http://Top.Mail.Ru
Владимир Гиляровский: биография, творчество, история книги «Москва и москвичи» | Ямал-Медиа
08 декабря 2025, 05:21 (обновлено: 08 декабря 2025, 07:03)

Владимир Гиляровский: как бродяга и бунтарь стал главным летописцем Москвы

8 декабря исполняется 170 лет со дня рождения Владимира Гиляровского

Он был бурлаком и актером, солдатом и циркачом, но в историю вошел как талантливый репортер и автор бестселлера «Москва и москвичи». Владимир Гиляровский — это живая энциклопедия ушедшей эпохи, чья жизнь была не менее захватывающей, чем его очерки. 8 декабря 2025 года исполняется 170 лет со дня рождения человека-легенды.

Вологодский бунтарь

Даже отправная точка его биографии — загадка. Долгое время считалось, что Владимир Гиляровский родился в 1853 году, но найденные в 2000-х годах метрические книги Покровской Сямской церкви указывают на 26 ноября (8 декабря) 1855 года. Место — лесной хутор в имении графа Олсуфьева под Вологдой.

Он родился в семье помощника управляющего имением Алексея Гиляровского и Надежды Мусатовой. Потеряв мать в восемь лет, воспитывался мачехой-дворянкой, которая, однако, не смогла усмирить его вольный дух.

«Родился я в лесном хуторе за Кубенским озером и часть детства своего провел в дремучих домшинских лесах, где по волокам да болотам непроходимым медведи пешком ходят, а волки стаями волочатся».

Владимир Гиляровский. «Мои скитания»

Лес, 1890-е годы. Фото: МАММ/МДФ/russiainphoto.ru
Лес, 1890-е годы. Фото: МАММ/МДФ/russiainphoto.ru

С 1860 года семья жила в Вологде. Учеба в гимназии, куда Владимир поступил в 1865 году, тяготила его. После первого же класса его оставили на второй год.

В 1871 году Гиляровский сбежал из дома, вдохновленный идеями того времени (в частности, представленными Чернышевским в романе «Что делать?»). Это было сознательное «хождение в народ», которое растянулось на целое десятилетие и стало фундаментом его уникального опыта.

Скитания по России: бурлак, солдат, актер

Так началась его настоящая школа жизни, уникальная даже для того времени. Это был беспрецедентный для будущего литератора путь физического и духовного испытания Россией. За десять лет Гиляровский исколесил полстраны: от волжских Ярославля и Рыбинска до кавказских Владикавказа и Тифлиса, через степной Царицын и Ростов, театральные Тамбов, Воронеж, Пензу и Саратов, завершив странствия в Москве.

  • Бурлак. Его первым пристанищем после побега стала волжская бурлацкая артель. Гиляровский шел с лямкой по Волге от Костромы до Рыбинска 20 дней. Затем работал носильщиком в порту Рыбинска.
  • Солдат. Найденный отцом, он был направлен вольноопределяющимся в 173-й Нежинский пехотный полк. В 1873 году Владимира перевели в юнкерское училище в Москву, откуда вскоре отчислили за неуставное поведение.
Бурлак, Волга. 1900-е годы. Фото: «Шерер, Набгольц и Кº»/МАММ/МДФ/russiainphoto.ru
Бурлак, Волга. 1900-е годы. Фото: «Шерер, Набгольц и Кº»/МАММ/МДФ/russiainphoto.ru
  • Рабочий и пожарный. В 1873—1875 годах будущий писатель сменил множество занятий: работал сторожем, пожарным и кубовщиком на заводе в Ярославле; табунщиком в Царицыне; наездником в цирке Ростова-на-Дону.
  • Актер. С 1875 года Гиляровский начал участвовать в постановках театральных трупп, играя в Тамбове, Воронеже, Саратове и других городах.
  • Доброволец-пластун. С началом Русско-турецкой войны 1877—1878 годов Гиляровский записался в армию добровольцем. Служил на Кавказе в 161-м Александропольском полку в отряде охотников-пластунов, участвовал в боях, за храбрость был награжден Георгиевским крестом. Осенью 1878 года получил отставку.
Русско-турецкая война. Палаточный лагерь. 1877—1878. Фото: МАММ/МДФ/russiainphoto.ru
Русско-турецкая война. Палаточный лагерь. 1877—1878. Фото: МАММ/МДФ/russiainphoto.ru

После войны, прежде чем окончательно поселиться в Москве, Гиляровский вновь вернулся к актерской жизни. Эти годы странствий стали для него бесценным опытом, который позже лег в основу многих его произведений.

