляд, сочетающий шоковую эстетику с социальной критикой.
Одни назовут фильм гениальной сатирой, другие — отвратительным трешем. Но ясно одно: он мало кого оставит равнодушным. «Гадкая сестра» не пытается понравиться — она заставляет задуматься.
Ранее мы рассказывали, чем удивит новый фильм вселенной Джона Уика «Балерина».
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».