«Шашечки» или ехать. В Госдуме предложили пересадить таксистов на отечественные авто
Законопроект об обязательном переводе таксопарков на машины российских производителей отправили на доработку. Против действующей редакции выступило государственно-правовое управление администрации президента РФ. В ведомстве считают, что законопроект нуждается в дополнительном обсуждении с заинтересованными структурами. Кроме того, свои замечания и предложения к инициативе имеются у экспертного управления президента РФ, Минпромторга, РСПП, «Деловой России» и ФСБ, пишут «Известия».
Только отечественные автомобили такси с 1 октября 2025: суть законопроекта и реакции
Поправки в закон «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси» были одобрены в первом чтении 18 января 2024 года. В соответствии с ними, с 1 октября 2025 года для легковых перевозок разрешается приобретать только отечественные автомобили. Их должны выпускать российские концерны, степень локализации элементов машины должна быть высокой. Для ее оценки вводится система баллов.
В момент принятия законопроекта в первом чтении, председатель Госдумы Вячеслав Володин заявил, что изменения помогут поддержать отечественный автопром и создать дополнительные условия для его развития. Также это поспособствует созданию новых рабочих мест.
Законопроект вызвал неоднозначную общественную реакцию. Введение требований по локализации машин такси может привести к уходу с рынка существенного числа таксистов и росту тарифов, цитируют «Известия» председателя Общероссийского объединения пассажиров, зампреда Общественного совета при Минтрансе Илью Зотова.
Он отметил, что в России около полумиллиона самозанятых, которые работают на собственных машинах, и далеко не всегда это модели отечественных автопроизводителей.
В марте нынешнего года в РСПП состоялся круглый стол. На нем было отмечено, что необходима дальнейшая работа над вопросами локализации такси с учетом интересов всех участников рынка, в том числе водителей и пассажиров.
Эксперты настаивают на постепенном подходе к локализации, чтобы не нарушать баланс на рынке, доступность и качество услуг для жителей. В качестве разумного «разумного компромисса» стоит перенести срок введения изменений с 1 октября 2025 года на 1 октября 2026 года, заявил президент РСПП Александр Шохин.
В ГПУ отдельно сообщили о претензиях к документу со стороны силовых структур. Речь идет об избыточном и необоснованном создании информационной системы для учета сведений о моделях транспортных средств, отвечающих требованиям машины, которая используется в качестве легкового такси. Этот пункт предлагается заменить на перечень моделей транспортных средств.
Столкновение интересов
Принятие закона о локализации автотранспорта в легковых перевозках станет возможным только после появления на конвейерах российских автозаводов комфортных и надежных автомобилей, сказано в письме Союза пользователей цифровых платформ «Цифровой мир». Его в марте этого года направили в правительство и отечественным автопроизводителям. В апреле этот же союз направил обращение в ГПУ администрации президента и Конституционный суд.
«Текущий вариант законопроекта противоречит нормам антимонопольного законодательства, так как нарушает ФЗ «О защите конкуренции», запрещающий создание дискриминационных условий для отдельных участников рынка. Также мы считаем юридически сомнительной саму возможность государству предписывать частному бизнесу покупать только локализованные средства производства в предложенной форме», — отмечается в документе.
Кроме того, в письме говорится, что депутатская инициатива «защищает интересы только автопроизводителей, игнорируя интересы остальных, причем самых главных заинтересованных сторон отрасли такси — водителей и пассажиров».
По мнению авторов обращения, ограничения приведут к тому, что из легального пространства уйдут до 70% водителей, а это приведет к дальнейшему подорожанию услуг и социальному недовольству.
В беседе с «Известиями» председатель профсоюза такси «Добро» Николай Кодолов подчеркнул, что также готовит обращения «в ряд инстанций». Он считает, что пока российские автомобили «являются отстающими от конкурентов по надежности, комфорту и техническому обеспечению». К тому же их стоимость завышена.