Москва: обретение дома и призвания

В 1881 году Владимир Гиляровский, закончив свои скитания, окончательно осел в Москве. Первое время он продолжал работать актером, но, по совету Антона Чехова, вскоре начал литературную и журналистскую деятельность. 30 августа (по старому стилю) 1881 года в журнале «Будильник» было напечатано его стихотворение «Все-то мне грезится Волга широкая».

«Все-то мне грезится Волга широкая,

Грозно-спокойная, грозно-бурливая.

Грезится мне та сторонка далекая,

Где протекла моя юность счастливая.

Помнятся мне на утесе обрывистом

Дубы высокие, дубы старинные,

Стонут они, когда ветром порывистым

Гнутся, ломаются ветви их длинные.

Воет погодушка, роща колышется,

Стонут сильнее все дубы громадные, —

Горе тяжелое в стоне том слышится,

Слышится грусть да тоска безотрадная…

Что же вы плачете, дубы старинные?

Или свидетели вы преступления,

Кровь пролита ли под вами невинная,

И до сих пор вас тревожат видения.

Или, быть может, в то времечко давнее,

В стругах, когда еще с Дона далекого,

Разина Стеньки товарищи славные

Волгой владели до моря широкого, —

Ими убиты богатые данники,

Гости заморские, с золотом грабленным;

Или, быть может, и сами изгнанники,

Здесь, с атаманом, молвою прославленным,

С удалью буйные головы сложили,

С громкой, кровавой, разбойничьей славою?!

Все то вы видели, все то вы прожили, —

Видели рабство и волю кровавую!»

Владимир Гиляровский

С 1882 по 1884 год Гиляровский работал репортером в газете «Московский листок». В числе его публикаций — материал о железнодорожной катастрофе близ деревни Кукуевки (на территории современной Тульской области) в июне 1882 года, в которой погибли более 40 человек. Репортер смог незаметно присоединиться к секретной правительственной комиссии и около двух недель работал на месте аварии, добыв эксклюзивные подробности. Там же он участвовал в разборе завалов.

Вид на Кремль и Устинский мост с Вшивой горки. 1884. Фото: МАММ/МДФ/russiainphoto.ru
Вид на Кремль и Устинский мост с Вшивой горки. 1884. Фото: МАММ/МДФ/russiainphoto.ru

С 1884 года Гиляровский работал в газете «Русские ведомости», а также сотрудничал с «Русской мыслью», «Русским словом», «Голосом Москвы», «Петербургским листком», «Новым временем» и другими изданиями. Его статьи и очерки, основанные на глубоком погружении в жизнь города, преимущественно затрагивали социальную проблематику.

Гиляровский стал «королем московских репортеров» — человеком, которого уважали и в ночлежках Хитровки, и в аристократическом Английском клубе. Он был своим в любом слое общества. Его репортажи с пожаров, из полицейских участков и городских трущоб отличались невероятной достоверностью. Именно с Москвой связаны лучшие и самые известные произведения Гиляровского.

Ходынское поле во время коронации императора Николая II. 1896 год. Фото: Музей Москвы/russiainphoto.ru
Ходынское поле во время коронации императора Николая II. 1896 год. Фото: Музей Москвы/russiainphoto.ru

В 1896 году Владимир Гиляровский стал главным летописцем Ходынской катастрофы. 18 (30) мая на Ходынском поле во время раздачи подарков по случаю коронации Николая II произошла страшная давка. Журналист был ее свидетелем и чудом остался жив.

В газете «Русские ведомости» вышел жесткий репортаж Гиляровского «Катастрофа на Ходынском поле». Материал был опубликован через два дня после событий и стал сенсацией. За эту правдивую публикацию журналисту грозила тюрьма, но статья все-таки увидела свет и стала главным документальным свидетельством трагедии, унесшей жизни 1389 человек.

«Москва и москвичи»: главная книга

Вершиной творчества Владимира Гиляровского стал сборник очерков «Москва и москвичи», изданный в 1926 году и получивший широкую известность. Дополненный вариант сборника вышел в 1935 году. Автор представил в нем подробную картину городских традиций, быта и нравов второй половины XIX — начала XX века.

Книга стала живой энциклопедией московской жизни. Гиляровского считали непревзойденным знатоком старой Москвы, и он действительно водит читателя по самым колоритным уголкам города.

Следуя за повествованием, мы словно попадаем в злачную Хитровку — печально известное «дно» столицы, с ночлежными домами и трактирами вроде «Каторги». Переносимся в роскошный Елисеевский магазин на Тверской, чье открытие в 1901 году поразило автора «горами заморских фруктов». Оказываемся на шумном Охотном ряду — в то время это был огромный рынок, «заставленный торговыми палатками».

