Водители зарулят в тень, цены вырастут: чем может обернуться локализация автомобилей такси
Как принимали нашумевший законопроект
Первое чтение законопроекта состоялось в январе 2024 года. Затем наступила пауза. Против инициативы выступили представители бизнеса и различные объединения, которые настаивали на том, что введение требований к легковым такси замедлит обновление автопарков и принесет определенные трудности самозанятым водителям, пишет Интерфакс.
Изначально предполагалось установить требование, согласно которому для получения разрешения на работу в такси с 1 октября 2025 года легковой автомобиль должен быть признан локально произведенным. Речь идет об уровне локализации не менее 3,2 тысячи локализационных баллов. Такая сегодня планка допуска автомобилей к госзакупкам в России. Представители бизнеса заявили, что таким высоким требованиям соответствуют лишь модели «АвтоВАЗа» и ограниченный перечень менее массовых отечественных марок.
Ко второму чтению законопроект был доработан. Вступление в силу новых требований сдвинули на 1 января 2033 года. При этом с 1 марта 2026 года было предложено ввести другие критерии для авто, задействованных в частном извозе.
Какие изменения принесет приятый закон
С 1 марта 2026 года предложено допустить к работе в качестве такси как машины, произведенные в рамках «новых» специнвестконтрактов, так и в рамках специнвестконтрактов, которые были заключены до 1 марта 2022 года и в которых появились новые инвесторы, ранее числившиеся инвесторами или привлеченными лицами в других СПИК.
Также в такси с 1 марта 2026 года решено допускать и автомобили, произведенные в рамках «новых» СПИК, которые были заключены после 1 марта 2025 года или которые подверглись после 1 марта 2025 года изменениям и по решению правительства были допущены к использованию в такси. Новые требования к автомобилям такси было решено временно не распространять для Калининградской области и Дальнего Востока.
Авто должны соответствовать определенной сумме локализационных баллов. Но для определения степени локализации не будут использовать систему, принятую сейчас. Специализированные расчеты планируется устанавливать особым правительственным правовым актом. С 1 января 2033 года число баллов станет единственным критерием для получения допуска.
«Новые машины не будут включены, если у них не хватает определенных баллов локализации. На текущий момент товары, которые выпускаются в России, в том числе из импортных запчастей, локализуются по набору определенных баллов. Правительство утвердило перечень баллов. Мы не можем говорить о том, что отечественные автомобили должны быть полностью собраны из российских запчастей целиком. Требуется набрать определенное количество баллов. В течение года для жителей всей страны никакой проблемы не будет. Люди до 1 марта 2026 года могут включаться в реестр такси, получать соответствующие лицензии. В Калининграде. они это могут делать до 2028 года, а на Дальнем Востоке до 2030 года. А уже после этих сроков в реестр будут включать только автомобили с определенными баллами локализации производства на территории России», — пояснил в беседе с «Ямал-Медиа» автоюрист, блогер, представитель комитета по защите прав автовладельцев Кирилл Форманчук.
В сервисе такси «Максим» уверены, что принятый закон усложнился «бюрократическими, совершенно непонятными баллами и СПИКами». Единственный необходимый критерий локализации — это факт производства автомобиля на территории РФ, заявили «Известиям» в компании.
В пресс-службе сервиса отметили, что федеральные министерства могут работать с автопроизводителями, заводить новых, создавать им условия, чтобы они переносили полный цикл производства в РФ. Однако перевозчики тут не при чем. Любой легковой автомобиль, произведенный на территории России, должен подходить для работы в такси.
В беседе с «Известиями» главный редактор «За рулем» Максим Кадаков отметил, что гораздо логичнее была бы схема с перечнем конкретных моделей, которые могут применяться в такси. Его можно было бы оперативно менять, если какая-то машина достигнет требуемого уровня локализации.
По данным экспертов аналитического центра при правительстве РФ, для обновления автопарка такси по всей стране потребуется до 290 млрд рублей. При этом основная нагрузка ляжет на самозанятых водителей, которые занимаются извозом на личных авто. Поэтому рынок такси могут покинуть до 500 тысяч водителей, которые не смогут заменить личный автомобиль на подходящий под новые критерии.
С введением требований к локализации автомобилей такси самозанятые водители вряд ли захотят легализовываться, пояснил «Известиям» руководитель союза «Цифровой мир» Валерий Корнеев. Они начали активно уходить в тень после принятия 580-ФЗ «О такси», сейчас этот процесс ускорится. Работать водители будут через чаты, без налогов и контроля. Число таких чатов, по данным осеннего исследования, уже превысило 10 тысяч.
Таксопарки, скорее всего, перейдут на китайские автомобили экономкласса, которые работают в два раза меньше по пробегу до списания, чем корейские или японские аналоги. Рост цен на поездки предположительно составит 40—60%, заключил эксперт.
Ранее мы писали о том, что предложение парламентариев об изменении требований к автомобилям, задействованным в качестве таки, вызвало огромный общественный резонанс.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».