По его мнению, прежде чем вводить требования по локализации, необходимо создать специальные автомобили, предназначенные для регулярных пассажирских перевозок, разработать стандарты безопасности и комфорта. Это может занять минимум 5—8 лет. При этом будет важно идти в ногу со временем, чтобы не выпустить автомобиль, отстающий от лидеров мирового автопрома. Вложения в такой проект будут огромными. Учитывая эти обстоятельства, такси рискуют стать услугами не на каждый день.
В развитых странах нет запрета на использование иностранных автомобилей в коммерческих перевозках, говорит председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова.
«Основное внимание уделяется не происхождению машины, а ее безопасности, техническому состоянию и соответствию современным экологическим требованиям. Поддержка нацпроизводителей там чаще носит стимулирующий характер — через субсидии, налоговые послабления или программы обновления автопарка, а не через запреты», — пояснила собеседница издания.
Кто выиграет от введения нового законопроекта: мнение эксперта
«Выиграет президент «АвтоВАЗа» Максим Соколов. Он последнее время продвигает его всеми возможными административными ресурсами», — считает независимый автоэксперт Дмитрий Попов.
По его мнению, которым он поделился с «Ямал-Медиа», аналогичная ситуация складывается и с утильсбором, который сделали чудовищно большим, но он отражается только на тех моделях, которые приезжают в Россию из-за рубежа, потому что правительство субсидирует уплату утильсбора отечественными производителями или теми, которые локализуются на территории РФ.
«Хотели как лучше, а получилось как всегда, потому что таким образом хотят спровоцировать иностранных производителей автомобилей — тех, которые у нас здесь продают свои автомобили, чтобы они входили к нам, чтобы осуществляли сборку здесь, и чтобы запчасти здесь собирали и заводы автокомпонентов строили. Но во-первых, это история долгая, заходить на сборку и локализацию быстро не получится. Во-вторых, наш рынок, например, по отношению к китайскому, меньше. Китайский рынок — это 2,224 млрд автомобилей, поэтому мы для них как клопы, и в этих условиях им проще будет просто развернуться и уйти. Что будет дальше? Можно предположить, будет суровый рост стоимости цены на такси».
Дмитрий Попов
независимый автоэксперт
Та же самая Lada Vesta, которая собиралась во второй генерации, имеет слабые места, например, ступичные, есть проблемы с подшипниками, также не все гладко с системой зажигания и подвеской, пояснил автоэксперт.
«Я сейчас на «китайца» пересел и всем рассказываю о том, что у китайского автомобиля подвеска гораздо более энерговооруженная по отношению ко всем нашим ямам и «лежачим полицейским». А это значит, что будет много частых мелких ремонтов, потребуется покупать запчасти, которые тоже сейчас поступают ни шатко ни валко. Значит, на территории России цена на них будет высокая. Ее таксист будет добирать из нашего с вами кармана. Мне кажется, что создавать конкуренцию российскому автопрому нужно каким-то другим способом. Я месяца полтора назад был в автосалоне, который торгует «Ладами». Я смотрел на Lada Aura — автомобиль сделан в стиле 90-х. Уровень технологий в этом авто такой, что он максимум может достаться чиновникам, которые сами не сидят за рулем, но для переднего пассажира и водителя никакого комфорта не оставлено — слишком маленькие двери», — пояснил Дмитрий Попов.
«Очень спорная история. Без сомнения, присутствуют элементы лоббирования интересов других производителей. Очень давно, когда была культурная революция, и китайцы входили в развитие своего промпроизводства, у них по-другому лоббировали локализацию на своей территории. Они в первые три года полностью освобождали от налогов и сборов новые производства для того, чтобы те могли встать на ноги. Потом многие из них переформатировались, перерегистрировались и вроде опять стали новыми, но зато они получили доступ к налогу с продаж, с зарплат и рост производства. Мне кажется, что надо не административными мерами приказывать покупать только российское авто, которое должное еще уверенно бегать хотя бы 500—600 тысяч километров», — полагает Попов.
Если хочется, чтобы у нас в такси были хорошие, комфортабельные, долгоживущие автомобили отечественного производства, надо попытаться найти и в российском производстве эти автомобили, резюмировал автоэксперт.
Тем временем в Госдуме предложили внедрить в приложения такси функцию отказа от водителя-мигранта.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».