Охотный ряд. 1890—1896. Фото: МАММ/МДФ/russiainphoto.ru
Охотный ряд. 1890—1896. Фото: МАММ/МДФ/russiainphoto.ru

«Хитров рынок почему-то в моем воображении рисовался Лондоном, которого я никогда не видел. Лондон мне всегда представлялся самым туманным местом в Европе, а Хитров рынок, несомненно, самым туманным местом в Москве. Большая площадь в центре столицы, близ реки Яузы, окруженная облупленными каменными домами, лежит в низине, в которую спускаются, как ручьи в болото, несколько переулков».

Владимир Гиляровский. «Москва и москвичи»

Хитровка, торговля съестными припасами. 1900—1919. Фото: Музей Москвы/russiainphoto.ru
Хитровка, торговля съестными припасами. 1900—1919. Фото: Музей Москвы/russiainphoto.ru

В книге оживает целая галерея колоритных городских типажей — извозчики и купчики, букинисты и актеры. Ее страницы наполнены живыми диалогами и городскими легендами. Гиляровский был не только репортером, но и художником, склонным к мифотворчеству. Его рассказы — это сплав документального факта и увлекательной «былицы», что лишь усиливает их обаяние.

Творческое наследие

Владимир Гиляровский оставил богатое литературное наследие, в котором переплелись журналистика, поэзия и мемуарная проза. Его творческий путь можно разделить на ключевые этапы и книги.

  • Поэзия и ранние очерки

В 1881 году было опубликовано стихотворение Гиляровского «Все-то мне грезится Волга широкая», а в 1894 году вышел его первый поэтический сборник «Забытая тетрадь». В 1915 году увидел свет сборник «Год войны. Думы и песни». Стихотворение «Из тайги, тайги дремучей...» стало популярной песней в русской армии во время Первой мировой войны.

  • Запрещенный шедевр: «Трущобные люди»

В 1887 году Владимир Гиляровский подготовил к изданию сборник «Трущобные люди» на основе своих газетных публикаций. Тираж был изъят и уничтожен по постановлению Комитета министров Российской империи. Как отмечал литературовед Виктор Гура, собранные в одной книге очерки «приобретали обобщающий смысл, составляли цельную и мрачную картину бедствия и нищеты народа, униженного и задушенного эксплуатацией». Гиляровский присутствовал при сожжении книги и даже успел выхватить несколько страниц из огня. Книгу опубликовали только в 1957 году.

Хитров рынок. Ночлежный дом. 1900-е годы. Фото: МАММ/МДФ/russiainphoto.ru
Хитров рынок. Ночлежный дом. 1900-е годы. Фото: МАММ/МДФ/russiainphoto.ru
  • Книги очерков и путевые заметки

В 1900 году вышел сборник «Негативы» о странствиях автора. В 1909 и 1912 годах опубликованы сборники рассказов «Были» и «Шутки». Также он выпускал брошюры: «Московские нищие» (1896), «Шипка прежде и теперь» (1902) и «На родине Гоголя» (1902).

  • Поэмы

В 1922 году вышли поэмы «Стенька Разин» (полная версия; ранее произведение выходило с цензурными правками) и «Петербург».

  • Мемуарная трилогия и главный бестселлер

В конце 1920-х — начале 1930-х Гиляровский создал цикл автобиографических произведений в трех книгах: «Мои скитания» (1928) о бродяжной молодости, «Записки москвича» (1931) и «Друзья и встречи» (1934). Вершиной его творчества стал сборник «Москва и москвичи» (1926, дополненное издание вышло в 1935 году) — подробная энциклопедия быта и нравов старой Москвы.

Дом Игумнова на Якиманке. 1895—1909. Фото: ГМИИ им. А. С. Пушкина/russiainphoto.ru
Дом Игумнова на Якиманке. 1895—1909. Фото: ГМИИ им. А. С. Пушкина/russiainphoto.ru
  • Посмертные публикации

После смерти писателя вышли книги «Люди театра» (1941) и «Москва газетная» (1960), завершающие портрет эпохи.

Личная жизнь

За бурной публичной жизнью «короля репортеров» стоял крепкий семейный тыл. В 1884 году Владимир Гиляровский женился на Марии Мурзиной. Их брак продлился более полувека.

В семье родилось двое детей: сын Алексей, умерший в младенчестве, и дочь Надежда (1886—1966), которая пошла по стопам отца, став литератором, переводчицей и историком театра.

Дядя Гиляй: силач, друг и душа Москвы

Гиляровский был личностью невероятного масштаба и обаяния. Современники звали его «дядя Гиляй» — это народный, сердечный псевдоним, который отражал всеобщую любовь и доверие. Так его звали не только друзья-литераторы, но и дворники, извозчики, обитатели ночлежек.

