Владельцев авто обяжут сообщать о сделке в ГИБДД. Почему при продаже следует снять машину с учета
Автоэксперт Попов: следует обязать водителей снимать машину с учета для продажи
10 дней на регистрацию
Внести изменения в правила регистрации транспортных средств предложил президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин, отправив письмо главе МВД Владимиру Колокольцеву. Об этом сообщили «Известия».
По словам Шапарина, недобросовестные покупатели зачастую игнорируют требование о постановке машины на учет в 10-дневный срок. Все штрафы за нарушения новым владельцем приходят продавцу, потому что машина все еще оформлена на него. Если новый собственник перепродает транспортное средство, то привлечь его к ответственности тоже не получится.
Недобросовестные автомобилисты могут даже оформить сразу несколько договоров о продаже машины с несколькими датами, пользуясь лазейками в законодательстве, добавил президент Национального автомобильного союза. Они не оформляют полисы ОСАГО, не оплачивают штрафы и транспортный налог, указал он.
Нагрузка на ГИБДД и авто без собственника
Если автомобиль не переоформлен на покупателя, то все оплачивает продавец, подтвердил в беседе с телеканалом «360» адвокат общественного движения «Свобода выбора» Сергей Радько. Государство при этом не несет ущерб. Налоги и штрафы приходят на имя собственника, пока машину не перерегистрировали в ГИБДД.
Как добавил Радько, при реализации инициативы нагрузка на автоинспекторов значительно возрастет, поскольку им будут поступать уведомления и от продавцов, и от покупателей машин.
«Непонятно, как быть, если машину продали, покупатель машину на учет не поставил и перепродал другому человеку. Получается, что в ГИБДД будет уведомление от одного собственника, от второго не будет и третьему могут отказать в регистрации».
Сергей Радько
автоюрист
Много случаев, когда россияне не регистрируют автомобили. Не срабатывают и камеры видеофиксации, и только внимательный инспектор может заметить нарушение. Такое мнение высказал вице-президент Национального союза автомобилистов Ян Хайцеэр.
«Это касается продажи автомобиля у дилеров. Когда машина фактически на комиссии, у нее нет номеров. И создается иллюзия, что они принадлежат дилерам, но на самом деле не имеют фактического собственника», — пояснил он.
Обязательная регистрация авто защитит продавцов на вторичном рынке, чтобы им не пришлось доказывать свою невиновность в случае, если новый автовладелец попадет в ДТП, добавил Хайцеэр.
Удобный формат
Реализация инициативы может быть эффективной, так как в случае аварии с неучтенным автомобилем получить компенсацию с его владельца довольно сложно. При отсутствии ОСАГО получить деньги со страховой компании невозможно, а виновник ДТП может не иметь имущества, пояснил автоюрист Илья Москвитин.
При этом продавец может написать заявление в ГИБДД, приложив договор купли-продажи для снятия с себя ответственности за нарушения нового автовладельца.
«Если это реализуют в комфортном формате, к примеру, через «Госуслуги», чтобы можно было загрузить договор и указать телефон нового собственника с автоматической загрузкой его данных, то это хорошо скажется и на безопасности на дорогах, и на взыскании налогов», — сказал он.
Мошенники и выбраковка авто
Независимый автоэксперт Дмитрий Попов в беседе с «Ямал-Медиа» отметил, что необходимо также учитывать то, что процедура купли-продажи в России упрощенная, а договор можно написать от руки.
«Когда у тебя на руках свидетельство о регистрации, то инспектор проверить, был ли договор купли-продажи (ДКП) или не было, в принципе не может. Потому что если ДКП оформлен не через «Госуслуги», то он нигде не висит. Это проблема огромного калибра», — сказал Попов.
Автоэксперт пояснил, что водители имеют возможность избежать штрафов и налогов при продаже автомобиля и до введения инициативы. Необходимо поехать в МРЭО (Межрайонное отделение Государственной инспекции безопасности дорожного движения) и снять машину с учета.
Что касается уведомительного порядка о снятии с учета, то это довольно проблемная история по реализации, добавил Попов. По его мнению, следует вернуться к идее снятия с учета машины для продажи. К тому же неясно, какой документ нужно будет прикладывать к уведомлению о том, что человек совершил сделку, если в наличии есть только рукописный ДКП, который мог быть, к примеру, оформлен на третье лицо без водительского удостоверения.
Уведомления через сетевые ресурсы, по словам эксперта, довольно быстро могут стать видом мошенничества. Злоумышленники могут угнать автомобиль, а если у них на руках есть регистрационные данные транспортного средства, то они могут уведомить ГИБДД о том, что существует ДКП и они купили машину. Собственник автомобиля в этом случае устанет доказывать автоинспекторам, что он никому ничего не продавал.
«Правильнее было бы просто обязать водителей при совершении сделок купли-продажи снимать машину с учета для продажи. Но без всяких новых правил каждый водитель в своем праве сейчас делать точно так же, чтобы не стать жертвой тех, кто не платит штрафы и налоги и не ставит машину на учет».
Дмитрий Попов
независимый автоэксперт
Для того чтобы не получать больше штрафов за проданный автомобиль, который новый владелец или последующие не зарегистрировали, Попов посоветовал выбраковать транспортное средство.
«Есть такая процедура — выбраковка. Идете в ГИБДД и пишете заявление о том, что машина сгорела вместе с документами. Они по базе данных проверяют, что машина [зарегистрирована] на вас и составляют документы о том, что автомобиль уничтожен. И он выбраковывается. Вам точно не будут приходить штрафы. А в случае, если такой автомобиль будет остановлен на дороге, то он будет арестован, поскольку его не существует документально», — порекомендовал автоэксперт.
Попов напомнил, что при покупке автомобиля у покупателя всегда должна закрасться мысль о том, почему автомобиль продает не собственник и почему он не ставил автомобиль на учет. В таком случае не стоит покупать автомобиль, если с документами не чисто, заключил эксперт.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».