Его квартира № 10 в доме № 9 в Столешниковом переулке на десятилетия стала одним из культурных центров Москвы. Сюда стекалась вся интеллектуальная и творческая элита. «Здесь звучали раскатистый шаляпинский бас и лирический собиновский тенор, трагический голос М. Н. Ермоловой и улыбчивый разговор М. Г. Савиной, пленительный тембр В. И. Качалова», — вспоминал зять Гиляровского, искусствовед Виктор Лобанов.

Столешников переулок. 1978. Фото: Борис Томбак/Музей Москвы/russiainphoto.ru
Столешников переулок. 1978. Фото: Борис Томбак/Музей Москвы/russiainphoto.ru

Круг общения Владимира Гиляровского включал цвет русской культуры конца XIX — начала XX века. Он дружил с писателями Антоном Чеховым, Максимом Горьким, Иваном Буниным, Александром Блоком и Сергеем Есениным, художниками Ильей Репиным, Исааком Левитаном и многими другими. Он обладал даром быть «своим человеком» в самых разных местах — от артистических гостиных до воровских притонов на Хитровке.

Гиляровский был членом Общества любителей российской словесности, членом-учредителем первого русского гимнастического общества и почетным пожарным Москвы, а также издавал «Журнал спорта». Современники рассказывали о его богатырской силе: он мог пальцами согнуть медный пятак, завязать в узел кочергу, а в саду «Эрмитаж» в порыве азарта вырвал из земли тяжелый аттракцион для измерения силы. Эта мощь не раз спасала ему жизнь — в уличных драках, на войне и в страшной давке на Ходынском поле.

После революции 1917 года он активно сотрудничал с советскими газетами («Известия», «Вечерняя Москва»), писал книги и продолжал быть центром притяжения для московской интеллигенции, даже почти полностью ослепнув к концу жизни. Владимир Гиляровский скончался 1 октября 1935 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Могила Владимира Гиляровского на Новодевичьем кладбище. Москва. Фото: Baturina Yuliya/Shutterstock/Fotodom
Могила Владимира Гиляровского на Новодевичьем кладбище. Москва. Фото: Baturina Yuliya/Shutterstock/Fotodom

«Я — москвич! Сколь счастлив тот, кто может произнести это слово, вкладывая в него всего себя. Я — москвич!» — писал Владимир Гиляровский.

Память о Гиляровском

Последний адрес Владимира Гиляровского — Столешников переулок, 9 — стал настоящей московской легендой. Рядом с домом, где писатель прожил полвека, работает музей «Центр Гиляровского», а на фасаде дома можно увидеть памятную доску в его честь.

Но память о «дяде Гиляе» живет не только в его доме-музее. С 1966 года в Мещанском районе Москвы существует улица, названная именем писателя. Кроме того, его яркая, харизматичная внешность запечатлелась в русском искусстве. Считается, что скульптор Николай Андреев использовал черты Гиляровского, создавая образ Тараса Бульбы для памятника Гоголю на Никитском бульваре. А по свидетельствам современников, Илья Репин писал с него одного из хохочущих казаков для знаменитой картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

В 2015 году открылась резиденция «Дом Дяди Гиляя» в старинном здании на ул. Чернышевского, 15, в Вологде. Здесь писатели могут работать и проводить творческие отпуски.

«Дом дяди Гиляя». Вологда. Фото: Sergei Afanasev/Shutterstock/Fotodom
«Дом дяди Гиляя». Вологда. Фото: Sergei Afanasev/Shutterstock/Fotodom

К 170-летию со дня рождения Гиляровского Музей русского импрессионизма в Москве подготовил масштабную выставку «Свой человек. Владимир Гиляровский», которая продлится до 25 января 2026 года. Экспозиция объединила живопись, графику, скульптуру и фотографию из 54 музейных и 11 частных собраний и предлагает зрителям визуальное путешествие по его жизни.

Детство в Вологодской глуши отражает «Лес» Юлия Клевера, бурлацкую юность — этюды Владимира Маковского, военную службу на Кавказе — «Башибузук. Албанец» Василия Верещагина, а репортерскую работу — «Ходынское поле» того же Маковского. Также представлены работы художников — современников Гиляровского, которых он знал лично: Исаака Левитана, Константина Юона, Виктора Васнецова и других.

Ранее «Ямал-Медиа» рассказывал про творческий путь поэта Серебряного века Иннокентия Анненского, со дня рождения которого в сентябре 2025 года исполнилось 170 лет.

Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».


Загрузка...